Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
Среди средств юридической техники есть такие, которые играют важную роль в правовом регулировании общественных отношений, но оказались обойдены вниманием правовой и в особенности — учебной литературы. Речь прежде всего идет об аксиомах, юридических конструкциях, правовых символах, презумпциях и фикциях.
Правовая аксиома
— положение, которое принимается
в юридической науке и
Правовые аксиомы как общепринятые положения — это опорные точки, кирпичики фундамента, на котором базируются и развиваются юридическая наука и законодательство.
Аксиомы представляют собой результаты мыследеятельности человека и выражаются в понятиях и суждениях. Истинность и убедительность их проверены многолетней, а нередко и многовековой практикой. Правовые аксиомы имеют дело с юридическими явлениями и отражают их особенности. Аксиомы, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, становятся законодательными аксиомами.
Для каждой сферы юридической деятельности, каждой отрасли правоведения и законодательства характерны свои аксиомы. Для правотворчества, например, аксиомами стали правила формулирования юридических норм, изложения их в нормативных актах, опубликования, вступления в юридическую силу. Правовые аксиомы служат интересам всего населения страны, их исполнение укрепляет порядок в обществе, вводит правовую жизнь в цивилизованное русло. Задевают они интересы лишь тех людей (и эти люди готовы их опровергнуть и делают это), которые ставят себя над законом, пропитаны правовым нигилизмом и смутно различают демократию и анархию.
Презумпция (лат. praesumptio — предположение) — предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.
Существенным признаком презумпции является их предположительный характер. Презумпции — это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между предметами и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных процессов.
Правовые презумпции
— разновидность общих
Многочисленные правовые презумпции делятся на различные виды.
По факту
правового закрепления
Фактические презумпции в законе не выражены и поэтому не имеют юридического значения. Однако они учитываются при формировании внутреннего убеждения того лица, которое применяет право. Законные презумпции — предположения, прямо или косвенно закрепленные в законодательстве. Такова, например, презумпция отцовства, закрепленная в ст. ст. 47, 48 Кодекса о браке и семье Российской Федерации.
По сфере действия различаются общеправовые и отраслевые презумпции. Отраслевая презумпция действует только в пределах одной отрасли права. Таково, например, предположение о компетентности вышестоящего государственного органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящего (подчиненного) государственного органа. Общеправовые презумпции действуют во всех без исключения отраслях отечественного права. Они превратились в своего рода общеправовые принципы.
Правовая фикция — несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.
Фикции — это положения заведомо неистинные. Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической).
Необходимость фикций в отечественном праве и в других правовых системах обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование общественных отношений, в правовое положение личности.
Признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим, несудимым и другие подобные обстоятельства — это юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. И всякая неопределенность в их наличии или отсутствии недопустима. Поэтому фиктивное законодательное установление и закрепление таких положений является не только оправданным, но и необходимым в правовой системе.
Преюдиция правовая – свойство вступившего в силу юрисдикционного решения (приговора суда, решения суда по гражданскому делу), состоящее в обязательности выводов данного решения относительно каких-либо фактов или правоотношений по этому делу для суда, разрешающего другое дело, связанного с первым содержательно и логически.
Билет 13 1. Форма правления: понятие и классификация.
Форма правления представляет собой стр-ру высших органов гос-ной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Формы правления дает возможность уяснить, что:
1. как создаются высшие органы гос-ва, и каково их строение.
2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими органами.
3. как строятся отношения между высшими органами и гражданами страны.
4. в какой мере организ-я высших органов гос-ва позволяет обеспечить права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы гос-го правления подразделяются на:
- монархические
1. абсолютные
2. конституционные
3. наследственные
- республиканские (высший орган власти избирается)
- смешанные.
Монархия.
Основные признаки монархии:
1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно;
2) наследственный порядок преемственности гос-ной власти;
3) монарх представляет гос-во по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий;
4) юр безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва, а при феодализме стала основной формой правления.
Виды монархий:
Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отн-й. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представ-х учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Гос-венное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция.
Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение опред-ся в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия).
Конституционная монархия бывает:
- парламентарной
- дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко.
В некоторых гос-вах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая гос-во. (ОАЭ, Иран, Ирак).
Парламентарная монархия (Бельгия, Канада):
1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент.
2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства.
3. Власть монарха отсутствует в испол-й, закон-й и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом.
4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.
Республика.
Общими признаками
республиканской формы
— существование единоличного и коллегиального главы гос-ва.
— выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ной власти.
— осуществление гос-ной власти не по своему велению, а по поручению народа.
— юр ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом.
— обязательность решений верховной гос-ной власти на территории всей страны.
Республиканская форма правления оформилась в Афинском гос-ве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами.
Виды республик:
1. Республика Советов (принцип разделения гос-ной власти).
2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом).
3. Президентская республика.
Высшей формой
парламентского контроля над испол-й
властью является избрание или назначение
главы гос-ва парламентом. Процедура
избрания главы гос-ва в современных
парламентских республиках
Глава гос-ва в парламентской республике обладает следующими полномочиями:
- обнародует законы;
- издает декреты;
- верховный главнокомандующий.
Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия.
Черты президентской республики:
1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.
2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом.
3. Более широкие полномочия главы гос-ва по сравнению с парламентской республикой.
Президентские республики: США, Франция.
Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы гос-ва и главы правительства (Франция, Россия).
2. Действие
норм права во времени, в
пространстве, по кругу лиц и по предмету. Нормы права
приобретают юр.силу с момента завершения
процедуры принятия и оформления того
юр.акта, где они содержатся. Право действует
одновременно:по предмету действия, по
кругу субъектов, по времени, в пространстве.
Предмет действия–общ-е отношения (полит-е,
экон-е, организационные, соц-е, информационно–коммуникативные)
3. 59. Понятие законности. Соотношение законности, легитимности и демократии.
Законность и легитимность власти — однопорядковые, но не тождественные понятия. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной.
Законность и правопорядок наряду с политическими, экономическими и социальными факторами зависит от правосознания и правовой культуры в обществе.
Негативно сказываются на законности такие проявления, как:
- правовой нигилизм (отрицательное отношение к праву, непринятие его общеобязательных свойств),
- правовой идеализм или апологетика права (завышенная оценка механизма правового регулирования без учета социальных, экономических, политических факторов). По сути сводится к формуле: примем закон – решим проблему в обществе.
И
правовой нигилизм, и правовой
идеализм препятствуют
Для
законности необходимо два
1. Наличие справедливых, целесообразных, научнообоснованных и реальных правовых норм (содержательная сторона).
2. Их выполнение (формальная сторона).
Принципы законности:
- единство законности (понимание и применение правовых предписаний должно быть одинаковым для соответствующих категорий субъектов на территории страны);
- верховенство
Конституции и закона (нормативно-правовые
акты, другие источники,
- гарантированность прав и свобод человека, гражданина, иных субъектов права;
- связь законности
с культурой (от культуры
- связь законности с целесообразностью (обход закона в целях выгоды субъекта недопустим, целесообразность должна укладываться в рамки правовых предписаний);
- часть 1 ст.49 принцип презумпции невиновности (и виновность в совершении дисциплинарных проступков и административных проступков должна быть доказана в законном порядке и установлена во вступившем в силу акта).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"