Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка
Описание работы
1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств. Общественный строй: В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.
Поскольку к императорскому
периоду Римской империи количество нормативного
материала было велико, то возникла необходимость
в систематизации законодательства, т. е.
ее кодификации.
В IV–V вв. действовали два источника
права: старое право (переданное предками)
и молодое право, созданное императорским
законодательством.
Постепенно было накоплено
большое количество императорских конституций,
что послужило причиной кодификации.
Появляются кодексы Феодосия,
Грегориана, Гермогениана.
Первую официальную кодификацю
осуществили в первой половине V в. Она
была проведена императором Феодосием
II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом
кодексе были собраны императорские конституции
со времен Константина.
Самой большой и значительной
кодификацией римского права была кодификация
императора Юстиниана.
Издав специальный указ 13 февраля
528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов,
во главе которой стоял министр Трибониан.
7 апреля 529 г. было опубликовано собрание
конституций под названием «Кодекс Юстиниана».
Но на этом работы по кодификациии правовой
системы римского права не завершились,
и 15 декабря 530 г. была создана комиссия
из 17 членов для кодификации юридической
литературы. Председателем комиссии был
назначен Трибониан.
16 декабря 533 г. была проведена
новая кодификация, опубликованная под
названием «Дигесты» (от лат. digesta — «приведение
в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes
— «полное собрание»). Комиссия не только
занималась извлечением цитат, но и редактировала
текст. Многие положения классического
права были устаревшими, и кодификаторы
от них избавлялись. Дигесты делились
на семь частей: «Общие вопросы права»;
«Правосудие», «Двусторонние обязательства»,
«Середина Пандект», «Завещания», «Часть
шестая» и «Часть седьмая». Все указанные
книги делятся на титулы.
Дигесты служили источником
права, которое действовало в некоторых
европейских странах до XX в.
Трибониан, Теофил и Дороте
в период составления Дигестов составляли
новые институции вместо устаревших «Институций»
Гая, которые были опубликованы 21 ноября
533 г.
Это был учебник римского права
для изучения в юридических школах.
В связи с тем, что были созданы
новые Ди-гесты, возникла необходимость
в уточнении ранее изданного Кодекса.
Вновь изданный кодекс включил в себя
императорские конституции от Адриана
до Юстиниана.
Кодификация Юстиниана состояла
из четырех частей: Институции — 4 книги;
Дигесты — 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента;
Кодекс — 12 книг; Новеллы.
В XII в. кодификация Юстиниана
была названа «Сводом гражданского права».
26.Брачно-семейное право в Древнем
Риме.
Семья в древнем Риме представляла
собой патриархальную семью, объединенную
под властью главы семьи – домовладыки.
Все члены семьи, вклю-чая кабальных и
рабов, считались родственниками – агнатами.
По мере развития отношений частной собственности
все большее значение приобретало родство
по крови – когнатское родство.
На всех этих этапах развития семьи в Риме,
но особенно в древнейший период, очень
велика была отцовская власть. Члены семьи,
в том числе и взрос-лые сыновья, считались
подвластными домовладыки. Взрослый сын
мог зани-мать высокие государственные
должности, руководить армиями, но в семье
он был всецело подчинен отцовской власти
(даже если сам состоял в браке).
В более зрелые, цивилизованные времена
отцовская власть ослабевает, взрослые
члены семьи получают определенную самостоятельность.
Однако за-висимость взрослых сыновей
от отца сохранялась в форме пекулия (военного
и гражданского), каждый «якобы от отца»
получал взрослый сын, находясь на гражданской
и военной службе.
Римская семья образовывалась посредством
брака. Брак определялся как союз мужа
и жены, предполагавший равенство. На самом
деле равенства супру-гов в браке не было;
мужчина в браке имел явный приоритет.
Римское право различало законный римский
брак и брак между лицами, не имевшими
ins conubii (права на вступление в законный
брак). Кроме того, различались брак «cum
manu», при котором жена полностью поступала
под власть мужа (или домовладыки, находясь
на положении его дочери) и брак «sine manu»,
при котором жена оставалась подвластной
прежнему домовладыке (например, отцу)
или была самостоятельным лицом.
Римский брак заключался при следующих
условиях: 1) если имело место согласие
жениха и невесты и их домовладык на заключение
брака; 2) если было достигнуто брачное
совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для
девушки – 12 лет); 3) если ни одно из лиц,
вступающих в брак уже не состояло в другом
бра-ке; 4) если имелось ins conubii.
Брак в Риме заключался неформально. Достаточно
было выражения со-гласия будущих супругов
и отведения невесты в дом жениха. Правда,
при браке cum manu требовалось совершение
определенных формальных актов для уста-новления
власти мужа.
Брачный союз прекращался в связи со следующими
обстоятельствами: а) смертью одного из
супругов; б) утратой свободы одним из
супругов; в) раз-водом. Развод был свободным
и в классические времена происходил легко.
Но по Юстиниановскому Кодексу развод
был ограничен: развод по обоюдному со-гласию
супругов запрещался вообще; развод по
одностороннему заявлению од-ного из супругов
удовлетворялся лишь в исключительных
случаях (если другой супруг, например,
покушался на жизнь супруга, или не был
способен к полово-му сожительству и т.д.).
Имущественные отношения между супругами
при разных видах брака были различны.
В случае брака «cum manu» все имущество жены
поступало в полную собственность мужа.
Это имущество не возвращалось жене даже
после развода. При браке «sine manu» имущество
супругов оставалось раздельным.
27.Уголовное право в Древнем
Риме и уголовный процесс.
Существенные изменения в уголовном
праве Рима происходят под влиянием политических
перемен - кризиса республиканских институтов
и роста всевластия императоров. Уголовное
право непосредственно отразило обострение
политической борьбы и стремление рабовладельческой
верхушки во главе с императором любой
ценой, в том числе путем усиления уголовной
репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные
и политические порядки. Римское уголовное
право к этому времени было распространено
на всю территорию империи и на все категории
населения, включая перегринов.
Характерной тенденцией развития
уголовного права данного периода является
то, что ряд частных деликтов постепенно
становятся уголовно наказуемыми, включаются
в категорию преступлений (crimen publicum). Так,
кражи по-прежнему считаются частным деликтом,
но в ряде случаев (кражи со взломом или
с насилием, кражи на больших дорогах и
т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются
и государственные наказания.
Появляется также большое число
новых преступлений, в том числе таких,
которые рассматриваются как опасное
посягательство на устои государства.
Но если в республиканский период "оскорбление
величия" охватывало преступления,
направленные против республиканских
институтов (сопротивление магистратам
и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие
сводится к преступлениям против императорской
власти. В числе этих преступлений - заговор
с целью свержения императора, покушение
на его жизнь или жизнь его чиновников,
непризнание религиозного культа императора
и т.д.
К числу преступлений, непосредственно
затрагивавших интересы римского государства,
относилось также присвоение казенного
имущества и расхищение государственных
средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество,
участие в запрещенных сборищах и объединениях,
спекуляция зерном и другими продуктами,
неуплата налогов и т.п. В связи с ростом
постоянной армии увеличилось число воинских
преступлений, среди которых выделялись
измена в бою, дезертирство, утеря оружия,
неповиновение командиру и т.п. Существовал
также целый ряд религиозных преступлений,
число которых значительно возросло в
постклассический период после официального
признания христианства.
Среди преступлений против
личности кроме различных видов убийств
публичными деликтами стали считаться
"обиды", прежде всего телесные повреждения,
которые по Законам XII таблиц рассматривались
как частный деликт. В связи с углублением
имущественного и сословного неравенства
в период империи ответственность за телесные
повреждения стала дифференцироваться
в зависимости от того, какое место занимал
потерпевший в социальной иерархии.
Расширился также (особенно
под влиянием христианской религии) круг
преступлений, относящихся к сфере семьи
и нравственности. В их число входили кровосмешение,
супружеская измена, полигамия, сожительство
с незамужней женщиной, мужеложство и
т.д.
В императорском Риме происходит
также резкое увеличение видов наказания,
усиление их карательной направленности.
Если первоначальное наказание строилось
еще на принципе возмездия, то в период
домината оно все более преследует цели
устрашения. При императорах вновь восстанавливается
смертная казнь, которая в позднюю республику
не применялась к римским гражданам, причем
появляются новые ее виды: сожжение, повешение,
распятие на кресте, утопление.
За тяжкие преступления назначались
также каторжные работы на рудниках (осужденный
при этом рассматривался как вечный раб
государства), принудительные работы на
установленный срок (на строительстве
дорог и т.п.), отдача в гладиаторы. Широко
применялись различные виды ссылок: изгнание
из Рима с потерей гражданства, ссылка
на острова с полной изоляцией, временная
ссылка. Осужденный, самовольно покидавший
место ссылки, предавался смерти. По некоторым
видам преступлений предусматривались
телесные наказания, часто практиковалась
конфискация имущества осужденных (лишь
некоторая часть имущества сохранялась
за детьми).
Характернейшей чертой уголовного
права императорского периода (особенно
при доминате) становится ярко выраженный
сословный принцип уголовной ответственности.
Особо сурово, как и в предшествующий период,
наказывались рабы. Были предусмотрены
и новые репрессивные меры. Сенатус-консультом,
принятым в 10 году н.э., предписывалось
в случае убийства хозяина предать смерти
всех рабов, находящихся в доме, если они
не предприняли попытки спасти его жизнь.
Представители высших сословий (сенаторы,
всадники, декурионы и др.) освобождались
от таких наказаний, как каторга и принудительные
работы, порки и т.п., которые заменялись
ссылкой. В ранней империи привилегированные
лица могли наказываться смертной казнью
только в случае убийства родственников,
а в период домината в 4 случаях: убийство,
поджог, магия и оскорбление величества.
В то же самое время лица низшего сословного
положения наказывались смертной казнью
за 31 вид преступлений. Некоторые привилегии
в области наказаний имели солдаты: они
не приговаривались к повешению, к ссылкам
на рудники, хотя по ряду преступлений
их ответственность была более строгой.
В большей степени выбор наказания и его
тяжесть зависели от судей, которые в императорский
период в связи с перестройкой всей системы
уголовного суда и процесса получили широкую
свободу усмотрения.
Уголовный процесс (особенно
при доминате) приобретает четко выраженный
инквизиционный характер. Судья (императорский
чиновник) сосредоточивает в своих руках
и обвинительные, и судебные функции. Суд
происходит при закрытых дверях, обвиняемый
лишается права на юридическую помощь
и утрачивает другие процессуальные гарантии,
существовавшие в республиканскую эпоху.
В ходе судебного процесса к лицам низших
сословий, как ранее к рабам, стали применяться
пытки. Судебный приговор можно было обжаловать
в апелляционном порядке в вышестоящий
императорский суд (сначала допускались
две инстанции, после Диоклетиана — три).
Новой и единственной гарантией для обвиняемого
стало право убежища в императорских храмах
и около статуй императоров, что временно
могло спасти его от ареста.
В римском уголовном праве классической
эпохи наблюдался некоторый прогресс
в области юридической техники (разработка
понятий вины, соучастия, покушения и т.п.),
но рост произвола императоров привел
к тому, что многие эти общие и важные категории
не использовались в практике императорских
судов. Однако впоследствии они оказали
определенное влияние на развитие средневекового
права Западной Европы, хотя королевская
власть заимствовала из арсенала римского
уголовного права прежде всего его карательные
и репрессивные положения.
28.Гражданский процесс в Древнем
Риме.
Сходство колонов с феодальными
крестьянами с точки зрения их экономической
роли в производстве сказалось во влиянии
изменений форм ренты на положение тех
и других.
Но если в феодальном обществе
соответствующий процесс был однолинеен
от отработочной к денежной ренте при
все большей эмансипации крестьян, то
в Риме имело место двоякое движение.
Первоначально, в древнейшие
времена, оно шло в направлении эмансипации
клиентов-колонов и преобладания денежной
ренты и договорных отношений.
Затем движение идет в обратном
направлении от денежной ренты к натуральной
и отработочной, что обусловило возрастание
зависимости колонов, их консолидацию
в класс и начало превращения в класс-сословие.
Таким образом, исходя из отношения к средствам
производства, места в процессе производства,
формы изъятия прибавочного продукта,
для Рима всегда можно говорить о двух
эксплуатируемых классах, иногда более
или менее совпадавших, а иногда не совпадавших
с сословием, а именно о рабах и колонах,
с рядом промежуточных групп.
Удельный вес того или иного
класса в производстве и соотношение между
ними были различны для разных периодов
и разных территорий не только империи
в целом, но и Италии.
Так, в северных ее районах различные
типы аренды, видимо, всегда преобладали.
Рабство в его классической
форме, как и денежная аренда, было в основном
связано с развитым товарным производством,
со средней величины производственными
ячейками, принадлежавшими сочленам городских
гражданских общин, базировавшихся на
античной форме собственности и политико-юридическом
равноправии граждан. Колонат же, основанный
на натуральной и отработочной ренте,
был связан с недостаточным развитием
или упадком товарного производства, с
крупными внегородскими имениями римской
и провинциальной знати.
Эти основные формы эксплуатации
оказывали влияние и на другие, также существовавшие
в Риме, но игравшие подчиненную роль.
Так, некоторая часть наемных
работников, во всяком случае в конце И
-начале III в., как и рабы, причислялась
к фамилии.