Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубежных стран шпоргалка.docx

— 221.49 Кб (Скачать файл)

Административные органы (исполнительная власть), а также  судебные органы федерации и штатов образуют единую систему. Правительство федерации может давать правительствам штатов обязательные указания, касающиеся исполнения федеральных законов.

Индийская федерация не только централизованная, но и в определенной мере асимметричная федерация.

В составе федерации имеется 3 рода штатов:

1) штаты, которые пользуются наибольшими правами (упомянутый штат Джамму и Кашмир);

2) штаты, занимающие обычное правовое положение (подавляющее большинство);

3) некоторые мелкие штаты (Мегхалая, Нагаленд и др.), права которых, с одной стороны, ограничены, а с другой – расширены: им разрешается отступать от федеральных законов в отношениях, касающиеся местных дел. В основе управления лежит парламентская система.

Правительство штата (совет  министров штата) во главе с главным  министром насчитывает обычно 6-12 членов.

Судебную систему в  штате возглавляет высокий (высший) суд штата.

Размежевание полномочий (предметов ведения) между федерацией и штатами урегулировано специальным (седьмым) приложением Конституции.

В отдельных штатах выделяются особые районы, имеющие статус автономных округов (штаты Ассам, Мизорам, Мегхалая и др.). В них создаются племенные советы, играющие совещательную роль при губернаторе и имеющие право с согласия последнего принимать нормативные акты, регулирующие некоторые вопросы (брак, наследование и др.) с учетом местных обычаев. Губернаторы таких штатов могут принимать решения о неприменении некоторых федеральных законов и законов штатов в районах автономии.

Помимо штатов, в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно (кроме столицы Индии Дели) это мелкие острова в Индийском океане, другие небольшие районы в континентальной Индии. Рядом союзных территорий единолично управляют назначенные федеральным правительством администраторы (управляющие, главные комиссары).

Местное самоуправление и управление. Территория каждого штата разделена на округа, всего их около 400. Округом управляет окружной магистрат («коллектор», комиссар), назначаемый губернатором по указанию правительства штата. Комиссару подчинена полиция, сам же он подчиняется правительству штата. Представительного органа в округе нет.

Округ разделен на сельские единицы: талуки, так-силы, объединяющие группы деревень, отдельные крупные  деревни.

Столица Индии Дели имеет  статус союзной территории и управляется  назначенным Президентом по указанию правительства лейтенант-губернатором, при котором действует в основном в качестве совещательного органа избираемый населением совет.

 

 

73. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ СТРАН СНГ

 

Особое влияние на конституционное  развитие стран СНГ и на их текущее  законодательство оказали такие  международно-правовые акты, как Устав  ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Демократическая направленность преобразований, происходящих в обществе и государстве, находит свое отражение  в конституциях стран СНГ.

Основы конституционного строя утверждаются на принципиально  новых для этих государств демократических принципах, общепризнанных в мировом сообществе:

1) провозглашение демократического характера государства;

2) признание человека высшей ценностью в обществе и государстве и конституционное закрепление его основных прав и свобод;

3) народовластие;

4) принцип разделения властей;

5) стремление к правовой государственности;

6) верховенство закона во всех сферах государственной жизни;

7) политический плюрализм; равноправие и плюрализм всех форм собственности;

8) социальная направленность государственной власти; светский характер государства.

В той или иной форме  закрепление или декларация этих принципов присутствуют во всех конституциях стран СНГ.

Большинство конституций  стран СНГ закрепляют суверенитет народа и народ провозглашается единственным источником государственной власти.

Большое значение в конституциях стран СНГ придается провозглашению государственного суверенитета.

Практически все конституции  государств СНГ закрепляют социальный характер государства.

Это означает, что конституцией на государство возлагается обязанность  стремиться к обеспечению социальной справедливости и благополучия населения  страны, а также проводить такую  социальную политику, которая нацелена на социальную защищенность человека. Важнейшее место в конституциях стран СНГ отводится регулированию  вопросов, связанных с правом собственности. Большинство конституций стран СНГ провозглашают равную защиту всех форм собственности.

Практически все конституции  стран СНГ провозглашают демократический характер государства. В основных законах этих государств запрещается узурпация государственной власти кем бы то ни было.

В ряде конституций государств СНГ провозглашаются политический плюрализм и идеологическое многообразие.

Значительное место в  конституционном праве государств – участников СНГ занимают постановления, закрепляющие основы правового статуса  личности. Степень развития данного  государственно-правового института  определяется характером политических реформ, проходящих в каждой из стран  – участниц Содружества. Содержание разделов конституций стран СНГ, посвященных правовому статусу  личности, свидетельствует об имплементации  международно-правовых норм, посвященных  правам и свободам человека, в их внутригосударственное законодательство.

Права и свободы, прокламируемые в конституциях стран – участниц СНГ, условно можно подразделить на 3 группы:

1) личные;

2) политические;

3) социально-экономические.

 

 

74. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СТРАН СНГ

 

По форме правления  государства – участники Содружества условно можно разделить на 2 основные группы:

1) президентские республики;

2) республики со смешанной формой правления. По отдельным формальным признакам к президентским республикам можно отнести Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан. Остальные государства Содружества, (также условно) можно отнести к республикам со смешанной формой правления (полупрезидентским).

Парламентами стран СНГ являются: Милли Меджлис в Азербайджанской Республике; Национальное Собрание Республики Армения; Национальное Собрание Республики Беларусь; Парламент Грузии; Парламент Республики Казахстан; Законодательное собрание Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; Парламент Республики Молдова; Маджлис Оли Республики Таджикистан; Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис Туркменистана; Олий Мажлис Республики Узбекистан; Верховная Рада Украины.

Отличия в вопросе организации  высших представительных органов в  Туркменистане: по Конституции образуются 2 высших представительных органа –  Халк Маслахаты как высший представительный орган народной власти и Меджлис (парламент) как законодательный  орган.

По своей структуре  органы законодательной власти стран  СНГ являются однопалатными. Исключение: Республика Беларусь, Республика Казахстан  и Кыргызская Республика – парламенты двухпалатные.

Президент в государствах СНГ наделяется очень широкими полномочиями.

Президентом может быть избран гражданин данного государства  на основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий, как правило, 5 лет.

В государствах с президентской  формой правления (Азербайджанская  Республика, Грузия, Туркменистан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) президент  по конституции является главой государства, главой исполнительной власти, верховным  главнокомандующим и т. д.

Наличие, помимо поста президента, поста премьер-министра не типично для президентских республик, где правительство возглавляет сам президент. Однако в некоторых республиках СНГ предусматривается и пост премьер-министра(Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан).

Президент в странах с  президентской формой правления  наделен широкими полномочиями в  исполнительной сфере государственной  деятельности.

В государствах СНГ со смешанной  формой правления полномочия президента также могут быть весьма широкими.

Правительство в  странах СНГ: Кабинет Министров – в Азербайджанской Республике, Республике Узбекистан, в Республике Беларусь, на Украине, в Туркменистане; Правительство – в Республике Армения, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Таджикистане.

Компетенция правительства  в большинстве стран СНГ в  своей основе очень похожа.

В соответствии с конституциями  стран СНГ правосудие в них осуществляется: конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами. Организационная структура судебной системы в странах СНГ примерно одинакова.

 

 

75. ОСОБЕННОСТИ ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКИХ КОНСТИТУЦИЙ

 

Значительным фактором, влияющим на конституционное право латиноамериканских стран, являются неоднородность и неоформленность социальной структуры латиноамериканского общества. Континент представляет собой пеструю палитру социальных структур: от крупной буржуазии Бразилии, Аргентины, Чили, Колумбии, Венесуэлы до откровенно феодальных элементов Гаити, Парагвая, Гондураса, от высокого процента промышленных рабочих в общем составе населения Мексики, Бразилии, Чили до почти полного их отсутствия во многих слаборазвитых странах региона.

Конституционное право стран  Латинской Америки традиционно  испытывает на себе воздействие католической церкви. Церковь в Латинской Америке является одним из главных носителей общественной идеологии. Ее деятельность накладывает серьезный отпечаток на функционирование всего государственного механизма, конституционные системы и общественное сознание как правящих элит, так и широких слоев населения. Роль и позиция католической церкви в Латинской Америке определяются тем, что абсолютное большинство населения (свыше 90 %) исповедует католицизм и с колониальных времен церковь традиционно занимала привилегированное положение среди других институтов, функционировавших на континенте.

Латиноамериканские конституции  обладают определенной спецификой и  особенностями, вызванными неустойчивостью  социально-экономических и политических систем этих стран. Характерными чертами  их конституционного развития являются частая смена конституций, перманентное обновление конституционного законодательства и, как следствие этого, нестабильность основного закона.

В новые латиноамериканские конституции были включены довольно радикальные социально-экономические  программы, такие как принцип суверенитета народа, верховенство конституции, равенство граждан перед судом и законом, выборность, периодическая сменяемость и ответственность высших должностных лиц, включая президента как главу государства, а также принцип разделения властей в его классической форме.

Один из основных конституционных  принципов – принцип частной собственности – тесно увязан с «социальной функцией собственности», в силу чего частная собственность в соответствии с конституционными нормами могла быть подвергнута ограничениям, включая экспроприацию ее в целях «социального благосостояния». Эту концепцию собственности содержат многие действующие латиноамериканские конституции.

Конституции многих латиноамериканских стран относятся к разряду развернутых конституций, включая в свои тексты многие детали юридической техники, процессуальные нормы и т. д.

По характеру изменений  латиноамериканские конституции относятся  к законодательным актам «жесткого типа», предусматривающим, что для их изменения необходимо решение специального большинства законодательного органа или созыв специального конституционного собрания.

Конституции латиноамериканских стран в различном объеме закрепляют конституционные права и свободы  граждан, причем этот объем не гарантирует  степень демократичности государственного режима.

 

 

76. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

 

Политические  партии большинства латиноамериканских стран не играют решающей роли в механизме осуществления государственной власти,

что значительно отличает страны континента от развитых демократических  государств и сближает их с развивающимися афро-азиатскими. Незначительная роль политических партий в государственном  механизме стран Латинской Америки  объясняется рядом причин, среди которых внепарламентский способ формирования правительства, гипертрофированная президентская власть, ведущая роль исполнительных органов в процессе осуществления государственной власти, традиционное влияние вооруженных сил на политическую систему, относительная слабость законодательных органов, незначительная роль органов местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран