Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

38. Либерализм и этатизм. Существуют две основные модели соотношения гражданского общества и государства либерализм и этатизм. С позиции либерализма, чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, субъектов гражданского общества. Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу.

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу  индивида, сводил государственное вмешательство  в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе "ночного сторожа", полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

В рамках этатизма различаются два  варианта регулирующего воздействия государства на общество — авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм вообще означает такой  способ властного воздействия на общество, при котором блокируется  или разрывается обратная связь  между управляющей и управляемой  системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, но это — крайний авторитаризм, слияние управляющей и управляемой систем) представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недостаточно развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия.

Противоположность авторитарному  варианту составляет демократический  вариант государственного интервенционизма, который воплощен в теории и практике "государства всеобщего благоденствия" или социального правового государства. Это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества.

Минимальное (либеральное) государство. Либеральное, минимальное в функциональном отношении государство сформировалось в индустриально развитых странах в эпоху свободной конкуренции. В таком государстве воздействие на экономику осуществляется главным образом в рамках решения правовой задачи и создания системы коммуникаций, необходимых для саморегулирующегося гражданского общества.

Согласно теории классического  либерализма, только свободный рынок  позволяет выявить социально-экономические  интересы, наиболее эффективные и  полезные для общества в целом. Таковыми являются конкурирующие интересы субъектов гражданского общества, для реализации которых требуется относительно меньше затрат природных и социальных ресурсов. Ибо всякая система, в частности социальная система, существует в определенной среде, из которой она черпает ресурсы, а устойчивость системы зависит от ее равновесия со средой: чем меньше системе требуется новых ресурсов, тем она устойчивее.

39. Индусское право

Другой распространенной системой религиозного права является индусское  право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.

Особую роль индусское право  играет в тех сферах, где влияние  религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право  общины, исповедующей индуизм. Их влияние  на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки. (Преимущественно в Танзании, Уганде, Кении.) Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, и к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, т.е. живой облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному общественному укладу.

Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному  кодексу. Хотя и считается, что все  индийцы равны, но на самом деле эти различия весьма ощутимы. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. На протяжении длинного отрезка времени индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы. Время от времени против них возникали мощные движения. Тем не менее медленно и почти неощутимо касты росли и распространялись на все сферы общества.

Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось "изнутри", вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости.

Огромную роль среди индусов  играет обрядовая чистота, отрицательным  следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями  других каст.

Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной  индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется прожиточный уровень.

Не последнюю роль в настоящее  время продолжают играть законы Ману. Несмотря на свой преклонный возраст (I в. до н. э.), в них современным языком говорится о праве, политике, религии, морали.

В период колониальной зависимости  индусское право подверглось  влиянию доктрины общего права, но полного  его вытеснения не произошло. И после  провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

40. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)

В самом конце XVIII века в Германии зародилось и в первой половине XIX века стало весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос не о том, в чем заключается сущность права и чем оно должно быть, а о том, как право возникает и какова его история. Основоположником этого направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права является Густав Гуго (1768—1844) — профессор Гетгингенекого университета. Виднейшими представителями этой школы были также немецкие юристы Фридрих Карл фон Савиньи (1779— 1861) и Георг Фридрих Пухта (1798-1866).

Данное направление возникло как  протест против двух факторов:

1) против рационализма XVIII века, который  не обращал внимания на исторические  особенности развития права и отстаивал веру в естественное природное право;

2) против установлений Великой  французской революции, которые  провозглашали преимущество человеческой  воли над традициями и обстоятельствами.

Гуго уподобляет развитие права  развитию языка. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от Бога, так и право создается не только и не столько благодаря законотворчеству, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам их жизни. Акты власти дополняют позитивное право, но сделать его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. п.

Подобные взгляды полумили развитие также в трудах Фридриха Карла  фон Савиньи, который с полным на то основанием считается главой исторической школы права.

Савиньи доказывал, что право не устанавливается волею определенного лица. Право — это продукт народного духа, проявляющегося во всех членах общества и приводящего всех к одному и тому же правосознанию. Иными словами, право каждого Народа растет вместе с ним. Или, как писал Савиньи, всякое право возникает тем способом, который господствующее словоупотребление называет обычным правом, то есть создается, прежде всего, народными нравами и верованиями и уже затем юриспруденцией.

Георг Фридрих Пухта — ближайший  последователь и ученик Савиньи  — испытал сильное влияние философского учения Шеллинга, вследствие чего попытался объективировать понятие народного духа, иными словами, сделать его объектом философско-правового анализа. По его мнению, народный дух — это сила, действующая в организме народной жизни и существующая независимо от сознания отдельных представителей народа. Народный дух все производит из себя, в том числе и право. Следовательно, отдельная личность не участвует в образовании права.

Возвысить авторитет обычного права, показать его связь с народным духом и, как следствие, его практическую силу — таковы основные идеи взглядов Пухты.

41. Функции государства представляют собой направления деятельности государства, соответствующие главным задачам определенного исторического этапа, проявляющие его сущность и дающие ему тем самым определенную социально-политическую характеристику. Функциями государства являются только основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Различаются внутренние и внешние функции государства. Последние означают осуществление задач государства в международных отношениях. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются по отношению к одному и тому же субъекту — гражданскому обществу, обществу, в котором существует государство. При этом решение некоторых задач, например экологической, достигается за счет деятельности государства как внутри страны, так и за ее пределами, за счет участия государства в деятельности мирового или регионального сообщества государств. С точки зрения либертарной теории прежде всего выделяются минимальные функции государства. Это решение двух основных задач, стоящих перед любым государством, на всех этапах исторического развития государственности. Сюда относятся: (1) обеспечение свободы, безопасности и собственности (правовая функция) и (2) создание системы коммуникаций.

5. Теории происхождения права[править | править исходный текст]

 

 Представитель теологической теории права Фома Аквинский

Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни  в соответствии с идеалами добра  и справедливости, дарованной свыше.

Теория естественного права: Человек  от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.

Историческая школа: Потребности  разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить  конфликт и установить порядок в  поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

Нормативистская теория: Государство  диктует людям модель поведения. Право исходит от государства  и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

Позитивистская теория: Право порождено  противоречиями жизни, конфликтами, в  результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила  «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.

Марксистская теория: Право связано  с государством и зависит от социально-экономических  факторов общества.

Примирительная теория: Право является результатом компромисса различных  противоборствующих сторон в обществе (зародилось не внутри одного рода, а между различными родами, которые всегда конфликтовали между собой). Данная теория очень популярна в доктрине западных стран[29].

Регулятивная теория: Право образовалось с момента, когда у общества возникла потребность по упорядочиванию своих  отношений, необходимого для единства государства[30].

42. современные представления  о правовом государстве. Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

     Современные подходы  к пониманию правового государства  можно свести к следующим основным  принципам:

   1. Демократизация общества;

   2. Верховенство закона;

   3. Правовая защищенность  человека;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"