Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы к госам по тгп.docx

— 139.23 Кб (Скачать файл)

обладает большей юридической  силой, чем обычные законы;

особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять  федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который  принимается и действует в  строгом соответствии с федеральным  конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие  «подзаконные нормативно-правовые акты»  является собирательным.

 

Вопрос №47.Действие нормативно-правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической  силы.

 Нормативно-правовые акты могут  вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом  нормативном акте или в специальном  акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

 Утрата юридической силы  происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового  акта другим актом, устанавливающим  новые правила регулирования  той же социальной сферы.

 По общему правилу закон  обратной силы не имеет, то  есть он не распространяется  на правоотношения, возникшие до  его вступления в силу. На практике  это означает, например, что суд  даже во время действия нового  закона будет решать дело в  соответствии с прежним законом,  если имущественный спор возник  до вступления в силу нового  закона. В порядке исключения  нормативно-правовой акт обретает  обратную силу:

а) если указание на это имеется  в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

 Также в порядке исключения  может быть применен еще один  принцип действия нормативно-правового  акта во времени - "переживание  закона", когда закон, утративший  юридическую силу, по специальному  указанию нового закона может  продолжать регулирование некоторых  вопросов.

 Таким образом, нормальным, типичным  принципом действия закона во  времени является принцип немедленного  действия, когда закон с момента  вступления его в силу действует  только "вперед": ревизии сложившихся  до него юридических прав и  обязанностей он не производит.

 В пространстве нормативно-правовые  акты в зависимости от своего  вида могут действовать трояким  образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно  определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в  соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства  действуют лишь на его территории.

 При этом под государственной  территорией понимается часть  земного шара (включающая в себя  сушу, недра, воздушное и водное  пространство), которая находится  под суверенитетом данного государства  и на которую государство распространяет  свою власть. Суверенитет государства  распространяется на территорию  своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море  и других объектов, принадлежащих  государству и находящихся в  открытом море или космосе.

 Порядок, в соответствии с  которым законы не распространяются  на то или иное пространство  или лиц, называется экстерриториальностью.  Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

 Действие нормативно-правового  акта по кругу лиц подчиняется  общему правилу: он распространяется  на всех лиц, находящихся на  территории его действия и  являющихся его адресатами. Однако  из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в  Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и  пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому  законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан  России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

 Круг лиц, на которых распространяет  свое действие тот или иной  нормативно-правовой акт, может  определяться также по признаку  пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию  здоровья (инвалиды) и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №48.Систематизация нормативных правовых актов: понятие  и виды.

В обществе действует огромная масса  различных правовых норм и нормативных  актов. Чтобы было проще ориентироваться  в них, необходимо постоянно приводить  их в определенную систему. Этим занимаются различные субъекты (государство, должностные  лица, граждане). Такая деятельность носит название систематизационной.

Наряду с правотворчеством, правоприменением и толкованием права систематизация участвует в достижении юридически значимых результатов правового регулирования

Систематизация законодательства - это деятельность компетентных субъектов  по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях  удобства пользования ими на практике. Систематизация законодательства необходима для:

1. Дальнейшего развития и совершенствования  законодательства.

2. Правильного уяснения и применения  нормативно-правовых актов.

3. Формирования правового сознания  и правовой культуры субъектов  права.

 Систематизация законодательства  объективно отражает состояние  юридической науки и практики  государства. Наличие большого  числа кодифицированных нормативно-правовых  актов отражает квалификацию  и качество работы правотворческих  органов. Объединение нормативных  актов в сборники характеризует  стремление к надлежащему правоприменению. А четко организованный учет нормативно-правового материала свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации законодательства.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности  правотворческой деятельности и  обеспечивает правильную, быструю и  качественную реализацию правовых норм.

Кодификация - наиболее сложная и  совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку  действующего законодательства путем  подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Кодификация устраняет пробелы, архаизмы и противоречия в законодательстве, облегчает выбор и формулирование нормы, подлежащей применению, а также  пользование нормативными актами, В  процессе кодификации происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях  и формулируются новые нормы  права. Результатом кодификации  законодательства является нормативно-правовой акт. Он может носить особое наименование - основы, кодекс, устав, положение и  т.п. В нем объединены различные  правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения  определенной правовой отрасли. Целью  кодификации является создание нормативно-правового  акта, при помощи которого осуществляется комплексное правовое регулирование  однородных общественных отношений. Как  правило, кодифицированные акты характеризуются  относительно большим объемом, высокой  юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой  проекта.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных  органов исполнительной власти (министерств, ведомств, Федеральных служб и  т.п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, проведения их консолидации и кодификации, повышения  согласованности актов, принимаемых  разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых  издаются такие нормативно-правовые акты.

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

1. Инкорпорация — постоянный  процесс упорядочения действующего  законодательства, не меняющий его  содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в  зависимости от накопления нормативного  материала и объективной необходимости  его всесторонней переработки  и объединения в целом или  по отдельным отраслям.

2. При кодификации мы имеем  дело с правовыми нормами и  юридическими институтами, а при  инкорпорации - с нормативно-правовыми  актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен  предмет воздействия.

3. Результатом инкорпорации является  собрание или сборник изданных  в разное время нормативно-правовых  актов, содержание которых точно  повторяет официальный источник, а кодификацию завершает новый  как по форме, так и по  содержанию правовой акт. Его  текст является официальным, на  него должны ссылаться правоприменительные  органы.

4. Кодификация всегда носит официальный  характер и осуществляется исключительно  государственными органами, а инкорпорация  не придерживается таких жестких  рамок и может проявлять себя  в разных вариантах, в т.ч.  на обыденном уровне.

Инкорпорация - такой процесс объединения  правового материала, при котором  он полностью или частично размещается  в разного рода сборниках.

Нормативное содержание актов при  этом не меняется, хотя форма изложения  их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости  внешней обработки правового  акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются  статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие  временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая  сила актов, подвергшихся некорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные  лица. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических  собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие -собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация состоит  в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения  и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативно-правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым  относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права - следователи  правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений  в основном в форме учета нормативно-правовых актов.

В зависимости от приемов и способов достижения целей систематизации, различается  хронологическая и предметная инкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в  определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные  акты в подобных изданиях размещаются  в хронологическом (временном) порядке  с годовой нумерацией выпусков и  статей.

Предметная инкорпорация - более  сложный вид систематизации, в  результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных  актов высших органов государственной  власти и управления, расположенных  по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорция является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить различные сборники отраслевых нормативных актов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"