Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Система принципов, на
В основе общего права первоначально лежит обычай, традиция.
Обычай имел весьма существенн
Свою позицию присяжные
С XV в. начался качественно
новый этап в развитии
Для англосаксонской правовой
системы не характерно
35. Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.
Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью.
В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.
Шариат как религиозная
История мусульманского права
начинается с Пророка
Другие юридически значимые
нормы сложились в результате
жизнедеятельности, поведения
На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая доктрина и по настоящее время продолжает оказывать определенное воздействие на правовую систему стран исламского мира.
Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.
На современном этапе
Источники мусульманского
Коран – это не только
духовная книга, но и
22. Типология правовых систем.
Правовая система – это совокупная связь права, правосознания и юр. практики, характерная для того или иного общества.
Правовую систему нельзя отождествлять с системой права, поскольку правовая система включает в себя типичные признаки, характеризующие различные гос-ва, система права складывается в отдельном гос-ве и она уникальна. В типологии правовых систем применяют те же признаки, что и в типологии гос-в. Критерии типологии гос-в могут применяться к типологии правовых систем. Соответственно к типологии правовых систем может применяться формационный подход. В связи с этим выделяют: рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право, выражающее волю господствующего класса. Другая классификация была предложена Рене Давилом. Она основана на сочетании 2 критериев: правовой идеологии и юридической техники. В соответствии с ней выделяют 3 основные семьи: романо-германскую, англо-саксонскую, традиционные религиозно-правовые системы. Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. В основу этой классификации положен в качестве критерия правовой стиль (или стиль права). Он складывается из 5 факторов: происхождение и эволюция правовой системы, своеобразное юр. мышлениеЮ, специфика правовых институтов, природа источников права и способы их толкования, правовая идеология. На основании данных 5 критериев были выделены правовые круги: романский, германский, скандинавский, социалистический, англо-американский, право Ислама, индуистское право.
23. возрождение и модернизация идей естественного права в 20 веке
Процессы "возрождения" и модернизации естественного права в XX веке вновь продемонстрировали большой обновленческий потенциал естественноправового подхода.
Одним из важных (в социально-политическом
и идейно-мировоззренческом
В целом для "возрожденного" естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, свидетельствующий о чуткости естественноправовой мысли к актуальным проблемам действительности и способности предложить свои ответы и решения, в которых традиционная ориентация на апробированные ценности гибко сочетается с новейшими веяниями, ожиданиями и тенденциями, с духом времени.
В этом плане сформулированная неокантианцем
Р. Штаммлером концепция "естественного
права с меняющимся содержанием"
была конгениальна двойственной традиционалистско-обновленческ
Концепция "естественного права с меняющимся содержанием" (непосредственно и в различных последующих вариациях) содействовала существенной методологической, гносеологической и аксиологической модернизации естественноправового подхода в XX веке, особенно – во второй его половине.
Заметный вклад в послевоенный "ренессанс" естественноправовых идей внес и другой влиятельный неокантианец – известный немецкий юрист Г. Радбрух. Право (в его различении соотношении с законом) у него представлено в понятии "идея права, "надзаконное право", а не посредством понятия "естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции концепций "надзаконного права" существенно содействовали послевоенному "ренессансу" естественного права в Западной Европе.
В этом плане особую роль сыграла работа Г. Радбруха "Законное неправо и надзаконное право" (1946), которая вызвала широкую дискуссию в ФРГ и ряде других стран, способствовала консолидации идей и усилий всех тогдашних противников юридического позитивизма и дала заметный толчок активизации естественноправовых исследований.
Юридический позитивизм, подчеркивал Радбрух в этой своей работе, ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он "своим убеждением "закон есть закон" обезоружил немецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступным содержанием"12. Трактовка юридическим позитивизмом власти как центрального критерия действительности права означала готовность юристов к слепому послушанию в отношении всех законодательно оформленных установлений власти. Правовая наука тем самым капитулировала перед фактичностью любой, в том числе и тоталитарной, власти.
Отличие права от "законного неправа" он определяет следующим образом: "Установление, которому не присуща воля к тому, чтобы обходиться так: "равное равно, неравное неравно", может быть позитивным, может быть целесообразным, даже необходимым и поэтому также и абсолютно законно признанным, но ему должно быть отказано в имени право, так как право есть лишь то, что по меньшей мере имеет своей цепью служить справедливости".
26. Критерии типологии государств
Познание государственно-
Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права..
Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное и место в теории государства и права, так как дает возможность более то отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно- исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества. Первые попытки рационально-теоретической типизации государства и права с позиции их социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"