Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1.Происхождение государства.Теории происхождения государства.
3.Сущность и функции государства.Классификация функций.
4.Форма государства:определение структура классификации
5.Форма правления:определение,виды.характеристика
6.Политико-правовой режим:понятие,типология характеристикам

Файлы: 1 файл

1.docx

— 72.10 Кб (Скачать файл)

1.Происхождение государства.Теории  происхождения государства. 
   
Человечество прошло длительный этап развития общества, прежде чем возникло государство. Организация, получившая развитие в догосударственный период, получила название первобытного общества. Оно существовало в условиях присваивающей (т. е. не производительной) экономики (люди занимались охотой, собирательством, рыболовством).

 

Первичной социальной организацией была родовая община. Все имущество  находилось в общественной собственности, велось совместное хозяйство. Отсутствовало  социальное неравенство, разделение труда было лишь по половозрастному признаку. 
    К основным теориям возникновения государства принято относить:

 

1. теологическую (религиозная,  божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего  и внешнего);

8. экономическую (классовую). 
2.Понятие государства : определение,признаки,отличающее его от других организаций в обществе 
Государство -  политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории. 
Основными признаками государства являются:

 

• политико-публичная организация (публичная власть) - государство обладает публичной властью, которая осуществляется предназначенными для этого органами, реализующими полномочия управления, а иногда и принуждения. Публичная власть отделена от общества; ее, осуществляет обособленная прослойка общества, чьей профессией является управление (от древних военных вождей и дружины до современной бюрократии);

 

• территория:

 

- государство обладает  строго определенной территорией,  очерченной государственными границами, - именно на этой территории  государство осуществляет свою власть;

 

- постоянные жители государства  имеют с ним устойчивую политико-правовую  связь - гражданство (подданство - в монархиях);

 

• суверенитет:

 

- внутренний - государство  обладает верховенством на всей  своей территории. Государственная  власть распространяется на все население, все организации;

 

- внешний – государство  проводит независимую внешнюю  политику.

 

• госказна:

 

- государство формирует  собственный запас финансовых  средств -взимает налоги, таможенные  пошлины; владеет предприятия-ми, выпускает государственные ценные бумаги и т д.

 

- полученные доходы перераспределяются  на содержание госаппарата, социально-экономические,  культурные цели;

 

 • право:

 

- государство издает  общеобязательные для всего населения  правила поведения (нормы права);

 

- государство осуществляет  свою деятельность в правовых  формах (в соответствии с нормами  права, а также — с подписанными им соглашениями и общепринятыми нормами международного права). 
 
3.Сущность и функции государства.Классификация функций. 
Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия. 
 
Под функциями государства подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер;

 

социальное направление  деятельности внутри или вне государства. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения. 
 
Классификация функций государства

 

Функции государства классифицируются:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности  действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и дополнительные,

по видимости: на явные  и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные. 
 
Внутренние функции государства:

Правовая функция —  обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция  — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция  — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция —  организация, координация и регулирование  экономических процессов с помощью  налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция —  обеспечение солидарных отношений  в обществе, сотрудничества различных  слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов  тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция —  гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция —  создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция  — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности  и качественности, предоставлению людям  равных возможностей получения образования.

 

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция  — развитие дипломатических отношений  между государствами, заключение международных  договоров, участие в международных  организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими  государствами.

 
 
4.Форма государства:определение  структура классификации 
Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.   территория государства после определенного порога численности населения и размеров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. По форме государственного устройства различают: 1) унитарное государство, представляющее собой единое государство, части которого не обладают признаками государственности. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в экономической, социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для управления соответствующей территорией с учетом ее особенностей. Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. В зависимости от административно-территориального деления государства действует один уровень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов; 2) федеративное государство. Федерация - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Федерации могут быть образованы или в результате договора (иногда он заключается в письменной форме) между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в адми-нистративно-территориальных или автономных единицах унитарных государств. Субъекты, т.е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, но одновременно федерация - единое суверенное государство. В связи с этим при конструировании и теоретическом осмыслении различных моделей федеративных государств возникает немало практических и теоретических проблем. Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах - наличие двух уровней высших государственных органов (федерации в целом и субъектов федерации); 3) объединение государств. В данном случае необходимо отметить такую форму государственного устройства, как конфедерация, т.е. объеди-нение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач. Субъекты конфедерации сохраняют суве-ренитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории. Некоторое ограничение суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые повлекли добровольное объедине-ние данных государств. Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи, В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации. 
 
5.Форма правления:определение,виды.характеристика 
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

 

 За формами правления  все государства разделяют на  две больших группы: - монархии; - республики. 
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Власть монарха передается, как правило, по наследству. 
Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

 

 Теократическая монархия - это такая форма правления,  когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

 

 Сословно-представительная  монархия характеризуется тем,  что рядом с монархом - главой  государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

 

 Республика - это такая  форма правления, при которой  полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную). 
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

 

 Полупрезидентская или  смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

 

 Парламентская республика  характеризуется центральным положением  парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ. 
6.Политико-правовой режим:понятие,типология характеристикам 
Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. 
 
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государств 
 
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

 

Существует два определения  авторитаризма:

социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству  или его лидерам;

социальная установка  или черта личности, характеризующаяся  уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная  преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям. 
 
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

 
 
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как  правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства  и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному. 
 
7.Азиатский и Западный пути возникновения государства.Характерные черты 
 
 
8 Понятие права:определение,признаки,отличающее его от иных соц норм 
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права не существует и в современной науке 
Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены

Нормативность (устанавливает  правила поведения общего характера);

Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой  круг субъектов);

Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

Интеллектуально-волевой  характер (право выражает волю и  сознание людей);

Формальная определённость (нормы права выражены в официальной  форме);

Системность (право —  это внутренне согласованный, упорядоченный организм). 
 
В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой[7]. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание определяется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация. 
 
 
9 Сущность права :позитивное и естественное право 
 
Позитивистское правопонимание

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"