Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
3) Прогностическая (определение тенденций в развитии изучаемых явлений).
4) Критическая.
Постановлением Верховного Суда 1997 года было закреплено следующее правило: конкуренция прав-х норм должна разрешаться судами путем критики законодательства, сопоставление, выявление недостатков, определение путей преодоления недостатков.
Коллизия норм – это столкновение норм разной юр силы. Коллизия отн-й должна разрешаться поиском нормы более высокой юр силы.
Спец норма имеет приоритет над общей нормой.
Конкуренция норм – это столкновение норм равной юр силы, но различной отрасли.
5) Координирующая.
Координация – это вид управл-я, основанный на учете и согласования интересов и воли управляемых субъектов.
6) Идеологическая.
7) Полит-я.
8) Экономическая.
9) Соц-я.
2. Историческая школа
права, естественно-правовая и
классовая теории о
По мере развития государства и права, усложнения отношений меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. Право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.
При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты:
- естественно-исторический характер происхождения права;
- его предназначение
быть масштабом поведения
- нормативность,
общеобязательность и
- наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства;
- ведущая роль
государства в формировании
- взаимосвязь
и взаимозависимость между
История происхождения права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений. Прежде всего, правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти.
Теория естественного права
Согласно естественно-
Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.
В сод-ную хар-ку естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.
В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.
Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции России (ч. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".
3. Социальный
и юридический механизмы
Билет 5
1. Марксистская
теория происхождения гос-ва
Связывает возникновение гос-ва с частной собственностью, расколом общ-ва на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Гос-во есть продукт и про¬явление непримиримых классовых противоречий".
Гос-во возникает тогда, когда развитие экономики достигает опреде¬ленного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общ-го продукта, и для дальнейшего развития общ-ва становится необходимым выде¬ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле¬нием: либо в сфере полит-й (в «восточном» обществе), либо в полит-й и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общ-ва, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела полит-й характер, стала осуществляться в интересах преж¬де всего привилегированных социальных групп, классов. Возникновение гос-ва всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в полит-ю власть, осуществля¬емую, в отличие от власти первобытного общ-ва, в интересах прежде всего, привилегированной части общ-ва. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак¬тера такой власти, для определения сущности гос-ва.
Классовый подход дает возможность выявить сущ-ные черты гос-ва, обнаружить имеющиеся в нем соц-е противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общ-ва против угнетателей, в руках которых находилась гос-я власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее установление классового (сословного) харак¬тера гос-ной власти не исчерпывает проблемы сущнос¬ти гос-ва, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания гос-ва и полит-й власти.
2. Соотношение внутригосударственного (национального) и международного права.
В современном мире решение глобальных проблем приводит к новому содержанию соотношения норм национального и международного права. Соотношение национального и международного права проявляется во взаимовлиянии правовых систем и "проникновении" международных принципов и норм в национальные правовые системы. В России характер такого соотношения норм определяется положениями ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Но это не односторонний примат одних над другими, а строгий национально-государственный критерий такого соотношения. Критериями здесь могут быть:
- признание
в качестве основополагающего
принципа национального и
- конституционные процедуры имплементации международных норм в национальную правовую систему, начиная с проверки конституционности проектов международных договоров, соответствия их законодательству и кончая ратификацией в форме федерального закона и иными процедурами;
- принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений;
- использование
широкого спектра
- учет установления
коллизионных правил и
В процессе правотворчества и правоприменения, толкования права необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права.
Среди норм международного права высокой степенью юридического оформления обладают международные договоры, а среди них - учредительные договоры, выступающие как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и нормы" как базовые регуляторы.
Нормы международного права "построены" с учетом их системной взаимозависимости. Для них присуща большая степень своего рода нормативной концентрации. Они делятся на нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, коллизионные нормы и другие. Используемые в них презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление процессу регулирования.
Нормы национального права отражают разные уровни внутрисистемных связей. Для них характерна трех- или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.
В оценке соотношения международно-правовых и национальных актов и норм все большую значимость приобретает признание новой роли международного права в процессе сравнительного правоведения. Функция международно-правовых принципов и норм как интегратора заключается в роли общего знаменателя в развитии национальных норм. Ими создаются условия для более активного использования "правовых образцов" других стран, а также для гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и международных норм.
В России этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации.
Вступление
государства в международную
организацию сопровождается выполнением
им комплекса мер: об изменении и
отмене действующих законодательных
и иных актов; о принятии новых
или о перестройке национально-
Примеры видов международных правовых документов, являющихся основанием для изменения национальных правовых систем.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам - членам или отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они считают, нарушает положения Конвенции. Европейский Суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду.
Европейская социальная хартия легла в основу законодательных реформ в области семьи, защиты молодых рабочих, прав профсоюзов, социального страхования и т.д. По мнению специалистов, она гарантирует двадцать три основных права.
Европейская культурная
конвенция является базисом для
межправительственного
Европейская хартия местного самоуправления использована в России при подготовке соответствующих федеральных и региональных законов.
В настоящее время все шире применяются принципы и процедуры международного правосудия. Оно служит средством обеспечения исполнения международных норм, которые должны учитываться в национальном законодательстве и государственными органами власти. В частности, национальные суды могут и должны учитывать решения международных судов и использовать их в качестве правовой аргументации и оснований собственных решений.
В Статуте Международного суда ООН определена его компетенция по делам, где сторонами могут быть только государства, а именно:
а) толкования договора;
б) любого вопроса международного права;
в) наличия факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;
г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
В рамках Всемирной торговой организации действует Генеральный Совет как орган по урегулированию споров. Взаимные консультации, согласительные процедуры, добрые услуги, посредничество, жюри - таковы формы его работы. Есть и Апелляционный комитет.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"