1.Определение государства
и права, их историческое развитие.
Задачи государства. Основные
права человека и гражданина.
Обязанности человека и гражданина,
их соотношение. Государство — это особая организация
политической власти общества, располагающая
специальным аппаратом принуждения, выражающая
волю и интересы господствующего класса
или всего народа. Историческое развитие
государства - процесс качественных изменений
(смены исторических типов) государственной
власти с момента ее возникновения до
настоящего времени. Возникновение государства
закономерно связано с переходом от первобытного
общества с его социально однородной структурой
к обществу, основанному на социальных
различиях. Типы гос.: формационный подход
(Маркс, Энгельс, Ленин): рабовладельческое,
феодальное, буржуазное, социалистическое;
цивилизационный подход (У. Ростоу): традиционное,
индустриальное, постиндустриальное.
Задачи и функции государства — явления
соотносимые, тесно взаимосвязанные, но
несовпадающие. Их нельзя ни противопоставлять,
ни отождествлять. В задачах государства
определяются его социальное назначение,
историческая миссия в тот или иной исторический
период. На государство как на "идеального
совокупного капиталиста" возлагаются
такие разнообразные по своему характеру,
но одинаковые по своей социально-классовой
сути и содержанию задачи, как: сглаживание
внутриклассовых противоречий, существующих
между различными частями господствующего
класса - буржуазии; приведение разрозненных,
а зачастую - противоречащих друг другу
интересов различных фракций буржуазии
к некоему общему знаменателю; определение
общих, стратегических целей и перспектив
дальнейшего развития господствующего
класса и его ближайших союзников; Важными
задачами и соответствующими им основными
направлениями деятельности государства
социал-демократической ориентации в
переходный период являются следующие:
перестройка системы социального страхования
и социального обеспечения на новый, социал-демократический
лад; введение в систему образования и
медицинского обеспечения, которые до
этого были и в значительной мере остаются
прерогативой государства, наряду с публичными
элементами частных элементов; совершенствование
системы физического и духовного воспитания
граждан с целью привития им новых социальных,
политических, отчасти этических и иных
ценностей.
Право есть совокупность правил (норм),
определяющих обязательные взаимные отношения
людей в обществе. Система права
— совокупность норм, институтов и
отраслей права. Деление на частное
и публичное право осуществляется
по критерию того, чьи интересы затрагивают
регулируемые нормой отношения —
индивидуальные или общественные. Основные
права и свободы человека и
гражданина закрепляются в международно-правовых
актах и конституциях конкретных
государств. Гражданские (личные) права-
право на жизнь, достоинство личности,
право на свободу и личную неприкосновенность,
право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, право
на защиту своей чести и доброго имени,
право на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, право на свободное передвижение,
выбора места пребывания и жительства
и др. Экономические права —право частной
собственности, право на владение, пользование
и распоряжение своим имуществом как единолично,
так и совместно с другими лицами, право
на участие в кооперативной, акционерной,
муниципальной, государственной собственности,
право на предпринимательскую деятельность,
право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию и т. д. Политические права
- право человека на гражданство, право
определять и указывать свою национальную
принадлежность, право на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов, право
на проведение собраний, митингов и демонстраций,
право на участие в управлении делами
государства как непосредственно, так
и через своих представителей, право избирать
и быть избранным, право обращения в государственные
органы и др. Социальные права -право на
труд, социальное обеспечение, право на
жилище, право на отдых, охрану здоровья
и медицинскую помощь. Культурные права
-право на пользование родным языком, на
свободный выбор языка общения, свободу
совести и вероисповедания, право на образование,
свободу литературного, художественного,
научного, технического и других видов
творчества, право на доступ к культурным
ценностям. Экологические права - право
на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии, на возмещение
ущерба, причиненного здоровью человека
или имуществу экологическими правонарушениями.
Информационные -свобода мысли и слова,
право искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым законным
способом, свобода массовой информации.
Существование и реализация прав и свобод
неразрывно связаны с определенными обязанностями,
которые выступают их оборотной стороной.
Обязанности можно подразделить на естественно-правовые,
носителями которых выступают человек
и общество, и юридические, носителями
которых являются гражданин, государство,
его органы и которые отражены в позитивном
праве. Естественные обязанности соответствуют
основным естественным правам человека
(право на жизнь — обязанность «не убей»,
право собственности — обязанность «не
укради») и они так же, как права, по мере
развития общества постепенно конкретизируются
и закрепляются в виде юридических обязанностей
в законодательстве. В ряде стран законодатель,
подчеркивая разницу между естественными
и юридическими обязанностями, устанавливает
обязанности человека (каждого) и обязанности
гражданина.
2. Гражданство. Гражданство - принадлежность лица к
данному государству, следствием чего
является распространение на него прав
и обязанностей, установленных законодательством
этого государства с обеспечением государственной
защиты его прав. Приобрести гражданство
возможно несколькими способами: Филиация
(по рождению) — приобретение гражданства
по факту рождения: По праву крови или
получение гражданства через брак родителей,
По праву почвы (земли), По наследству.
Натурализация (укоренение) — вступление
в гражданство лица по желанию. Гражданство
Российской Федерации является единым
и равным независимо от оснований его
приобретения. Проживание гражданина
России за пределами Российской Федерации
не прекращает его гражданства Российской
Федерации. Гражданин России не может
быть лишён гражданства Российской Федерации
или права изменить его. Гражданин России
не может быть выслан за пределы Российской
Федерации или выдан иностранному государству.
Российская Федерация поощряет приобретение
гражданства России лицами без гражданства,
проживающими на территории Российской
Федерации.
3.Форма
правления и государственного
устройства. Фо́рма госуда́рственного правле́ния
— элемент формы государства, который
определяет систему организации высших
органов государственной власти, порядок
их образования, сроки деятельности и
компетенцию, а также порядок взаимодействия
данных органов между собой и с населением,
и степень участия населения в их формировании:
Монархия — форма правления, где высшая
государственная власть принадлежит единоличному
главе государства — монарху, который
занимает престол по наследству и не несет
ответственности перед населением. Единоличным
главой государства является монарх, который
получает свою власть по наследству; Монарх
юридически безответственен (отстранить
монарха от власти невозможно). Абсолютная
монархия (неограниченная) — государство,
в котором монарх является единственным
высшим органом в стране и в его руках
сосредоточена вся полнота государственной
власти (Саудовская Аравия, Оман). Ограниченная
монархия — государство, в котором помимо
монарха существуют и иные органы государственной
власти не подотчётные ему, а государственная
власть рассредоточена между всеми высшими
органами власти, власть монарха ограничена
на основании специального акта (Конституции)
или же традиции. В свою очередь ограниченная
монархия делится на: Сословно-представительная
монархия — монархия, в которой власть
монарха ограничена на основании традиции
формирования органов по критерию принадлежности
к определенному сословию (Земский собор
в России[3], Кортесы в Испании) и играющих
роль, как правило, совещательного органа[4].
В настоящее время подобных монархий в
мире нет. Конституционная монархия —
монархия, в которой власть монарха ограничена
на основании специального акта (Конституции),
где существует иной высший орган власти,
формирующийся путём выборов представителей
народа (парламент). В свою очередь конституционная
монархия делится на: Дуалистическая монархия
— государство, в котором монарх обладает
всей полнотой исполнительной власти,
а также имеет часть законодательных и
судебных полномочий. Представительный
орган в таком государстве существует
и осуществляет законотворческие функции,
но монарх может наложить абсолютное вето
на принимаемые акты и по своему усмотрению
распустить представительный орган (Иордания,
Марокко). Парламентарная монархия — государство,
в котором монарх является лишь данью
традиции и не обладает какими-либо существенными
полномочиями. Государственное устройство
в такой монархии строится на принципе
разделения властей (Великобритания, Япония,
Дания).
Республика
— форма правления, при которой
высшие органы государственной власти
избираются народом, либо формируются
особыми представительными учреждениями
на определенный срок и несут полную
ответственность перед избирателями.
Всегда существует несколько высших органов
власти, при этом полномочия между ними
разделены таким образом, что один орган
независим от другого (принцип разделения
властей);Главой государства является
Президент, который осуществляет свою
власть от имени народа; Высшие органы
власти и должностные лица несут ответственность
перед населением, которая может быть
выражена в следующем: они избираются
на определенный срок, по истечении которого
полномочия могут не продлеваться; возможно
досрочное прекращение полномочий. Президентская
республика — государство, в котором наряду
с парламентаризмом в руках президента
одновременно соединяются полномочия
главы государства и главы правительства.
Правительство формирует и распускает
непосредственно сам президент, парламент
при этом какого-либо значимого влияния
на правительство оказывать не может —
здесь наиболее полно раскрывается принцип
разделения властей (США, Эквадор).Парламентская
республика — государство, в котором верховная
роль в организации государственной жизни
принадлежит парламенту. Парламент формирует
правительство и вправе в любой момент
отправить его в отставку. Президент в
таком государстве не имеет каких-либо
существенных полномочий (Израиль, Греция,
ФРГ).Смешанная республика — в государствах
с такой формой правления сильная президентская
власть одновременно сочетается с наличием
эффективных мер по контролю парламента
за деятельностью исполнительной власти
в лице правительства, которое формируется
президентом с обязательным участием
парламента. Таким образом, правительство
несет ответственность одновременно и
перед президентом, и парламентом страны[5]
(Украина, Португалия, Франция).
Фо́рма госуда́рственного устро́йства
— способ территориальной организации
государства или государств, образующих
союз. Определяет внутреннее строение
государства, деление его на составные
части (территории) и принципы их взаимоотношения
между собой. Унитарное государство —
простое, единое государство, которое
характеризуется отсутствием у административно-территориальных
единиц признаков суверенитета. Вся полнота
государственной власти сосредоточена
на уровне государства в целом, территориальные
части не имеют самостоятельности;Органы
государственной власти строятся в виде
единой иерархичной системы с подчинением
одному центру (законодательный орган
имеет однопалатную структуру);Одноуровневая
система законодательства (существует
единая конституция на уровне всей страны);
Наличие единого гражданства. Простое
унитарное государство — в составе нет
автономных образований, территория такого
государства либо вообще не имеет административно-территориального
деления (Мальта, Сингапур), либо состоит
только из административно-территориальных
единиц (Польша, Словакия, Алжир). Сложное
унитарное государство — имеет в составе
одно или несколько автономных образований.
Федерация — сложное, союзное государство,
части которого являются государственными
образованиями с ограниченным государственным
суверенитетом. Строится на распределении
функций управления между центром и субъектами
федерации. Предметы ведения и полномочия
разделены между государством в целом
(федерацией) и его составными частями
(субъектами федерации), существует также
совместная компетенция по отдельным
вопросам; Двухуровневая система органов
государственной власти, в соответствии
с которой отдельно существуют федеральные
органы и органы субъектов федерации (парламент
на уровне федерации имеет двухпалатную
структуру — верхняя палата представляет
интересы субъектов федерации, кроме того
субъекты также формируют свои местные
парламенты);Двухуровневая система законодательства
(конституция и законы существуют как
на уровне федерации, так и на уровне каждого
субъекта); Наряду с общефедеральным гражданством
у субъектов федерации, как правило, есть
возможность устанавливать собственное
гражданство. Конфедерация — временный
союз государств, создаваемый для достижения
политических, экономических, культурных
и прочих целей. Является переходной формой
государства, в дальнейшем или же преобразуется
в федерацию, или же снова распадается
на ряд унитарных государств (как это стало
с Объединённой Арабской Республикой
и Сенегамбией). Составные части являются
суверенными государствами, обладающими
всей полнотой государственной власти;
Каждое союзное государство имеет собственную
систему органов власти и вооружённые
силы, на уровне конфедерации образуются
лишь высшие координирующие органы; Каждое
союзное государство имеет собственную
конституцию и систему законодательства,
на уровне конфедерации может приниматься
своя конституция, но единого законодательства,
как правило, не создаётся (любое решение
единого конфедеративного органа требует
утверждения каждым государством-членом);
Нет единого гражданства конфедерации;
Каждое государство имеет право выхода
из конфедерации при достижении своих
целей.
4.Коллективный договор
- правовой
акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации или у индивидуального
предпринимателя и заключаемый работниками
и работодателем в лице их представителей.
В коллективный договор могут включаться
взаимные обязательства сторон по следующим
вопросам: формы, системы и размеры оплаты
труда, денежные вознаграждения, пособия,
компенсация, доплаты; механизм регулирования
оплаты труда исходя из роста цен, уровня
инфляции, выполнения показателей, определенных
коллективным договором; занятость, переобучение,
условия высвобождения работников; продолжительность
рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
улучшение условий и охраны труда молодежи,
женщин и других работников; добровольное
и обязательное медицинское страхование;
соблюдение интересов работников при
приватизации предприятия, ведомственного
жилья; экологическая безопасность и охрана
здоровья работников на производстве;
льготы для работников, совмещающих работу
с обучением; контроль за выполнением
коллективного договора; ответственность
сторон, социальное партнерство, обеспечение
условий функционирования профсоюзов,
иных уполномоченных работниками исполнительных
органов; отказ от забастовок по условиям,
включенным в данный коллективный договор,
при своевременной и полном их выполнении.
Коллективный договор заключается сроком
до трех лет и может быть продлён на общий
период (срок).
5.Заключение
– прекращение брака. Алименты. Заключение
брака производится в личном присутствии
лиц, вступающих в брак, по истечении месяца
со дня подачи ими заявления в органы записи
актов гражданского состояния.При наличии
уважительных причин орган записи актов
гражданского состояния по месту государственной
регистрации заключения брака может разрешить
заключение брака до истечения месяца,
а также может увеличить этот срок, но
не более чем на месяц.При наличии особых
обстоятельств (беременности, рождения
ребенка, непосредственной угрозы жизни
одной из сторон и других особых обстоятельств)
брак может быть заключен в день подачи
заявления. Для заключения брака необходимы
взаимное добровольное согласие мужчины
и женщины, вступающих в брак, и достижение
ими брачного возраста. Брачный возраст
устанавливается в восемнадцать лет.
При наличии уважительных причин органы
местного самоуправления по месту жительства
лиц, желающих вступить в брак, вправе
по просьбе данных лиц разрешить вступить
в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати
лет. Порядок и условия, при наличии которых
вступление в брак в виде исключения с
учетом особых обстоятельств может быть
разрешено до достижения возраста шестнадцати
лет, могут быть установлены законами
субъектов Российской Федерации. Не допускается
заключение брака между: лицами, из которых
хотя бы одно лицо уже состоит в другом
зарегистрированном браке; близкими родственниками
(родственниками по прямой восходящей
и нисходящей линии (родителями и детьми,
дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными
и неполнородными (имеющими общих отца
или мать) братьями и сестрами); усыновителями
и усыновленными; лицами, из которых хотя
бы одно лицо признано судом недееспособным
вследствие психического расстройства.
Брак прекращается
вследствие смерти или вследствие объявления
судом одного из супругов умершим. Брак
может быть прекращен путем его
расторжения по заявлению одного
или обоих супругов, а также
по заявлению опекуна супруга, признанного
судом недееспособным. Муж не имеет
права без согласия жены возбуждать
дело о расторжении брака во время
беременности жены и в течение
года после рождения ребенка.
Алименты
— средства (деньгами или натурой)
для питания (содержания), которые
закон обязывает выплачивать
одного из супругов другому, родителя
— несовершеннолетнему ребёнку,
взрослого ребёнка — пожилому
родителю, и т.д.. Могут выплачиваться/перечисляться
добровольно или принудительно,
в судебном порядке.Виды и формы алиментов
установлены законодательством соответствующих
стран. В России их установление и порядок
судебного взыскания предусмотрен в Семейном
кодексе РФ. Иски о взыскании алиментов
могут быть предъявлены истцом в суд по
месту его жительства или по месту жительства
ответчика. Размер алиментов при отсутствии
соглашения об уплате алиментов установлен
в п. 1 статьи 81 СК: на одного ребенка —
одна четверть, на двух детей — одна треть,
на трех и более детей — половина заработка
и (или) иного дохода родителей. При образовании
задолженности по вине лица, обязанного
уплачивать алименты по решению суда,
виновное лицо уплачивает получателю
алиментов неустойку в размере одной второй
процента от суммы невыплаченных алиментов
за каждый день просрочки. Получатель
алиментов вправе также взыскать с виновного
в несвоевременной уплате алиментов лица,
обязанного уплачивать алименты, все причиненные
просрочкой исполнения алиментных обязательств
убытки в части, не покрытой неустойкой.
6.Предмет и
метод административного права. Административное право, наряду
с конституционным и гражданским правом,
является ведущей отраслью в системе российского
права, относится к публичному праву и
играет в правовой системе системообразующую
роль:
Во-первых, оно представляет и выражает
один из двух главных методов правового
регулирования – императивный, повелительный.
Другой базовый метод – диспозитивный
– олицетворяется нормами гражданского
права. Своеобразное объединение в треугольник
«конституционное право - административное
право – гражданское право», формирующий
фундамент всей системы российского права,
показывает административное право как
фундаментальную базовую отрасль права.
Во-вторых, административное право служит
своего рода «материнской отраслью» для
отраслей публичного права. Положения
административного права о компетенции
органов исполнительной власти находят
свое отражение и воплощение в финансовом,
налоговом и других отраслей права. Императивный
подход административного права наиболее
эффективно применяется, например, в экологическом
праве как наиболее эффективный способ
борьбы в настоящее время с правонарушениями
в этой области общественных отношений.