Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
Роль международного
коммерческого арбитража
3. Юридическая
квалификация-стадия
Билет 6
1. Теория
насилия, органическая и
Теория
насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский).
Сторонники этой теории
По мнению представителей
данной теории, гос-во более необходимо
слабым племенам, нежели сильным. Будучи
инстру¬ментом организации и
управленческого воздействия
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общ-ва гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Гер-манией в качестве официальной идеологии.
Органическая теория происхождения гос-ва.
Суть органической теории такова: общ-во и гос-во представлены как организм, поэтому их сущность возможно понять только через строение и функции этого организма. Все неясное в строении и деятельности общ-ва и гос-ва м.б. объяснено по аналогии с закономерностями физиологии и анатомии. По мнению Г.Спенсера гос-во - некий обществ-й организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. Важной чертой явл.то, что гос-во образуется одновременно со своими составными частями- людьми- и будет существовать, пока сущ-ет чел-ое общ-во. Гос-ая власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении гос-ом благополучия всего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функ-ют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффек-ть функционирования всего организма. Гос-ые институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (транспорт, почта) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деят-ть организма, рабочие и крестьяне (производители) – руками и тд. В процессе борьбы и воин (естественного отбора) выживают наиболее приспособленные, то есть разумно организованные, складываются конкретные гос-ва, формируется прав0во, совершенствуется стр-ра управл-я. Т.О. гос-во практически уравнивается с биологическим организмом. +: восприятие гос-ва как целого, целостного, взаимосвязанного организма, признании роли конкуренции в совершенствовании их внутреннего организма; -: сильное влияние дарвинизма, прямое проецирование биологич-их законов на жизнь общ-ва, отождествление гос-ва с биолог.организмом, в то время как оно явл. социальным организмом.
Договорная теория происхождения гос-ва.
Значительной теорией происхождения гос-ва является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы¬ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.
В России представителем дог-ной теории был революци¬онный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что гос-я власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в гос-во, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево¬люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупот¬ребление властью и произвол.
Гос-во возникает
как продукт сознательного
Обществ-й договор, создающий гос-во, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объ-единение, на образование гос-ва, превращая неорганизован¬ное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общ-во и гос-венное образование - полит-ю организ-ю: гос-во.
В дог-ной теории в связи с этим различали первичный до¬говор объединения и вторичный договор подчинения, договор наро¬да с князем или иным гос-ным органом.
Следует подчеркнуть, что при этом обществ-й договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления гос-ва, а как состояние общ-ва, когда люди добровольно объ-единились в его гос-венно-организационную форму, как прин¬цип, обосновывающий правомерность гос-ной власти.
2. Правовое
отношение: понятие и
3. Акты применения
права: понятие, структура и
виды. Акт придает официальное
значение принятому решению
и властный характер. Акт применения нормы
права-официальный правовой документ,
содержащий индивидуальное предписание
компетентного органа, к-й выносится им
в результате разрешения конкретного
юр.дела. Признаки акта: имеет властный
характер и охраняется принудительной
силой гос-ва; предписания имеют общеобязательное
значение для всех к кому они относятся;
за нарушение этого акта реализации-ответ-ть;
носит индивидуальный правовой характер;
д.соответствовать только закону (если
не соответствует, то должен быть отменен);
издаются в установленной законом форме
и имеют точную структуру и наименование
(приказ, постановление, распоряжение,
приговор, решение). Структура: 1 часть-вводная-указывается
наименование; название органа, издавшего
его; от чьего имени, время издания, конкретный
адресат.2 -описательная часть (излагаются
фактические обстоятельства дела, установленные
в первой стадии применения).3-мотивировочная
часть, дающая обоснование принимаемому
решению.4-резолютивная-
Билет 7 1. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе оказывать влияния на государственный строй,деятельность государственных органов и их должностных лиц. на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как
правило,отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).
Противоположностью
С.г. является теократическое, в
котором государственная
В мире имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).
В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ - С.г. Религиозные объединения отделены от государства, и ни одна религия не пользуется никакими преимуществами. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально. Это означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами. их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения функции органов государственной власти, других государственных органов: не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и других льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации. содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. Религиозные объединения в РФ действуют на основе собственных правил при условии соблюдения ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
2. Принципы права: понятие, виды и формы реализации.
Это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Обычно различаются
отраслевые принципы, характерные для одной отрасли права (так, трудовое право обеспечивает принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, гражданского - принцип полного возмещения имущественного вреда),
межотраслевые, проявляющиеся в двух или более отраслях (например, принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессах), и
общеправовые принципы.
Общеправовые принципы - это, во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, невозможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"