Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
1.Социологическая концепция государства
В социологической
концепции государством называется
организация публичной
2 КЛАССОВЫЙ ПОДХОД К
Главным и основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учётом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.
В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделённом на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
«Политическая власть в собственном смысле слова, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, - утверждал Ф. Энгельс, - есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».
Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, - считал он, - есть орган господства определённого класса, который не может быть примерён со своим антиподом (с противоположным ему классом»).
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.
Поэтому
понятно, что в связи с коренными
изменениями произошедшими в
мире после второй мировой войны,
трактовка государства
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западной социал-демократии и современных буржуазных теорий. Не смотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства, как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности данного подходя, он так же односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово - насильственной стороне, немарксистские теории признают в государстве лишь другую его сторону - общесоциальную и общечеловеческую.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества и специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей специальной разработки ни в самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последователями.
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон - общечеловеческой и классовой.
27. Романо-германская правовая система.
Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.
РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в, чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую систему нормативно-правовых актов
Во всех странах семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов. В практике различают 3 разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Развивается с 12 в. на базе кодификации императора Юстиниана в общую для всех юр. науку, приспособилась к условиям современного мира. Возникла в результате рецепции римского права странами континентальной Европы.
В своем становлении и развитии прошла 3 основных этапа: 1. Эпоха Римской империи – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью, господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое отсутствие права; 2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти; 3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление Конституций и отораслевых кодексов, создание национальных правовых систем.
Основным источником является закон. Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы.
Особенность: 1 деление на публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный тип, 2 последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и институтам.
3. Признаки государства, отличающие его от организации общественной власти родового строя.
Для того, чтобы рассмотреть отличающие признаки гос-ва, необходимо дать его понятие.
Государство – это организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.
Признаками гос-ва считаются:
Образование общества
Отличия:
1.Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военначальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные функции власти выполняли жрецы. Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами в родовой организации не было. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более крупные объединения. Высщей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военначальников родов Гос-во, напротив, в отличие от организации власти первобытнообщинного строя, состоит из спец. органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.
1.Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения. а в состоянии гос-ти – территория. Род (родовая община) – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.
Род – это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и др. интересы. Роды могли перемещаться с одной территории на др., но их организация при этом сохранялась.
3.Если государство имеет правовые начала, то в первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т. е . служили регулятором общественных отношений людей. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени.
4. Легистская концепция государства
Легистская концепция государства возникла в Германии во второй половине XIX в. и доведена до логического завершения в теории Г. Кельзена в XX в.2 Сегодня она распространена в государствоведении в Западной Европе.
В этой концепции феномен
государства отождествляется с
содержанием законов о
Легистская концепция
государства подразумевает
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"