Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

Допускалось самоуправство (кулачное право), однако при соблюдении некоторых правил. Кредитор мог употребить хитрость, принуждение (путем захвата сыновей, животных либо осады дома должника), силу. О последнем способе в сборнике говорится следующее: "...схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долг" Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания.  Законы весьма детально регламентируют  их  использование.Ценность  показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.Лжесвидетельство, несообщение  суду известных сведений считались тяжким грехом.В качестве свидетеля не могли выступать  заинтересованные  лица  и женщины "вследствие непостоянства женского ума".  При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов:  испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Особенности образования Афинского  государства и его история.

В ср Греции в Аттике во II т. До н.э. поселились греческие племена во II т. До н.э. – XI-IX в. жили первобытно-общинным строем. Управление осуществлял базилевс, булэ – совет старейшин,агора-народное собрание.Греческие полисы представляли собой город с прилегающими к нему сельскими территориями. Самым крупным был афинский полис, располагавшийся на площади 2500 кв. км, тогда как большинство других полисов имели территорию около 250 кв. км.

Афины представляют самую  чистую, наиболее  классическую  форму  образования государства.

Здесь государство возникает без всякого вмешательства внешнего и внутреннего насилия.  Город Афины

вырос на юге Балканского полуострова,  в Аттике, малоплодородной долине,  которую во время великого переселения  народов заняли  ионические  племена.  Одному легендарному герою Тезею удалось объединить несколько племенных  поселений с  центром  в  Афинах,  где  и образовалось центральное правление. Весь народ был разделен на три сословия, независимо от принадлежности к тому или иному роду, фратрии и филе:  на  благородных  (эвпатридов)  -  родовую знать,  геоморов или земледельцев,  и демиургов или ремесленников. Был еще многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан. Замещение всех должностей было только из эвпатридов. Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешались, родоплеменные структуры им стали тесны. Сельская община весьма  быстро разложилась в Аттике.Здесь не было нужды в ирригации. На смену коллективной собственности на  землю  приходит собственность частная.  Со временем должность базилевса (вождь племени был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом) ликвидируется. Этот пережиток родоплеменного строя становится нежелательным для новой аристократии.  Наряду с должностью базилевса появляется новая должность  -  архонта.  Сначала он избирался пожизненно. Однако афиняне не желали концентрации власти в одних руках и стали избирать его на 10 лет,позднее на 1 год,  а с 683 г.  до н.э. избирается 9 архонтов. Первый стоял во главе коллегии архонтов и занимался внутренним управлением и у него были судебные полномочия по семейным делам.  Базилевс стал вторым архонтом, он осуществлял жреческие функции, а также осуществлял суд по религиозным делам.  К третьему архонту - полемарху  отошло  военное командование.  Остальные шесть членов - фесмофеты (знатоки постановлений народного собрания) ,были заняты отправлением правосудия, отнесенного к юрисдикции ареопага. Они должны были записывать важнейшие законоустановления и хранить их для последующего использования в судебных спорах. - выполняли судебные функции.  Булэ(совет старейшин) -> Ареопаг  состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно  он  вытеснил  совет  старейшин.Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг,  который в свою очередь избирал архонтов.  Реальная  власть,таким образом, оказалась в руках эвпатридов. Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии),  и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота.  И с этого времени  население  стало делиться не столько по племенам,  сколько по территориям. В 621 г. до н.э. в Афинах появились  первые  писаные законы Драконта.  Их издание было результатом острой борьбы народа  (демоса)  против родовой  знати.  В  основу законов легли обычаи племен.Они отличались большой  суровостью  и  ревностно   защищали частную собственность.В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и  товароденежные  отношения.  Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VI1I-VI вв. до н.э.Здесь сказала свое слово и  природа  Аттики,  где  мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами,  и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их  в качестве ориентира при плавании.  В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и  ремесленников,  интересы которых  во  многих  отношениях  совпадали с интересами крестьян.  "Демос",  что значит "народ",  состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией.  В обществе  происходит рост богатства у одних и обнищание других.Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением.  Поля пестрели закладными камнями.  Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных  5/6  урожая  отдавать  собственнику арендуемой ими земли.  Бедняки,  лишенные возможности  выплатить  свой долг,  вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя.  Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.  В городе  торговые  и ремесленные  круги также стремились оттеснить от власти родовую знать.  Борьба демоса выдвинула на политическую арену Салона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными  полномочиями.  Он  получил право  "отменять  или  сохранять существующее и вводить новое".  Городской демос видел в Салоне своего вождя  и защитника от эвпатридов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Реформы Солона, их значение.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в "великую смуту". "Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях", - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй".

Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не является "сообщником богатых в их преступлениях" и в то же время "не угнетен нуждою". Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику "золотой середины".

Для Смягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией]. Прежде всего, Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности.. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Реформы Клисфена и их политическое  значение.

Демократическая политическая система в Афинах окончательно сформировалась при знаменитом правителе Клисфене, который нанес мощный удар по господству старой родовой знати.

После смерти Писистрата власть в свои руки взяли его сыновья Гиппий и Гиппарх. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литературе и искусству. Режим стал более суровым. В 514 г. до н. э. в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков - Гармодий и Аристогитон - предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества, но убит был только Гиппарх. Память о Гармодий и Аристогитоне как борцах против тирании долго чтилась афинскими демократами. Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников. В этот период многие афиняне покинули родину.

Положение Гиппия осложнялось внешнеполитическими затруднениями. В 519 г. до н. э. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждебная ему аристократическая Спарта. В довершение всего Афины потеряли контроль над проливами, которые перешли в руки персидской державы Ахеменидов.  
Против могущества Писистратидов выступала родовая знать и вожди торгово-ремесленных кругов, лидеры паралиев Алкмеониды. Противники братьев-тиранов заручились поддержкой аристократической Спарты и влиятельных дельфийских оракулов. В 510 г. до н. э. спартанцы вошли в город, и тиран был изгнан из Афин.

И сразу же началась борьба между эвпатридами и паралиями. Знать возглавлял Исагор, и именно его, естественно, поддержал спартанский царь Клеомен. Из Афин теперь изгначи вождя партии паралиев Клисфена, объяснив это "очищением города от скверны". Дело в том, что Клисфен принадлежал к Алкмеонидам, проклятым еще в VII в. до н. э., поскольку в борьбе с узурпатором Килоном представители рода совершили святотатство в отношении священного храма. Вместе с Клисфеном город вынуждены были покинуть еще 700 семейств его сторонников. Спартанцы попытались восстановить могушество родовой аристократии, поставив во главе государства Исагора. Но жители Аттики воспротивились. В Афины быстро стекались крестьяне, которые в союзе с горожанами заперли спартанцев и местных сторонников Исагора на Акрополе. Эвпатриды были вынуждены сдаться, Клеомен покинул город. В Афины вернулся Клисфен, который был избран первымархонтом, как когда-то Солон. Произошло это в 508 (507) г. до н. э., ему было около 60 лет.

Реформы Клисфена

Важнейшей реформой Клисфена было разделение всех граждан Аттики на новые филы. До этого весь народ делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиняться религиозному и политическому авторитету знати, оказывая ей поддержку во всех ее предприятиях. Клисфен знаменит тем, что ввел новую систему, полностью поломав старую. Всю территорию Аттики он разделил на три округа: город, центральная равнинная территория и прибрежная полоса. Каждый округ делился на десять более мелких округов - триттий. Затем образовывалось десять фил, в каждую из которых входило по одной триттий от каждого округа. Филы объединялись лишь во время голосования и выдвигали по 50 человек в преобразованный буле(соответственно, теперь это был Совет пятисот), по одному человеку в новый орган - Коллегию десяти стратегов (по очереди выполнявших функцию главнокомандующего армией), формировали по три отряда (матросов, пехотинцев и всадников) для афинской армии. Каждая из десяти фил получила имя в честь одного из мифологических героев. Главной особенностью новых фил было то, что ее представители проживали в разных местах. Клисфен, по выражению Аристотеля, "перемешал афинский народ". Конечно, острие данной реформы было направлено против эвпатридов. Архонт-эпоним оставил за старыми родовыми филами лишь религиозные функции.

Основной же политической, экономической и административной единицей стал дем(одно или несколько сел или квартал Афин), на них делились триттии. При Клисфене таких демов было около ста. Дем был самоуправляемой общиной со своим собранием, судом, казной и выборным старостой демархом с широкими административными и полицейскими полномочиями. Здесь составлялись списки рождающихся, демархи ведали сбором налогов, мобилизацией молодых членов дема. В деме по жребию определялись и члены суда присяжных. Попадание в списки дема автоматически вело к получению гражданских прав. Кстати, при составлении списков демотов туда было включено много метеков (ограниченных в правах потомков переселенцев) и вольноотпущенников, что увеличило количество афинских граждан.

При Клисфене было восстановлено значение Народного собрания, буле и судов присяжных, через которые каждый гражданин мог отстаивать свои права. Важнейшим законом, направленным против тирании, был, возможно, принятый именно при Клисфенезакон об остракизме. По нему, Народное собрание созывалось ежегодно для решения важного вопроса: нет ли среди афинян человека, который выделяется своим авторитетом настолько, что может захватить единоличную власть. Если собрание считало, что есть, назначалось второе собрание для проведения процедуры остракизма (от "остракон" - черепок). Каждый афинянин, присутствующий на экклесии, мог написать на глиняном черепке имя наиболее, по его мнению, опасного человека. Это мог быть удачливый полководец, популярный политик и т. д.; причем это мог быть, в принципе, ничем не запятнавший себя, вполне достойный гражданин. Но Народное собрание имело право решить, что он опасен для гражданской свободы. Подвергшийся остракизму большинством голосов афинянин изгонялся из полиса сроком на десять лет без конфискации имущества. Его семья оставалась в городе, а сам он по возвращении тут же получал обратно гражданские права.

Против демократических Афин выступила коалиция греческих государств, где власть все еще принадлежала знати, опасавшейся "дурного примера" Аттики для своего народа. В коалицию входили Фивы, Спарта, Халкида и Эгина. Алкмеониды пытались найти поддержку у персов и даже согласились на признание верховной власти персидского царя, но народ Аттики категорически отказался ратифицировать такое соглашение. В 506 г. до н. э. войска союзников вторглись в Аттику. Но афинянам удалось нанести им сокрушительное поражение. Более того, они переправились на остров Эвбею и там овладели Халкидой. Демократия восторжествовала.

 

 

 

 

 

15.Реформы Эфиальта и Перикла, их значение для утверждения  рабовладельческой демократии.

На 2 половину V в. до н.э. приходится заключительный цикл политико-правовых реформ. Инициаторы Эфиальт и Перикл.Цель реформ (462 г. до н.э.):усовершенствование уже сложившегося государственного механизма Афин;дальнейшая демократизация общественного и государственного строя.Полномочия ареопага до->после

Наблюдал за деятельностью должностных лиц и правового привлечения к ответственности -> полномочия передаются совету 500 и народному собранию.право вета,решение народн. собрания -> передается Гелиэе,суд полномочен в различных сферах -> узкий круг уголовных дел.

Реформы Перикла:

Придали завершенный вид государству(демократической республике).

1)отмена деления населения  на имущественные разряды.обеспечение  доступа всем гражданам к участию  в управление гос-вом.2)введена  оплата должностей членов народного  собрания,чл. Совета 500,исключение

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"