Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1.Происхождение государства.Теории происхождения государства.
3.Сущность и функции государства.Классификация функций.
4.Форма государства:определение структура классификации
5.Форма правления:определение,виды.характеристика
6.Политико-правовой режим:понятие,типология характеристикам

Файлы: 1 файл

1.docx

— 72.10 Кб (Скачать файл)

 

Традиционно конституционные  права и свободы классифицируют по важнейшим сферам жизни общества на личные, политические, социально-экономические и культурные. Возможно, также выделение в отдельную группу экологических прав. 
Личные права относятся к категории прав человека, то есть они никак не связаны с гражданством. Эти права неотчуждаемы, принадлежат каждому человеку от рождения и составляют основу всего правового статуса личности.  
Политические права, в отличие от личных принадлежат не каждому человеку, а  гражданам государства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и не запрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например, реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально. 
Социально-экономические права обеспечивают свободу  человека в экономической и социальной сфере. Критерием ее выделения служит отношение к собственности, возможность получения социальной помощи от государства. 
Обязанности человека и гражданина:

Обязанность соблюдать Конституцию  РФ и законы РФ

Обязанность защищать Отечество  и нести военную службу (ст. 59)

Обязанность платить законно  установленные налоги и сборы (ст. 57)

Обязанность сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)

Обязанность заботиться о  сохранении исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44)

Обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ст. 38)

Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о  нетрудоспособных родителях (ст. 38 
 
 
24 Гражданство РФ,понятие принципы,способы приобретения гражданства .Прекращение гражданства. 
Гражда́нство Росси́йской Федера́ции — устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[1].

 

Гражданами России, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются:

лица, имеющие гражданство  России на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года (то есть на 1 июля 2002 года[1]), и в последующем не прекратившие гражданства России;

лица, которые приобрели  гражданство России в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве  Российской Федерации» 2002 года. 
Приобретение гражданства России

 

Порядок приобретения гражданства  России устанавливается в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» и определяется в Указе Президента России от 14 ноября 2002 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»[10].

 

Приобретение гражданства России

Основания приобретения гражданства  России:

по рождению

в результате приёма в гражданство  России

в общем порядке

в упрощённом порядке

при восстановлении в гражданстве  России

при выборе гражданства  в случае изменения Государственной  границы Российской Федерации (оптация)

приобретение гражданства  ребёнком при выборе его родителями гражданства России

 

Прекращение гражданства  России

Основания прекращения гражданства  Российской Федерации:

выход из гражданства России;

выбор иного гражданства  при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптация);

иные основания, предусмотренные  международными договорами России. 
 
25 Федеративное устройство России:понятие признаки принципы. 
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

 

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит  из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава

субъектов федерации в  России — 83  
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения. 
 
26 Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. 
В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми, субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

 

Законы и другие нормативные  правовые акты субъектов Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться*. 
 
27 Правовой статус президента РФ:его полномочия в системе гос органов.порядок выборов и прекращение полномочий. 
Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[2][3]. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

представляет Государственной  думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора ,формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации,награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;осуществляет помилование. и тд 
Выборы: 
Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  
Отставка: 
• отставки; в данном случае Президент обращается к парламенту с соответствующим заявлением;

• стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья. Механизм прекращения полномочий Президента по данному основанию не ясен, так как данная процедура законодательно не урегулирована.

• отрешение от должности (импичмент). 
28 полномочия федерального собрания РФ и его палат.полномочия гос думы и совета федерации.. 
Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган  
Парламент Российской Федерации.Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств  
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств. 
Компетенция парламента складывается из функций (основных направлений деятельности) и полномочий (конкретных прав и обязанностей), которыми он обладает как орган, призванный осуществлять законодательную и представительную власть в конституционном механизме разделения властей.

Мировая практика функционирования парламентских институтов выработала три классические функции, свойственные парламентам:

1) принятие законов;

2) утверждение бюджета;

3) контроль за правительством. 
В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов: 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов  Президента РФ о введении военного  положения и о введении чрезвычайного  положения;

3) решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил Российской Федерации за  пределами территории Российской  Федерации;

4) назначение выборов  Президента РФ;

5) отрешение Президента  РФ от должности;

6) назначение на должность  судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность  и освобождение от должности  Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность  и освобождение от должности  заместителя Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов. 
 
В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:

1) дача согласия Президенту  РФ на назначение Председателя  Правительства РФ;

2) решение вопроса о  доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность  и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты  и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность  и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения  против Президента РФ для отрешения  его от должности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
29 Правительство Рф понятие компетенция 
Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. 
равительство осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой

обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой государственной политики в  области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики государства;

осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами  президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов президента Российской Федерации  правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение.  
 
 
30 Судебная власть понятие структура.Принципы осуществления судебной власти. 
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. 
Структура: 
Верховный Суд РФ

КС РФ

Фед. Арбитр. окружные суды

Военнаяколлегия

Военные суды округов и  флотов

Суды субъектов РФ

Арбитражные Суды субъектов  РФ 
 
Только суды обладают монополией на осуществление правосудия.

Судебная власть отличается от законодательной и исполнительной тем, что не создаёт общеобязательные правила поведения (т.е. нормативных актов) и не осуществляет гос. упр-я. Она осуществляет юристдикционную деятельность в отношении тех органов и лиц, которые допускают нарушения общеобязательных правил поведения, в т.ч. и в сфере гос. управления. В этом её назначение в системе гос. управления в широком смысле слова. 
 
31 Местное самоуправление.понятие система и полномочия органов местного 
самоуправления. 
Местное самоупр-е обязано обеспечить самостоятельное решение вопросов местного значения, а также владение, пользование и разрешение муниципальной собственностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"