Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
Лекция Лясковского (установочная):
Принципы – основополагающие начала, кот.в основе отраслей права восходят к древности и производны от понятия доктрины.
Юридические доктрины – мнение ученых – по месту формирования. Доктрины закреплены в трудах Юстиниана, в актах толкования – дигесты, з-н 12 таблиц.
В первых кодифицированных сборниках отражены принципы: справедливость, законность, целесообразность.
Виды принципов:
1) всеобщие;
2) межотраслевые;
3) отраслевые.
В институте м/б 1 принцип, но это не закономерность.
Формы закрепления: во всеобщем акте; в актах отраслевого зак-ва – отраслевые принципы: гуманизма; соразмерности деяния и наказания; презумпции виновности (невиновности); допустимости принятия акта (ст.55 Конст.РФ).
Общеправовые принципы действуют (ф-ма реализации) опосредованно ч/з нормы, в кот.конкретизируется содержание непосредственно ч/з нормы, заключенные в актах.
В сферах охранительных отн-ний принципы действуют если непосредственно заключ-ся в зак-ве и аргументировать, основываясь на принципах НЕЛЬЗЯ.
В сфере регулятивных отн-ний – можно (на-ер:принцип виновности владельца ТС – обязанного лица в ГП РФ).
Нормы – это
принципы, кот.реализуются
Принцип требует конкретизации с учетом нормы права.
Отраслевые принципы – компетенция федеральных органов.
3. 55. Пробелы в законодательстве: понятие, основные причины возникновения, способы их восполнения и устранения. Аналогия закона и права.
Пробел в праве и способы преодоления
Это- отсутствие правов. нормы при разрешен. конкрет-ных жизнен. случаев, котор. д.б. разрешены на основе права. Причины- отставание зак-ва от развития жизни и упущения при подготовки НПА. Ликвидация
1. Изда-ние компет.
органом недостающ. НП –
2. Заполнение
пробела правоприменителем –
по анало-гии – определен.
Данные способы имеют место в правоприм. практике, однако запрещены в администр. и уголов. праве (преступление только, то котор. предусм. угол. закон. как таковое)
Пробелы в законодательстве (в праве не может быть пробелов).
Отсутствие необходимых норм в праве компенсируется общеправовыми принципами. В законодательстве пробел означает отсутствие необходимой нормы в официальном источнике. Пробел в законодательстве в условии современных правовых систем достаточно редок (случается в условиях эволюционного изменения законодательства).
Пробелы делятся на:
- устранимые,
- неустранимые (встречаются редко и требуют исполнения путем принятия акта, содержащего необходимую норму права).
Устранимые восполняются путем аналогии закона (законодательства) или аналогии права. Если не находится аналогичных норм, то решение выносится с учетом основных норм права. Недопустимо применять аналогию законодательства при решении вопроса об ответственности лица и мерах его наказания.
Установить пробел в законодательстве можно лицу, владеющему юридической техникой и имеющему навыки толкования норм права.
Билет 8
1. Гос-венный
суверенитет и иные виды
Гос-во как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объёме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом гос-ва пони¬мается верховенство и независимость гос-ной вла¬сти внутри своей страны и по отношению к другим гос-вам. Как важнейшее свойство гос-ной власти су¬веренитет является качественным признаком самого гос-ва.
Суверенитет гос-ва исходит из суверенитета на¬рода. Народ является создателем и носителем суверенитета гос-ва, волеизъявление народа порождает гос-венную власть. В то же время народ выступает как свое¬образный гарант гос-го суверенитета, ибо лю¬бое ущемление независимости гос-ва, умаление вер¬ховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.
Верховенство гос-ной власти — это, прежде всего, ее неограниченность ничем, кроме Конституции, ес¬тественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории гос-ва нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юр сила законов, издаваемых высшими органами гос-ной власти.
Независимость гос-ной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исклю¬чительное право каждого гос-го органа действо¬вать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность гос-ной власти обеспечивается отсутствием зависимости (полит-й, финансовой и др.) гос-х органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов гос-ва.
Суверенитет гос-ва — неотъемлемое свойство каж¬дого гос-ва.
Важный аспект суверенитета — неприкосновенность тер¬ритории. Это положение Конституции обращено вовне гос-ва, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экс¬пансии.
Национальный суверенитет
В современном международном праве, помимо гос-го суверенитета, сформировалось понятие нац-ного суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием нац-ного суверенитета является полновластие нации и её полит-я свобода выбирать свою гос-венно-правовую организ-ю и форму взаимоотн-й с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общ-ва, т.е. он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.
Народный суверенитет
Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в гос-ве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник гос-го суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) гос-ной власти. Понятия народного суверенитета и гос-го суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в гос-ве, а во втором — вопрос о верховности власти самого гос-ва.
Конфедерация и иные гос-е устройства: содружества, сообщ-ва, союзы.
Конфедерация — это союз суверенных гос-в, об¬разуемый для достижения определенных целей (военных эко¬номических и др.). Здесь союзные органы лишь координи¬руют деят-ть гос-в — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объеди¬нились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
Содружество - весьма редкое, чем конфедерация, но тем не менее организационное объединение гос-в, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, единая денежная единица и др.), права (уголовного, гражданского и пр.), в-третьих, языка (например, у славянских стран СНГ), в-четвертых – культуры, в-пятых – религии. Однако содружество – это не гос-во, а своеобразное объединение независимых гос-в. В основе содружества могут лежать межгос-венный договор, устав, декларация, иные юридические акты..
Межгос-е образования знают и такую форму, как сообщ-во гос-в. В основе сообщ-ва, как правило, лежит "межгос-венный договор. Сообщ-во является еще одной своеобразной переходной формой к гос-ной организации общ-ва. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи гос-в, входящих в сообщ-во, и эволюционирует в сто¬рону конфедеративного объединения (например, Европейские со¬общ-ва).
В сообщ-во могут входить ассоциированные члены — гос-ва, принимающие те или иные правила, действующиё в сооб-ществе. Порядок вступления в сообщ-во и выхода из него устанавливается членами сообщ-ва.
В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из от¬числений членов-гос-в), надгос-е органы.
Сообщ-во может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал гос-в, входящих в него, объединить усилия этих гос-в для достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры, (вплоть до их от¬мены) и.т. д.
2. Источники
и формы права: понятие, соотношение и классификация.
до конца 20-го столетия -источник права-форма
офиц-го документа, акта, к-я содержит правовую
норму (позитивистская точка зрения). Форма
и источник права совпадают при позитивистском
подходе. В современном правопонимании-источник-
3. Толкование
права: понятие, виды, способы-деят-ть
компетен. гос. органов, общест. организ,
отдел. граждан по разъяснению
значения НПА. включает: деят-ть
по разъяснен. и результат
Билет 9
1. Классификация и содержание функций гос-ва.
Функции гос-ва — это основные направления внутренней и внешней деятельности гос-ва, в которых выражаются и кон¬кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци¬альное назначение.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"