Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

По мнению Руссо, суверенитет неотчуждаем, един и неделим. Исходя из этого, он критикует идею разделения властей Монтескье, а также тех политиков, которые "разделяют суверенитет в его проявлениях". Они, как отмечает Руссо, разделяют его на силу и на волю, на власть законодательную и на власть исполнительную; на право облагать налогами, отправлять правосудие, вести войну, на управление внутренними делами и на полномочия вести внешние сношения; они то смешивают все эти части, то отделяют их друг от друга; они делают из суверена какое-то фантастическое существо, сложенное из частей, взятых с разных мест.

С точки зрения Руссо, те права, которые  нередко принимают за части суверена, на самом деле все ему подчинены  и всегда предполагают наличие единой высшей воли, гегемонию верховной  власти, которую нельзя разделить, не уничтожив. "Если вся власть оказывается в руках одного человека - тогда частная воля и воля корпоративная полностью соединены и, следовательно, последняя достигает той наивысшей степени силы, какую она только может иметь. Наиболее активным из Правительств является правление единоличное". Жан-Жак Руссо Трактаты. -М.,1969.С.199

В идее Монтескье о взаимном сдерживании  обособленных и противопоставленных  друг другу властей Руссо видел  нежелательные крайности, которые  ведут к их враждебным отношениям, дают силу частным влияниям или ведут даже к раздроблению государства. Отвергая идею разделения властей в трактовке Монтескье, автор "Общественного договора" вместе с тем признает необходимость разделения государственных функций и разграничения органов, представляющих в пределах своей компетенции государственную власть.

58. Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения. Виды правовой культуры[править | править исходный текст]

В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида [1]:

-правовая культура общества;

-правовая культура личности;

-правовая культура группы.

Правовая культура общества[

Правовая культура общества — часть  общей культуры, представляющая собой  систему ценностей, накопленных  человечеством в области права  и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Виды правовой культуры[править | править  исходный текст]

 

В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида [1]:

-правовая культура общества;

-правовая культура личности;

-правовая культура группы.

Правовая культура общества[править | править исходный текст]

Правовая культура общества — часть  общей культуры, представляющая собой  систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности. Уровень правосознания :Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т. д.

Уровень (объем) знания права зависит  от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной  правовой культуры сыграло православие.

Так, в частности, представитель  славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского  общества даёт возможность выявить  его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению Смоленского, является: "нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства — не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности. Признавая за Ф.М Достоевским приоритет в формулировании глубочайших основ русской философии права, он, в частности, излагает его точку зрения на общественный прогресс, которая характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.

На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс  мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был  воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается  либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А. Г. Дугин, выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в  правовой культуре, можно указать  на наследие советской системы. В  условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать  свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Опираясь на вышесказанное можно  констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

59.общественное мнение в политической и правовой системе российского общества. Современное общественное мнение выступает не только своеобразным критерием уровня социально-экономического развития и политической стабильности, но и залогом правовой защищенности человека, комфортности общества в целом.

Разработка и создание действенных  моделей взаимодействия общественного  мнения и права актуализирует  возможность учета наиболее значимых интересов социальных общностей  в процессе законотворческой деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях, позволит придать отдельным формам выражения общественного мнения правовое обрамление, поможет выявить пробелы в правовой регламентации функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, внесет существенные коррективы в правореализационный и правоприменительные процессы, скорректирует правовую политику государства в целом.

Изучение влияния общественного  мнения на процесс создания нормативно-правовых актов будет способствовать также  повышению качества российского  законодательства и эффективности юридических норм, активизирует использование и добровольное соблюдение правовых предписаний, значительно повысит результативность деятельности правоприменительных и правоохранительных органов власти, что отразится на повышении уровня правового сознания и правовой культуры не только отдельных граждан, но и всего общества.

Именно поэтому необходимо всесторонне  изучить феноменальную возможность  общественного мнения оказывать  доминантное воздействие на все  сферы правовой действительности с  целью совершенствования правовой системы и всех ее составляющих для повышения качества правовой жизни российского общества и достижения правового прогресса.

60. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

 

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и  его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты  воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и  цель правового воспитания заключаются  в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими  средствами массовой информации и т. д.);

правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

юридическая практика (особенно важна  для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система  передачи и усвоения прошлого исторического  опыта, а также практики и навыков  реализации права в условиях современной  действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая  внешнюю, поведенческую сторону  взаимоотношений воспитателя и  воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

61. Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия еще не обрела опоры в  праве, в правах человека и социальное государство в России не может  опереться на фундамент правового  государства: создание социального  государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"