29.Особенности возникновения Франкского
государства, его история.
Начиная с 276 г. франки
— сводное племя германцев — приходят
в римскую Галлию вначале как пленные,
затем как союзники римлян и позднее как
завоеватели и создатели королевства-империи.
Франкское государство располагалось
на территории (Франции,Германии,Италии).В
V в. франками была захвачена северо-восточная
Галлия -> образование франкского королевства.
Хлодвига (486-511) основательно расширил
территорию Франкского государства, объединил
все племена. Дальновидным политическим
шагом было принятие им и его дружиной
христианства по католическому образцу.
Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской
знати и господствовавшей в Галлии католической
церкви.При нем же в 510 г. был принят первый
писанный свод законов – Салическая Правда.
Характерные черты Франского гос-ва:
1)Многоукладность(сочетание
родовых, рабовладельческих и феодальных
отношений).
2)Незавершенность
процессов классообразования.
Возникновение классового
общества у франков, наметившееся у них
еще до переселения в Галлию, резко ускорилось
в процессе ее завоевания. Каждый новый
поход увеличивал богатства франкской
военно-племенной знати. При дележе военной
добычи ей доставались лучшие земли, значительное
количество колонов, скота. Знать возвысилась
над рядовыми франками, хотя последние
еще оставались лично свободными и вначале
не испытывали усиления экономического
гнета.
3)Наличие пережитков
прообщинного строя
4)Сохраняется сельская
община – марки.(в V в. у франков
на место старой родовой общины
окончательно приходит община
территориальная (марка),а вместе
с ней и территориальное деление
на округа (паги),сотни
5)Относительность
силы власти короля.
Становление государства
франков происходило сравнительно быстро
- в течение жизни одного поколения. Во
многом этому процессу способствовали
захватнические войны и, как следствие,
быстрая классовая дифференциация франкского
общества.
30.Общественный
строй франков после завоевания
Галлий. Формы установления феодальной
зависимости крестьян.
Анализ «Салической правды»
показывает, что в развитии франкского
общества после завоевания франками территории
Галлии большую роль играли и римские,
и франкские общественные порядки. С одной
стороны, франки обеспечили более быстрое
уничтожение рабовладельческих пережитков.
«Исчезло античное рабство, исчезли разорившиеся,
нищие свободные, — писал Энгельс,— презиравшие
труд как рабское занятие. Между римским
колоном и новым крепостным стоял свободный
франкский крестьянин» (Ф. Энгельс, Происхождение
семьи, Частной собственности и государства,
стр. 160—161.). С другой стороны, влиянию
римских общественных порядков надо в
значительной мере приписать не только
окончательное разложение родовых отношений
у франков, но и быстрое исчезновение у
них общинной собственности на пахотную
землю. К концу VI в. она превратилась уже
из наследственного владения в полную,
свободно отчуждаемую земельную собственность
(аллод) франкского крестьянина.
Само переселение франков на
римскую территорию разрывало и не могло
не разрывать союзы, основанные на кровном
родстве. Постоянные передвижения перемешивали
между собой племена и роды, возникали
союзы мелких сельских общин, ещё продолжавших
владеть, землёй сообща. Однако эта общинная,
коллективная собственность на пахотную
землю, леса и луга не являлась у франков
единственной формой собственности. Наряду
с ней в самой общине существовала возникшая
ещё задолго до переселения индивидуальная
собственность франков на приусадебный
участок земли, скот, оружие, дом и домашнюю
утварь.
На завоёванной франками территории
продолжала существовать и сохранившаяся
от античности частная земельная собственность
галло-римлян. В процессе завоевания римской
территории возникла и утвердилась крупная
частная собственность на землю франкского
короля, его дружинников, служилых лиц
и приближённых. Сосуществование разных
видов собственности продолжалось сравнительно
недолго, и общинная форма собственности
на пахотную землю, соответствовавшая
более низкому уровню производительных
сил, уступила место аллоду.
Эдикт короля Хильперика (вторая
половина VI в.), установившего, во изменение
«Салической правды», наследование земли
не только сыновьями, но и дочерьми умершего,
а ни в коем случае не его соседями, показывает,
что этот процесс происходил очень быстро.
Появление земельного аллода
у франкского крестьянина имело важнейшее
значение. Превращение общинной собственности
на пахотную землю в собственность частную,
т. е. превращение этой земли в товар, означало,
что возникновение и развитие крупного
землевладения, связанного уже не только
с завоеванием новых территорий и захватом
свободных земель, но и с утратой крестьянином
права собственности на обрабатываемый
им земельный участок, стало вопросом
времени.
Так, в результате взаимодействия
социально-экономических процессов, происходивших
в древнегерманском обществе и в поздней
Римской империи, франкское общество вступило
в период раннего феодализма.
Сразу же после смерти Хлодвига
раннефеодальное Франкское государство
раздробилось на уделы его четырёх сыновей,
потом на короткое время объединилось
и затем вновь раздробилось на части. Лишь
правнуку Хлодвига Хлотарю II и праправнуку
Дагоберту I удалось достичь более длительного
объединения территории государства в
одних руках в начале VII в. Но могущество
королевского рода Меровингов во франкском
обществе основывалось на том, что они
обладали крупным земельным фондом, создавшимся
в результате завоеваний Хлодвига и его
преемников, а этот земельный фонд в течение
VI и особенно VII в. непрерывно таял. Меровинги
щедрой рукой раздавали пожалования и
своим дружинникам, и своим служилым людям,
и церкви. В результате непрерывных земельных
дарений Меровингов реальная основа их
власти значительно уменьшилась. Силу
в обществе получили представители других,
более крупных и богатых землевладельческих
родов.
В связи с этим короли из рода
Меровингов были оттеснены на задний план
и получили прозвище «ленивых», а фактическая
власть в королевстве оказалась в руках
отдельных выходцев из землевладельческой
знати, так называемых майордомов (майор-домами
первоначально назывались старшие управители
королевским двором, заведовавшие дворцовым
хозяйством и дворцовыми служителями).
С течением времени майордомы
сосредоточили в своих руках всю военно-административную
власть в королевстве и стали его фактическими
правителями. «Королю же, — писал летописец,
— оставалось довольствоваться одним
лишь титулом и, восседая на троне с длинными
волосами и отпущенной бородой, представлять
собой только одно подобие государя, выслушивать
отовсюду являвшихся послов и давать им
при прощании, как бы от своего имени, ответы,
заранее им заученные и ему продиктованные...
Управление же государством и всё, что
нужно было исполнить или устроить во
внутренних или внешних делах, всё это
лежало на попечении майордома». В конце
VII и в начале VIII в. особенно усилились
майордомы, вышедшие из богатого знатного
рода Каролингов, которые и положили начало
новой династии на престоле франкских
королей — династии Каролингов (VIII—X вв.).
С утверждением частной собственности
на землю (шилод) происходит ускоренное
разграничения общины, следствием которого
был рост количества безземельных крестьян
и усиления наступления феодалов на их
личную свободу.
Самым распространенным способом,
с помощью которого осуществлялось закабаления
знеземелених крестьян, был прекарий (просьба).
Его варианты были разные:
• прекарий настоящее-предусматривал
предоставление крестьянину участка господской
земли в пользование (своеобразная аренда)
на условиях выполнения определенных
повинностей (работа в поле, отдача части
урожая и т.д.);
• прекарий подаренный - обедневший
крестьянин, отдавал свой земельный участок
(считалось, что он ее дарил) феодалу, который
возвращал ему ее обратно, но уже как содержание
с обязанностью выполнять определенные
повинности и получал за это от феодала
необходимую защиту;
• прекарий возмездный - передавал
земельный участок на погашение долга,
а затем возвращал свой участок.
Значительное распространение
получает и система патроната (покровительства),
которая состояла в том, что в условиях
постоянных притеснений и злоупотреблений
со стороны землевладельцев, крестьяне
вынуждены были прибегать к защите сильных
и найувшшвовиших из них. Предание себя
под "покровительство" ("коммендация")
было очень распространенным явлением.
К этому прибегали не только слабые и безземельные,
но иногда - и сильные и многоземельные,
становясь под защиту сильных за себя.
Коммендация предусматривала:
• передача феодалу права собственности
на землю, а затем по вернення ее как содержание;
- Установление личной
зависимости «слабого» от влиятельных
патрона;
- Выполнение в пользу
феодала определенных повинностей
или предания ему части своего
урожая.
Этот процесс обусловил концентрацию
земельных владений, получивших название
"феоды", в руках некоторых лиц. Крестьяне
попадают в полную экономическую зависимость
от феодалов.
31.Раннефеодальное право. Салическая
правда, её происхождение и юридическая
природа.
Салическая правда
(ок. 510г.) представляет собой запись древних
обычаев приморских франков, и потому
ее можно назвать судебником франков.
Составлен он из конкретных судебных случаев
(казусов), превратившихся в результате
многократных повторений в течение длительного
времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый
по латыни Салическим законом (Lex Salica) и
Салическим законным пактом (Pactus Legibus Salicae),
состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога.
Впосл.едствии преемники Хлодвига увеличили
его объем за счет прибавления нескольких
глав в течение VI—IX вв. Основными областями
судебного контроля стали преступления
на личной или имущественной основе и
соответствующие наказания за них, имущественные
обязательства и наследование аллода
(поземельного владения семьи), обязанности
родственников по оказанию помощи при
возмещении имущественного ущерба или
лично-телесного вреда, порядок осуществления
правосудия, оценка свидетельских показаний
и ответственность территориальных общин
за возмещение ущерба, причиненного на
их территории скрывшимся преступником.
Салический закон — это не сборник политических
законов, поскольку в нем нет законоположений
о наследовании трона, о пережитках язычества
или о защите христианской веры. Согласно
легенде, Салическая правда составлена
четырьмя выборными мужами от разных частей
королевства, которые составили его полностью
за три заседания. Сборник написан на латыни,
и это давало возможность заимствований
из римских правовых конструкций при общей
неприкосновенности и сохранности старого
доброго права (т.е. народных правовых
обычаев). Непосредственной областью распространения
действия судебника стала северная часть
королевства, занятая салами-пришельцами,
тогда как на юге действовал кодекс Алариха,
который Хлодвиг приказал применять по
делам галло-римлян. Во Франкском королевстве
в этот период проживало восемь групп
населения. Об этом можно судить с наибольшей
степенью вероятности на основании тарифа
поранений и наказаний. В северной части
выделялись группы свободных франков,
полусвободных (литы), рабов, три группы
королевских служащих (чиновники-военачальники,
дворцовые служащие, дружинники). Лишение
жизни свободного франка оценивалось
штрафом в 200 солидов, убийство скопищем
—в 600 солидов и убийство в военном походе
—в 1800 солидов Откупная цена за совершенное
убийство именовалась вер-гелъдом (цена
человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась
к стоимости быка или коня и составляла
30 солидов.
Своеобразной социальной
группой были полусвободные литы. Зависимые
от своего господина, они находились с
ним в договорных отношениях, участвовали
в суде, военных предприятиях. Однако судили
лита по тем же правилам, что и раба. В южной
части королевства, где проживали галло-римляне,
имелись группы римлян — королевских
сотрапезников, римлян-землевладельцев,
римлян-трибутариев (налогоплательщики).
Особую группу составляли лица духовного
звания. Убийство епископа оценивалось
штрафом в 900 солидов, священника — в 600.
Весь сборник заполнен в основном перечнем
наказаний и штрафов за причиненный вред
личности или имуществу. Гражданско-правовым
отношениям посвящены только две статьи
из 65 первой редакции, они регулируют порядок
перехода собственности и порядок наследования
(соответственно ст. 46 и 49). Судебник предназначался
в качестве руководства в судебном разбирательстве,
более надежного, чем правовой обычай,
поскольку обычаи могли варьировать от
местности к местности. Достоинством письменного
закона было то, что он в состоянии вобрать
наиболее распространенные и наиболее
приемлемые из существующих правовых
обычаев. У него всегда одна и та же форма,
не поддающаяся грубым искажениям с той
или другой стороны.
Салический закон,
таким образом, предстает прежде всего
судебником, а не полным сводом законов.
Это записи судебных обычаев, либо сделанные
впервые, либо со следами обработки под
пером юристов, а также служителей римской
церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность
отдельных положений (об одном и том же
говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых
редакциях (всего дошло около 350 списков)
с искажениями и вставками переписчиков.
Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся
специальными королевскими установлениями—
капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями
(переходными положениями). Преобладающая
форма изложения — казуистическая, при
такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные
понятия, например понятия вины, преступления
и наказания, умысла или неосторожности
и др.
Салическая правда
— более поздний свод законов среди кодексов
трех союзных народов — бургундов, франков
и вестготов, разместившихся в южной части
Галлии.
33.Суд
и процесс. Система судебных доказательств
по Салической правде.
Отправление правосудия
отмечено во времена составления судебника
значительной простотой. В каждом кантоне
и сотне суд состоял из всех свободных
людей, франков. Галло-римляне подразделялись
в это время на римлян - королевских сотрапезников,
посессоров-землевладельцев и трибутариев-налогоплателыциков,
причем последние составляли основную
массу. Сотенное собрание (малъ) заседало
в отведенном месте с каменными скамьями
(малъберг). В собрании председательствовал
тунгин (начальник, выбранный сотней),
однако высшая власть принадлежала графу
— сановнику, назначенному королем для
управления пагусом (департаментом), в
котором объединялись несколько сотен.
Те свободные люди, которые находились
в собрании для разрешения дел, именовались
рахинбургами. Они восседали на каменных
скамьях, поставленных квадратом. Решение
выносилось большинством голосов. В каждом
суде франков заседали еще особо уполномоченные
королевские чиновники, именовавшиеся
сацебаронами. В их обязанность входил
сбор доли из каждого вознаграждения,
которое присуждалось судом. Эта доля
причиталась королевской налоговой службе
и носила название фредум. Последнее наименование
близко по значению словам фритус и фретус,
что означало нарушение королевского
мира (см. гл. XIII, 6 и гл. L, 3).Исполнителями
судебных решений были низшие служители
суда, а также воины и местная полиция
(милитэс). Впоследствии, и довольно скоро,
эта организация сменилась более централизованной
и бюрократизированной. Председательство
в суде от тунгина перешло к графу, который
отныне обязывался бывать поочередно
в разных сотнях своего пагуса. Король
сделался высшим судьей, а его двор — судилищем
для особо важных персон королевства.
Это преобразование шло параллельно преобразованию
роли писаного закона, в частности, его
дальнейшим уточнениям, изменениям и исправлениям.
При Каролингах значение королевского
суда возросло. Процесс по всем делам был
исковым, возбуждение жалобы или обвинения
было частной инициативой общинника. Вызов
в суд происходил при свидетелях. За отказ
от явки угрожал штраф. В случаях невыплаты
займа в ходу был арест имущества должника
семью рахенбургами до судебного рассмотрения.
Явка в суд истца и ответчика, обвинителя
и обвиняемого должна была быть личной,
суть жалобы или обвинения формулировал
сам истец. После возражений ответчика
вершился суд. Суд шел в 2 стадии: 1)Рахинбурги
провозглашали обычаи(право) к делу.2)Выносили
суждение (приговор или решение). На суждение
можно было возражать,но тотчас,”не переминая
ноги”. Собрание народа подтверждало
криком суждение. Меньшинство заставляли
умолкнуть. Были безусловные доказательства,
которые не подлежали оспариванию (поличное
или королевская грамота при земельных
спорах). Условно-объективные доказательства:
жребий или присяга (соприсяжничество).
По жребию определялись те, кто подлежал
наказанию в случае массовых преступлений
(если кого-то убили во время драки, бунта).
По Салическому закону коллективное вменение
ограничивалось “скопищем” до 7 человек,
вина остальных должна была быть конкретно
доказана. Присягой можно было подтвердить
или отвергнуть всякие разные, но не очень
значительные обвинения. Наилучший выход
– совместное соприсяжничество сородичей
или общинников в “доброй славе и имени”
обвиняемого. В делах против несвободных
или рабов доказательства исчерпывались
показаниями под допросом (пыткой).