Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы к госам по тгп.docx

— 139.23 Кб (Скачать файл)

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового  сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное  независимое правосудие, широкий  спектр прав и свобод гражданина и  их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность  основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень  правосознания; 2) знание действующих  законов страны (незнание законов  не освобождает человека от ответственности  за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются  в виду требования законов. Как и  в случае с правосознанием, это  первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и  общественное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 44.Понятие,структура и виды правосознания

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение  людей к действующему или желаемому  праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его  осознают и каким хотят видеть в идеале.

 Структура правосознания состоит  из двух элементов: 

-идеологии - система правовых  идей, взглядов, теорий. Особенность  правосознания в том, что оно  отражает право во всех его  состояниях в проявлениях, что  и отличается от других видов  идеологии. 

-психологии-чувства, эмоции, переживания  связанные с восприятием права  и всех производных от него  явлений. Психологические моменты  пронизывают весь процесс реализации  права, механизм правового регулирования,  юр. практику. Субъекты права-люди, им  свойственны все психологические  состояния. 

 Виды правосознания: 

 По степени общности правосознание  подразделяется на:

-массовое, когда определенные  правовые взгляды получают широкое  распространение. 

-групповое, отражает правосознание  определенных социальных слоев  населения (студенчества, школы) 

-индивидуальное, представляет собой  суждение о праве отдельной  личности. У каждого конкретного  человека представления о праве  могут быть неверными, отсталыми  или деформированными. Впрочем и групповое сознание, как правило не идеальное.

 По глубине отражения правосознание  делится на :

 -научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.

-профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности.

-обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.

 Взаимосвязь права и правосознания:  Сам термин правосознание состоит  из права и сознания. Понятие  "правосознание" прямо отвечает  на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается субъектом,  как субъект к нему относится.  Не будь права, не было бы  правосознания. Правосознание в  российском обществе неоднородно,  противоречиво, во многом деформировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 45.Правовой нигилизм и идеализм. Правовая демагогия.

Правовой нигилизм

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное  отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что  «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для  него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила  его ненавидеть и другую; он подчиняется  им как силе. Полное неравенство  перед судом убило в нем  всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит  или нарушает закон всюду, где  это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает  правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла  марксистско-ленинская идея об отмирании  государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека»

Правовой нигилизм может выступать  в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и  практической. В первом случае имеет  место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а  тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди  населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Правовой идеализм

Если правовой нигилизм характеризуется  менее отрицательным отношением к праву и его ценностям, неверием в его силу, то правовой идеализм исключительно занимает противоположную  сторону, то есть переоценивает адскую силу права и приписывает ему  те функции, которые право по свой сущности не может выполнять. Оба эти выдающегося явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы “двойное” всеобщее зло. Иными словами, перед нами две “одной медали”.

 Правовой идеализм – это  неоправданное и необоснованное  и большое преувеличение возможностей  права, к нему приписывается  то, что оно не в состоянии  дать сообществу.

 Это выдающееся явление сопровождает  глубоко человеческую цивилизацию  практически на всем пути ее  развития. Так, еще Платон необыкновенно  наивно считал, что основным крайним  средством осуществления его  замыслов, строительства больше  идеального государства будут  законы, принимаемые и необычайно  мудрыми правителями. В эпоху  Просвещения считалось достаточным,  уничтожив страшно старые законы, принять новые, и царство великого  разума будет достигнуто. И по  сей день, есть люди, которые считают,  что с помощью жестокого закона  можно вообще “накормить страну”,  ликвидировать безработицу, повысить  социальный и экономический высокий  уровень жизни и т.д. 

 Я считаю, основной и веской  причиной этого выдающегося явления  является абсолютно неверное  понимание права. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право – это выдающегося явления надстроечные, призванные урегулировать экономический базис и общество. Исходя из этого, выходит, что исключительное право лишь регулирует отношения по созданию, обмену и потреблению чуд. И те люди, которые глубоко ошибочно возлагают на право слишком исключительно большие надежды, и если они ценятся во главе государства или исключительно занимают иные ответственные правительственные должности, могут доставить большой вред и государству и обществу. На право нельзя возлагать надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать. Ему нужно отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных вероятностей данного института.

 Проявление довольно правового идеализма, как и правового нигилизма разнолико. Укажем наиболее главные формы. Во-первых, это за бегание законодательства вперед, то есть творение таких норм, которые будут регулировать отношения, не возникшие в обществе. Издание довольно правовых актов, не учитывающих объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет заведомо к не правильной “работе” актов или вообще к их неисполнению.

 Вторая и необыкновенное форма проявления довольно правового идеализма хранится в отсутствии реалистичного механизма для максимальной реализации юридической нормы. Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной высокой нормы или нормативно-правового акта (инструкции), который должен регламентировать механизм потрясающего действия данной нормы, то данная высокая норма будет оставаться на бумаге. И нуждающиеся в правовом регулировании полностью общественные отношения в итоге лишь указаны законодателем как существующие, но не опосредованы правом.

 Третья необыкновенное форма состоит в недоучете тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться более юридические нормы. Законодатель при творении высокой нормы должен учитывать все нечеловеческого условия среды, где будет трудиться данная норма. Должен взглянуть, как создавались похожие нормы до него в этом государстве, посмотреть опыт в данной сфере законодателей иных стран, посмотреть высоко научные достижения и наработки по данной сфере регулирования. И на основе этого создать такую норму, которая будет реалистично действовать.

Правовая демагогия

Правовая демагогия - особый вид  социальной демагогии, состоящий в  общественно опасном, внешне эффектном  воздействии отдельного лица либо различных  объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных  форм ложного одностороннего либо грубо  извращенного представления правовой действительности для достижения собственных  корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства. Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 46. Нормативные правовые акты: понятие и виды.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным  органом письменный официальный  документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких  изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных  актов вводятся в действие юридические  нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному  налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов  обозначает утверждение, отмену или  изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям: по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой  релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место  занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической  силе делятся на законы и подзаконные  акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или  на референдуме, обладающем высшей юридической  силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков  закона:

закон – одно из основных источников права;

установлен особый порядок принятия;

принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую  силу, что означает:

никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который  его создал;

другие нормативные акты не должны противоречить закону;

при появлении противоречия между  законом и подзаконным актом  приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон  представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

федеральный конституционный закон  развивает и дополняет положения  Конституции РФ;

принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены  Конституцией страны;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"