Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1.Происхождение государства.Теории происхождения государства.
3.Сущность и функции государства.Классификация функций.
4.Форма государства:определение структура классификации
5.Форма правления:определение,виды.характеристика
6.Политико-правовой режим:понятие,типология характеристикам

Файлы: 1 файл

1.docx

— 72.10 Кб (Скачать файл)

 

Для позитивистов правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются  властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов

С позиции позитивистов, право — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных  государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

 

Так, например, Марксистская школа говорит о возведённой  в закон воле господствующего  класса и вместе с тем о совокупности правовых норм. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов по сути одно и то же[17].

 

 
 
Естественно-правовая школа

Основные статьи: Естественное право, Права человека

 

С точки зрения естественно-правового  подхода, помимо права создаваемого государством существует ещё некое  «естественное право», имеющее бо́льшую силу, чем позитивное[27]. Под ним  понимаются представления о справедливости и общем благе, в частности — это право на жизнь, на свободу, собственность, равенство и т. д. Признаётся, что такое право существовало всегда 
 
 
10 Правовая система :понятие ,типология 
 
Правовая система — это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)[1]. 
 
Существует множество определений понятия «правовой системы», которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три[7].

 

Согласно первому подходу  содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом.  
 
В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности.  
Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе 
 
11Источники права:понятие,виды 
 
Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

 

Виды основных источников (форм) права:

 

а) нормативно-правовой акт;

 

б) нормативно-правовой договор;

 

в) правовой обычай;

 

г) правовой прецедент. 
 
 
12Нормативно-правовой акт:понятие виды 
 
Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. 
 

 По юридической силе  все нормативные акты подразделяются  на две большие группы: законы  и подзаконные акты.

 

Виды подзаконных актов:

указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются  больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного  органа государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

приказы, инструкции, положения  министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

решения и постановления  местных органов государственной  власти;

решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных  органов;

локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового  распорядка).

 

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

государственных органов;

иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ  и т. п.);

совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

принятые на референдуме.

 

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы  действия:

общефедеральные;

субъектов федерации;

органов местного самоуправления;

локальные.

 

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

неопределенно-длительного  действия;

временные.

 

Выделяют еще и такие  нормативно-правовые акты, как директивы  и постановления, которые принимаются  международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению. 
 
Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

 

 
 
13 Понятие и специфические признаки  закона 
 
Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

 

Во-первых, законы могут  приниматься только одним органом  — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

 

Во-вторых, законы принимаются  в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

 

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

 

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению  с другими видами нормативных  актов. 
 
1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ 
 
2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества 
Разновидность текущих законов - кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты.  
 
Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, 
Постановления издаются Правительством РФ.  
 
Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, 
 
Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации  
 
Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) 
Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями.  
 
 
14 Норма права :понятие структура классификации 
 
  Норма   права   –   это   правило   поведения,    установленное    или

санкционированное государством, элементарная частица  права,  относящаяся  к

нему как часть к  целому. Обосновано, что норма права  – это и не форма, и  не

содержание всего права, а именно  его  частица.  Она  обладает  собственными

содержанием и формой и  в  системообразующих  процессах  с  другими  нормами

составляет содержание права  в целом. 
 
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

 

Гипотеза (если…) — это  часть правовой нормы, в которой  определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

 

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое  реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает  действие нормы с наличием двух или  более условий. Разновидность сложной  гипотезы — альтернативная: для  вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

 

В зависимости от формы  выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия  действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической  нормы, возникновение, изменение или  прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

 

Диспозиция (то…) — элемент  юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает  на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

 

По характеру предписания  диспозиции подразделяются на:

управомочивающие — предоставляющие  участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

обязывающие — устанавливающие  обязанность совершать определённые действия;

запрещающие — устанавливающие  запрет совершать определённые действия.

 

По способу выражения  в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

абсолютно-определенные

относительно-определенные

 

Санкция (иначе…) — элемент  юридической нормы, который указывает  на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

 

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно  определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые —  орган применяющий норму, может  применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

 

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все  три элемента. Многие нормы не имеют  идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию 
 
 
15 Правотворчество и правообразование.Реализация права:понятия и нормы 
Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов. 
 
Признаки правотворчества:

 

1) осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

 

2) состоит в создании  новых норм права либо в  изменении или отмене действующих  норм;

 

3) получает завершение  в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

 

4) происходит в соответствии  с правовым регламентом, т.

е. с процедурой, которая  устанавливается правовыми нормами;

 

5) имеет конкретно-целевую  и Организационную направленность.

 

Правотворчество нельзя сводить к законотворчеству. 
коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов.

 

Правотворчество — одно из важных направлений функционирования гражданского общества и государства, одна из правовых форм («оболочек») их деятельности. Его следует отличать от правообразования.

 

Правообразование — все  формы и средства возникновения, развития и изменения права, в  том числе и Правотворчество.

 

Правотворчество — понятие  более узкое, чем Правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться Правотворчество. Обсуждение проекта конституции населением — это не Правотворчество, но может привести к нему. 
Реализация права (норм права) - это воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении субъектов права.

 

Если принятие нормативно-правового  акта - предварительный этап правового  регулирования, то реализация норм права - конкретное результативное проявление правового регулирования, поскольку объектом последнего является волевое поведение людей и именно такого рода поведение субъектов права (участников общественных отношений), соответствующее предписаниям правовых норм - результат действия права и цель государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"