Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строительства.
Эти и другие принципы
являются основополагающими
Основу модели правового
государства составляет
♦ признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
♦ реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;
♦ демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;
♦ верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;
♦ внешний и внутренний суверенитет государства;
♦ соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);
♦ народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;
♦ сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;
♦ взаимная ответственность государства и личности;
♦ связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;
♦ разделение властей в организации государственного управления;
♦ высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;
♦ наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;
♦ недопущение монополизма в политике и экономике;
♦ единство прав и обязанностей граждан;
♦ наличие развитого гражданского общества.
Правовым государством
может быть признана только
такая организация
45. Корпоративные нормы, их особенности и значение
Неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений выступают корпоративные нормы. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных негосударственных организаций, их слияния.
Нормы негосударственных, в том числе коммерческих, организаций являются одним из видов социальных норм. Их особенность состоит в том, что действие этих норм ограничено пределами той или иной организации и вследствие этого носит локальный характер. Для выявления их взаимосвязи и специфики первостепенное значение имеет классификация, критерием которой в данном случае служат вид регулируемых общественных отношений и форма обеспечения их реализации.
Общепризнанным является
Корпоративные нормы есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях различных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.
Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).
Правовые нормы этих организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами; при этом они приобретают значение правового акта.
Все негосударственные
Механизм действия норм негосударственных организаций сходен с правовым. Они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер и санкций и т, д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере действия, категоричности, но имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое влияние за пределы правового регулирования.
Таким образом, общие черты норм права и корпоративных норм следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними — в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то корпоративные нормы принимаются организациями и ими же, т. е. силой общественного мнения данной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах этих организаций.
46. Кросскультурная реалистическая (плюралистическая) концепция
КРОССКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ (ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ (Л. Посписил) — учение, согласно которому правовую систему внутри себя общество создает лишь тогда, когда оно сегментировано, т.е. дифференцировано на подгруппы, разделено на части. Общий вывод: там, где существует хотя бы простой, как в семье, способ авторитарного разрешения споров, конфликтов с элементами подчинения и принуждения, там есть и всегда было право определенного уровня. Название «плюралистической» объясняется тем, что она допускает внутри единого общества функционирование некоторого множества правовых систем. Право относится к специфическим группам с хорошо определенным членством.
В каждом обществе — примитивном и современном — действуют правовые системы разных уровней, составляя при этом иерархию, которая отражает включенность подгрупп в единое целое. Хотя принцип плюрализма позволяет найти новые аргументы против этатизации правовых отношений и догмы механического подчинения праву, однако широкой поддержки и среди юристов, и антропологов такой подход не получил.
47. Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт противоречащий Конституции признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён. Иерархия права[править | править исходный текст]
В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.
Вертикальное —
Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация — когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.
48. Цивилизационный подход к типологии государств
Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д.
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.
В соответствии с периодами
исторического развития
-древние (древнеегипетская, шумерская и др.);
-особенные (индийская, западно
- современные.
По характеру организации
государственно-политических
-первичные, в которых
-вторичные, в которых
Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными факторами государственности.
Однако этот подход также
подвергается активной критике.
В конце 80-х - начале 90-х
годов, когда ставилась
Несомненно, противопоставлять
эти подходы не следует, но
цивилизационный, весьма
49. Постоянным компонентом этой естественноправовой схемы и вместе с тем смысловой основой традиционных представлений о вечном и неизменном естественном праве (в отличие от изменчивого позитивного права) является именно принцип противопоставления в области права "естественного" "искусственному", включающий в себя их ценностную оценку и приоритет "естественного" над "искусственным".
Это и есть всеобщий (универсальный) принцип естественного права.
В рамках этого принципа "искусственное" уже дано в виде позитивного права, поэтому "естественное" (естественное право) трактуется как предданное (богом, разумом, природой вещей, природой человека и т. д.), предпозитивное (допозитивное, надпозитивное). Причем предданность (той или иной безусловно авторитетной, надчеловеческой инстанцией) "естественного" в пространстве и времени мироздания имеет одновременно онтологическое, гносеологическое и аксиологическое значение: "естественное" (естественное право) изначально, безусловно правильно и нравственно, словом, хорошо, а "искусственное" — плохо и как отклонение от "естественного" (в силу присущих людям ошибок, произвола и т. д.) подлежит вытеснению или исправлению и приведению в соответствие с "естественным".
^ Смысловое содержание универсального принципа естественного права, а вместе с теми общего понятия естественного права включает в себя следующие моменты.
Во-первых, данный принцип, определяя
право как сферу своего
Во-вторых, этот принцип —
в своем противопоставлении
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"