Важнейшими
принципами трудового права является
возможность работников на объединение
в профессиональные союзы и на
участие в управлении предприятиями,
учреждениями и организациями. Администрация
предприятий и организаций со
своей стороны обязана создавать
условия, обеспечивающие участие работников
в управлении. Конституционная обязанность
каждого способного к труду гражданина
— это принцип соблюдения трудовой
дисциплины. Право на материальное
обеспечение в старости, в случае
болезни, полной или частичной утраты
трудоспособности, а также потери
кормильца относится к числу
основных принципов трудового права
и закреплено в Конституции. К
источникам трудового права относятся:
законы РФ; подзаконные нормативные
акты государственных органов; санкционированные
государственные акты кооперативных
и общественных организаций. Среди
законов, устанавливающих нормы
трудового права, выделяется прежде
всего основной закон — Конституция,
которая является юридической базой
всех отраслей права и обладает высшей
юридической силой. Конституция
содержит ряд принципиальных правовых
положений, получивших конкретное выражение
в нормах трудового права.
39.
Понятие и виды рабочего времени.
Режим и учет рабочего времени.
Сверхсуточные работы. Рабочее время - время, в течение которого
работник в соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка организации и условиями
трудового договора должен исполнять
трудовые обязанности, а также иные периоды
времени, которые относятся законом к
рабочему времени. Нормальная продолжительность
рабочего времени не может превышать 40
часов в неделю. Сокращенное рабочее время
- продолжительность рабочего времени
менее нормальной (36- или 24-часовая рабочая
неделя), но с полной оплатой. Устанавливается
для: работников до 16 лет (15 часов в неделю);
работников от 16 до 18 лет (4 часа в неделю);
работников-инвалидов I и II группы (5 часов
в неделю); работников, занятых на работе
с вредными и (или) опасными условиями
труда (4 часа и более). Продолжительность
работы в ночное время (с 22 до 6 часов) сокращается
на 1 час. К работе в ночное время не допускаются
беременные женщины, инвалиды, несовершеннолетние
и др. Для учащихся образовательных учреждений
в возрасте до 18 лет, работающих в свободное
от учебы время, рабочее время не может
превышать половины нормы работника соответствующего
возраста. По соглашению работника с работодателем
может быть установлен неполный рабочий
день или неполная рабочая неделя. Работодатель
обязан установить
режим неполного
рабочего времени для работников
по их просьбе: беременной женщины; одного
из родителей (опекуна, попечителя), имеющего
ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида
в возрасте до 18 лет). Ограничения
на продолжительность ежедневной рабочей
смены: для работников в возрасте
от 15 до 16 лет - 5 часов; от 16 до 18 лет - 7 часов;
для учащихся учебных заведений,
совмещающих в течение года учебу
с работой: до 16 лет-2,5 часа, о; 16 до 1С
лег -3,5 часа; для инвалидов - в соответствии
с медицинским заключением. Продолжительность
рабочего дня или смены накануне
праздничного дня уменьшается на
1 час, накануне выходных дней (при 6-дневной
рабочей неделе) -не более 5 часов. Работа
за пределами нормальной продолжительности
рабочего времени: совместительство (производится
по инициативе работника) может быть
внутреннее и внешнее и не может
превышать 4 часов в день, 16 часов
в неделю;
сверхурочная
работа (по инициативе работодателя) -
допускается с письменного согласия
работника для выполнения общественно
необходимых работ, для предотвращения
производственной аварии, устранении
ее последствий и др. Продолжительность
не более 4 часов в течение 2 дней
подряд, 120 часов в год для каждого
работника.
Сверхурочные
работы, как правило, не допускаются.
Сверхурочными считаются работы
сверх установленной продолжительности
рабочего времени. Администрация может
применять сверхурочные работы только
в исключительных случаях, предусмотренных
законодательством и статьей 55 настоящего
Кодекса. Сверхурочные работы могут
производиться лишь с разрешения
соответствующего выборного профсоюзного
органа предприятия, учреждения, организации.
К сверхурочным работам не допускаются:
беременные женщины, женщины, имеющие
детей в возрасте до трех лет; работники
моложе 18 лет; работники, обучающиеся
без отрыва от производства в общеобразовательных
учреждениях, а также в образовательных
учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального
образования, имеющих государственную
аккредитацию, в дни занятий; другие
категории работников в соответствии
с законодательством. Женщины, имеющие
детей в возрасте от трех до четырнадцати
лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати
лет), и инвалиды могут привлекаться
к сверхурочным работам только с
их согласия, причем инвалиды лишь при
условии, если такие работы не запрещены
им медицинскими рекомендациями.
40.Формы,
порядок и сроки оплаты заработной
платы. В соответствии со статьей 83 КЗОТ РФ
в зависимости от количества труда и времени
различают две основные формы оплаты труда:
сдельную и повременную.
Сдельная
система оплаты труда применяются,
когда есть возможность учитывать
количественные показатели результата
труда и нормировать его путем
установления норм выработки, норм времени,
нормированного производственного
задания. При сдельной системе труд
работников оплачивается по сдельным
расценкам в соответствии с количеством
произведенной продукции (выполненной
работы и оказанной услуги). Сдельная
расценка – производная величина,
которая определяется расчетным
путем. Для этого часовая (дневная) тарифная
ставка по соответствующему разряду выполняемой
работы делится на часовую (дневную) норму
выработки либо умножается на установленную
норму времени в часах или днях. Для определения
конечного заработка сдельная расценка
умножается на количество произведенной
продукции (выполненных работ). В соответствии
с ч. 1 ст. 136 ТК РФ при выплате заработной
платы работодатель обязан в письменной
форме извещать работника о составных
частях заработной платы, причитающейся
ему за соответствующий период, размерах
и основаниях произведенных удержаний,
а также об общей денежной сумме, подлежащей
выплате. Несоблюдение работодателем
правила об утверждении формы расчетного
листка позволяет представительному органу
работников, непосредственно работникам
заявить в полномочных государственных
органах требования об утверждении формы
расчетного листка либо об изменении его
содержания путем включения в него перечисленных
в законодательстве сведений. В соответствии
с ч. 3 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается
работнику, как правило, в месте выполнения
им работы либо перечисляется на указанный
работником счет в банке на условиях, предусмотренных
коллективным или трудовым договором.
Заработная плата может быть перечислена
на расчетный счет работника при доказанности
следующих юридически значимых обстоятельств.
Во-первых, наличия добровольного волеизъявления
работника, подтвержденного его письменным
заявлением, на перечисление заработной
платы на счет в банке. Во-вторых, должно
быть доказано наличие в коллективном
или трудовом договоре условия о возможности
перечисления заработной платы работников
на их счет в банке. В соответствии с ч.
6 ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться
не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные
правилами внутреннего трудового распорядка
организации, коллективным договором,
трудовым договором. В ч. 9 ст. 136 ТК РФ установлено,
что средний заработок за время отпуска
выплачивается не позднее чем за три дня
до его начала
41.
Понятие местного самоуправления.
Формы его осуществления. Местное
самоуправление и государственная
власть. Под местным самоуправлением в Российской
Федерации понимается признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской
Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения
по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных
традиций.
Формами прямого
волеизъявления граждан (формами непосредственной
демократии) федеральным законодательством
названы: местный референдум; муниципальные
выборы; собрание (сход) граждан; народная
правотворческая инициатива; обращения
граждан в органы местного самоуправления;
территориальное общественное самоуправление.
Местный референдум - это голосование
граждан, проживающих на территории
соответствующего муниципального образования,
по наиболее важным вопросам местного
значения. В подавляющем большинстве
субъектов Российской Федерации
приняты законы о местных референдумах,
в которых приводится примерный
перечень вопросов, которые могут
быть вынесены на местный референдум.
Муниципальные выборы - демократический
способ формирования органов местного
самоуправления. Непосредственно гражданами,
проживающими на территории соответствующего
муниципального образования, избираются
депутаты представительного органа
местного самоуправления. Народная правотворческая
инициатива - право граждан муниципального
образования разработать проект
нормативного правового акта по вопросам
местного значения и внести его на
рассмотрение в органы местного самоуправления,
а также обязанность соответствующего
органа местного самоуправления рассмотреть
такой проект на открытом заседании
с участием представителей населения
и официально опубликовать (обнародовать)
результаты рассмотрения. Территориальное
общественное самоуправление представляет
собой самоорганизацию граждан
по месту их жительства на части
территории муниципального образования
(на территориях микрорайонов, кварталов,
улиц и др.). Формами территориального
общественного самоуправления могут
выступать общие собрания (сходы),
опросы населения, органы территориального
общественного самоуправления (советы
или комитеты микрорайонов, жилищных
комплексов).
Взаимоотношения
государства и гражданского общества
являются серьезным фактором развития
народовластия как на федеральном
и региональном уровнях, так и
на местном. Гражданское общество представляет
собой огромную самоорганизующуюся
суперсистему и состоит из множества
институтов и ассоциаций граждан. Эффективность
деятельности местного самоуправления
в значительной мере определяется политикой
государства по отношению к нему, системой
взаимоотношений между органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Государство определяет общие направления
своей политики по отношению к местному
самоуправлению, обязательные как для
федеральных органов, так и для субъектов
РФ. Рассматривая систему государственного
регулирования деятельности местного
самоуправления, следует учитывать, что
органы местного самоуправления выступают
в этой системе в качестве не только пассивной,
но и активной стороны. Взаимодействие
с органами государственной власти является
одной из важных составных частей муниципальной
политики. Через свои союзы и ассоциации
они оказывают активное воздействие на
формирование государственное политики
в области местного самоуправления. Представительные
органы местного самоуправления наделены
правом законодательной инициативы в
законодательных (представительных) органах
государственной власти субъектов РФ,
т. е. они имеют право вносить в эти органы
проекты законодательных актов субъектов
РФ или изменений в действующие законодательные
акты, подлежащие обязательному рассмотрению.
Законодательное регулирование деятельности
местного самоуправления осуществляется
государством путем формирования правовой
базы местного самоуправления, включая
законодательное определение территорий
и границ муниципальных образований, предметов
ведения и полномочий местного самоуправления.
Экономическое
регулирование деятельности местного
самоуправления осуществляется путем
наделения его имуществом и финансовыми
средствами, через использование
механизмов налогового и бюджетного
регулирования.
42.
Уголовное право: задачи и принципы. Задачи уголовного
права неразрывно связаны с задачами уголовной
политики в стране и определяются ими.
Уголовная политика является частью социально-правовой
политики государства и заключается в
системе руководящих идей, методов их
реализации, деятельности государственных
органов, направленных на борьбу с преступностью
и устранение причин и условий, способствующих
существованию преступности. Задачами
российского уголовного права являются:
охрана прав и свобод человека и гражданина,
всех видов собственности, общественного
порядка и общественной безопасности,
окружающей среды, конституционного строя
Российской Федерации от преступных посягательств,
предупреждение преступлений, что способствует
сокращению численности преступлений,
а также обеспечению мира и безопасности
человечества. Решающее значение в предотвращении
преступлений, снижении их уровня имеют
политические, экономические и социальные
реформы и мероприятия, повышающие жизненный
уровень населения, уровень образования
и медицинского обслуживания, содействующие
развитию культуры в стране, повышающие
уровень общественной нравственности.
Принципы уголовного права служат основой
как законодательной, так и правоприменительной
деятельности в сфере борьбы с преступностью.
Принципы, используемые в уголовном праве
традиционно делятся на общеправовые
и специальные. Общеправовыми являются
такие принципы, как законность, справедливость,
гуманизм и другие, закрепленные в Конституции
Российской Федерации и Уголовном кодексе
РФ. К специальным принципам уголовного
права относятся неотвратимость наказания,
личная и виновная ответственность. Принцип
вины (принцип субъективного вменения)
означает, что уголовная ответственность
может наступать только при наличии определенного
психического отношения лица к своим действиям,
носящим характер общественно опасных
и причиняющих вред интересам личности,
общества или государства. Принцип справедливости
должен определять индивидуализацию ответственности
и наказания.
43.
Преступление против личности, общественной
безопасности и общественного
порядка. Основными благами человека признаются:
жизнь, здоровье, свобода, честь и целомудрие.
1. Лишение жизни есть противозаконное
виновное причинение смерти другому человеку.
Благо жизни состоит под охраной закона
с самых древнейших времен. Виновником
лишения жизни может быть всякое лицо,
удовлетворяющее условиям вменяемости.
Предметом преступного посягательства
служит жизнь другого человека. Поэтому
самоубийство сюда не относится. Со стороны
внешней лишение жизни заключается в причинении
смерти путем положительного действия
(напр., посредством отравления) или путем
воздержания от тех или других действий
(напр., лишением пищи), необходимым следствием
которых была смерть. С внутренней стороны,
т. е. по участию воли в лишении жизни, оно
может быть умышленным, неосторожным и
случайным. Что касается случайного причинения
смерти, то оно не наказуемо. Умышленное
лишение жизни делится на три вида: простое,
с повышенной наказуемостью (так называемое
квалифицированное) и с пониженною наказуемостью
(так называемое привилегированное). Повышенное
наказание за убийство вызывается прежде
всего особыми свойствами лица, против
которого направляется посягательство.
Квалифицированными в силу этого соображения
признаются: 1) убийство родителей, в виду
кровной, а главное, нравственной связи
виновного с его жертвой, преступление
это карается каторгой без срока; 2) убийство
родственников (восходящих и нисходящих
по прямой линии, родных братьев, и сестер,
дяди и тетки и законного супруга), а также
начальника и господина (бессрочная каторга);
3) убийство священнослужителя во время
службы Божьей (то же наказание); 4) убийство,
беременной женщины (каторга от 15 лет до
бессрочной). 2. Оставление в опасност.
Охраняя благо жизни, закон угрожает наказанием
не только за лишение жизни, но и за поставление
чужой жизни в опасность, а также за неоказание
помощи погибающему. 3. Поединок. 4. Телесные
повреждения. 5. Преступления против свободы.
6. Насилие.
Преступления
против общественной безопасности и
общественного порядка представляют
собой предусмотренные Уголовным
кодексом умышленные или неосторожные
общественно опасные деяния (действия
или бездействие), причиняющие существенный
вред безопасным условиям жизни общества,
здоровью населения и общественной
создающие реальную угрозу причинения
такого вреда. Общественная безопасность
как социальное явление и как
объект уголовно-правовой охраны носит
сложный и многоаспектный характер.
Она представляет собой определенную
совокупность общественных отношений,
регулирующих безопасные условия жизни
общества. В названном смысле общественная
безопасность является не только одной
из потребностей общества, но и общим благом,
общей ценностью, в сохранении и развитии
которой заинтересованы и государство,
и общество, и граждане. Структурно система
безопасности общества включает в себя:
а) наличие разработанной доктрины безопасности,
которая выступает как определенная идеология,
способная объединить общество, и одновременно
как программа действий; б) правовую основу,
т.е. систему законов и иных правовых норм,
позволяющих защищать интересы общества
и составляющих его элементов (людей, социальных
групп, политических и общественных объединений,
общественного сознания и т.д.); в) систему
государственных органов, обеспечивающих
безопасность общества; г) общественную
систему безопасности - совокупность неправительственных,
общественных, самодеятельных институтов
и организаций, которая базируется на
активности населения и способности общества
противостоять угрозам и опасностям для
него; д) корректную, основанную на демократических
принципах, систему средств и методов
обеспечения безопасности.
44.Административно-правовое регулирование
государственной службы. Ее прохождение. Прохождение
государственной службы – это длящийся
процесс, который для государственных
служащих, замещающих должности ка-'тегорий
«Б» и «В», выражается в последовательной
смене этих должностей начиная с момента
поступления на службу и до увольнения
с нее. В течение этого временную отрезка
реализуется административно-правовой
статус государственного служащего. Прохождение
государственной службы регулируется
двумя видами правовых актов. Они различаются
между собой по характеру вызываемых ими
правовых последствий. Первый из них составляют
нормативные правовые акты, устанавливающие
общий для всех граждан России порядок
(правила, условия) прохождения государственной
службы. Ими определяется порядок приема
на государственную службу, прохождения
испытательного срока, особенности условий
государственной службы, порядок проведения
аттестации, замещения должностей, присвоения
квалификационных разрядов, ученых степеней,
ученых званий, почетных званий и других
вопросов прохождения службы. Второй вид
правовых актов – это индивидуальные
акты, представляющие собой один из видов
юридических фактов, т.е. таких фактических
обстоятельств, которые порождают, изменяют
или прекращают государственно-служебные
отношения для одного конкретного гражданина.
Так, гражданин не может быть принят на
государственную службу и находиться
на ней в случаях: признания его решением
суда, вступившим в законную силу, недееспособным
или ограниченно дееспособным; лишения
его решением суда права занимать государственные
должности в течение определенного срока;
наличия подтвержденного заключением
медицинского учреждения заболевания,
препятствующего исполнению должностных
обязанностей; отказа от прохождения процедуры
оформления допуска к сведениям, составляющим
государственную или иную охраняемую
законом тайну, если исполнение должностных
обязанностей связано с использованием
таких сведений; близкого родства или
свойства с государственным служащим,
если их служба связана с непосредственной
подчиненностью или подконтрольностью
одного из них другому; наличия гражданства
иностранного государства; отказа от предоставления
сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем
ему на праве собственности. Государственная
служба прекращается при увольнении государственного
служащего, в том числе в связи с выходом
на пенсию. Помимо оснований, указанных
в ст. 29–37 КЗоТ, увольнение государственного
служащего может быть осуществлено по
инициативе руководителя государственного
органа в случаях: достижения государственным
служащим предельного возраста, установленного
для замещения государственной должности
государственной службы; прекращения
гражданства РФ; несоблюдения обязанностей
и ограничений, установленных для государственного
служащего; разглашения сведений, составляющих
государственную или иную охраняемую
законом тайну; возникновения других обстоятельств,
ограничивающих нахождение на государственной
службе.