Шпаргалка по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по правоведению.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

 

13.Брачный  договор - соглашение,  заключаемое между супругами, либо между лицами, вступающими в брак. Брачный договор может быть заключен как до регистрации брака, так и в любое время в период брака. Но заключенный до регистрации брака договор вступает в силу лишь со дня такой регистрации. Образец брачного договора можно взять здесь. Договор заключается в письменной форме и обязательно удостоверяется нотариусом. Несоблюдение нотариальной формы брачного договора влечет его недействительность, то есть лишает его  юридической силы. Брачный договор устанавливает правовой статус имущества супругов, а также  определяет их имущественные  права и обязанности в браке и в случае его расторжения. Договор может изменить предусмотренный законом режим совместной собственности супругов и установить  долевую  собственность на имущество как  имеющееся в наличии, так  и того, которое может быть приобретено в будущем. Кроме того, в брачном договоре могут быть определены права и обязанности супругов по взаимному содержанию, например алиментные обязательства, порядок несения каждым из них семейных расходов, способы участия супругов в доходах друг друга  и т.п. В брачный договор нельзя включать положения, ограничивающих правоспособность или дееспособность супругов, например их право на судебную защиту.  Договор не может регулировать права и обязанности супругов в отношении детей, так как на этот счет супруги заключают отдельные соглашения. Брачный договор не должен содержать положений, ограничивающих право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания от другого супруга, а также положений, ставящих одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречащих основным началам семейного законодательства. Брачный договор призван регламентировать только имущественные вопросы. Личные права и обязанности супругов в брачном договоре не могут быть его предметом. Например, нельзя установить в брачном договоре обязанность супругов хранить супружескую верность, определять круг домашних обязанностей и  т.п.

 

17.Прекращение  трудового договора. Основаниями прекращения трудового договора являются: соглашение сторон; истечение срока трудового договора за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; расторжение трудового договора по инициативе работника; расторжение трудового договора по инициативе работодателя; перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность); отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией; отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора; отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы; отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем; обстоятельства, не зависящие от воли сторон; нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

 

19.Основы  Конституционного строя РФ. Конституционные  права. Правовой статус человека  и гражданина РФ. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.  Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы  и обязанности, влияет на положение  личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права  и свободы, но и обязанности человека и гражданина, как перед государством, так и перед другими физическими  лицами. Конституция гарантирует  неприкосновенность конституционных  прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины  их ограничения со стороны государства. Конституционные права, свободы  и обязанности предоставляются  гражданам (также как и иностранцам  и лицам без гражданства) на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального  положения. Они носят стабильный характер.

 

20.Понятие  и основные принципы государственной  службы. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах. Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В». К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.). К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории. К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. В соответствии с принципом федерализма различаются: Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации;  государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаяся в их ведении. Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерации или вытекают из нее. Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы: 1. Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. 2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. 3. Единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. 4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. 5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. 6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством. 7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. 8. Гласности в осуществлении государственной службы. 9. Профессионализма и компетентности государственных служащих. 10. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. 11. Внепартийности государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. 12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять Религиозные объединения, ибо они отделены от государства. 13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т.д. 14. Стабильности кадров государственной службы.

 

21. Понятие и основные черты административной  ответственности. Административное  принуждение. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. Наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности: 1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции; 2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом; 3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания; 4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания; 5. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств; 6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административное  принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного  права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности. Особенности административного  принуждения: основывается на нормах административного  права; применяется как физическими, так и юридическими лицам; применяется  в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами  административного права, так и  нормами других отраслей права; закрепляется как в законных, так и в подзаконных  нормативных правовых актах; применяется  широким кругом уполномоченных субъектов; система мер административного  принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке; порядок применения регламентируется административно-процессуальными  нормами, создающими упрощенную процедуру; применяется как к лицам, совершившим  правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в  целях обеспечения правового  порядка и общественной безопасности.

 

22. Понятие и признаки избирательного  права. Организация выборов.  Избирательное право как правовая категория в объективном смысле - это институт конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Содержание избирательного права - это облаченное государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которых проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, политических объединений, избирательных комиссий, других органов, наделенных полномочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотношений на различных этапах избирательной компании. Базовым документом в нормативном порядке закрепляющем содержание избирательного права является основной закон страны, т.е. Конституция, но в ряде случаев данный правовой акт - далеко не единственный источник избирательного права. Различают: Активное избирательное право - как право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах. Пассивное избирательное право - право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится. Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Принцип свободы выборов, означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается. Тайное голосование - предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"