Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.
14 января 1852 г. Луи Бонапарт ввел новую конституцию, которая в своих чертах напоминала бонапартистскую конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров и тем самым руководил полицейско-бюрократическим аппаратом. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь законодательный орган был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог внести последующие изменения в конституционную систему. Вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого, как и первого консула по конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный монархический характер. Логичным завершением конституции 1852 г. был сенатус-консульт восстановление власти в лице Наполеона III. Официальное провозглашение Второй империи произошло 2 декабря 1852 г.
После официального провозглашения империи государственный строй Франции приобретал все более авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался Законодательным корпусом.
Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система "официальных кандидатов", которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты оппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную кампанию.
Императорским декретом 1 марта 1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как составная часть армии и находился в подчинени военного министра.
Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к войне, ускорили наступление новой буржуазно-демократической революции и падение Второй империи.
50. Парижская коммуна 1871 г.
4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой. Было сформировано правительство "национальной обороны". Оно спешно провело в феврале 1871 г. выборы в Национальное собрание, правомочное заключить мир с Пруссией, чтобы развязать себе руки для "обуздания Парижа". В результате восстания 18 марта власть в Париже перешла к ЦК Национальной гвардии, который выражал интересы рабочего класса и примкнувшей к нему мелкой буржуазии. ЦК Национальной гвардии, стремясь избежать упрека в намерениях противозаконно захватить власть, направил все свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской коммуны.
26 марта ЦК Национальной
гвардии передал власть
Пролетарский характер Коммуны нашел отражение в ее программном документе - Декларации Коммуны "К французскому народу" от 19 апреля 1871 г., призванной "разъяснить характер, смысл, цели происхождения революции". В Декларации подчеркивалось, что "коммунальная революция" означает конец "всего того, чему пролетариат обязан своим рабством, а Родина - своими бедствиями и страданиями. В перечне социальных зол наряду с милитаризмом, бюрократизмом, монополиями, привилегиями прямо указывалась эксплуатация.
Предусматривая "постоянное
участие граждан в делах
Демократический,
Его высший орган, Совет Коммуны, состоял из избираемых на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственными перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов.
Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти, действующая в восставшем городе, Был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать цели революции. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению.
Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий. Одним из жизненно важных для Коммуны вопросов был вопрос о борьбе с врагами. Декретом от 5 апреля 1871 г. в ответ на зверства версальцев предусматривалось создание Обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении всех лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством.
Согласно декрету, все
задержанные по приговору Обвинительного
жюри считались заложниками
Парижская коммуна просуществовала недолго. Во второй половине мая правительственные войска ворвались в Париж и подавили восстание.
51. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 г.
Политическая обстановка
во Франции после падания Коммуны
характеризовалась не только жестоким
террором по отношению к коммунарам,
но и общим разгулом реакции. Во многих
департаментах было введено осадное
положение. Благодаря прямой поддержке
правительства усилилось
Развитие государственной системы Третьей республики проявилось прежде всего в существенном сокращении власти президента. Президент на практике перестал использовать свои политические наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д. ). Теоретически президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов. Одним из внешних признаков "всесилия" парламента в период Третьей республики были частые правительственные кризисы. Это объяснялось тем, что при множественности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволяющим ей сформировать однопартийное правительство. Немаловажную роль в системе органов Третьей республики играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным делам, он обладал заметным политическим весом. Совет сохранил за собой важные функции административной юстиции - рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов (совет префектур в департаментах). Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. Выборные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопросами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п. ), фактически находились в зависимости от префекта, а, через него - и от центральной власти. Генеральные советы не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помощью к префекту. Низшей единицей местного управления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет.
52. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона)
Французский гражданский кодекс был принят 21 марта 1804 г. благодаря политической воле Наполеона почему и получил в истории известность как кодекс Наполеона.
Кодекс Наполеона воплощает
и развивает гражданско-
Первая книга «О лицах» (ст.7-515) переводила такие общие идеи своей эпохи, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, «всякий француз пользуется гражданским правом» . Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от «качества гражданина», которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное Кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.
Характерной чертой
ГК Наполеона было то, что в
нем отсутствовало понятие
Вторая книга «Об
имуществах и различных
Центральное место
во второй книге ГК занял
институт собственности. В
В третьей, наиболее
значительной по объему книге
ГК «О различных способах, которыми
приобретается собственность»
Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран