Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Следовательно, содержание
обычая – это сам образец поведения,
а формой его фиксации является привычка,
поведенческая традиция. Отсюда и
специфика регулятивного
Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.
Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.
Сегодня, как правило,
говорят о взаимодействии права
и обычаев, которое рассматривается
преимущественно как «
1. Юридические нормы
поддерживают обычаи, полезные с
точки зрения общества и
2. Юридические нормы
могут служить вытеснению вредн
3. Юридические нормы
безразличны к действующим
От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.
При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.
7. право в системе социального регулирования. понятие социальной нормы
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный
порядок устанавливается в
1. Так называемые «стихийные»
регуляторы как
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой – естественная норма. Во-вторых, норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества – социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы – сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные нормы,
существующие в виде
2. Разработанные на
основе знания естественных
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4. Правила поведения,
содержание которых
При обсуждении роли права
в системе социального
1. Они являются общими
правилами. Сказанное означает, что
социальные нормы
2. Данные нормы возникают
в связи с волевой,
3. Названные нормы
регламентируют формы
4. Они возникают в
процессе исторического
Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.
5. Эти нормы соответствуют
типу культуры и характеру
социальной организации
Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т.п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.
Характер же организации
общества в большей мере влияет на
значимость того или иного вида норм
в обществе, на связи норм в социальной
нормативной системе. Так, в негосударственно-
Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система
рассматривается как
9. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Структура гражданского общества
Политические партии.
Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
Научные и культурные организации, спортивные общества.
Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
Независимые средства массовой информации.
Церковь.
Семья.
Признаки современного гражданского общества:
наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
развитость и разветвленность демократии;
правовая защищенность граждан;
определенный уровень гражданской культуры.
Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:
· равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
· гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;
·
экономическая независимость
·
гарантированная законом
· свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
· создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
· свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
· существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.
15. разделения властей. Место и функциональное предназначение ветвей власти в структуре современного Г.
Принцип разделения властей явл. основным принципом организации и деятельности правового Г.
Разделение властей – принцип, исходящий из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования Г. в нем должны существовать относительно независимые др. от др. власти – законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту; исполнит. – прав-ву; судебная – суду. Суть этого принципа в том, чтобы не допустить сосредоточия власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами во вред другим. (Марченко).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"