Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 106.41 Кб (Скачать файл)
 
 

№1

Первых социологов античности называют социальными философами, прежде всего, это Платон и Аристотель. Кроме философских, гносеологических систем, заложивших два фундаментальных  направления в философии (идеализм и материализм), они изучали и  социальные проблемы: традиции, обычаи, нравы, взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые  завершались практическими рекомендациями по переустройству общества и государства, которые ими отождествлялись. 
Например, Платон в своем трактате «Государство» описывает свое понимание социальной стратификации - это деление общества на слои. Он считал, что общество делится на 3 класса. Высший класс - мудрецы, управляющие государством, средний класс - воины как гаранты стабильности и порядка, низший класс - ремесленники и крестьяне. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности.

Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого  низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может  заняться торговлей, а торговец по собственной  прихоти не может стать земледельцем.

Высший слой не должен злоупотреблять властью, он не должен иметь частную собственность. Государь должен быть образованным, талантливым, старше 50 лет. Платон говорил, что существует, пять форм правления (социология социальных институтов): 1. аристократия - власть избранных - наилучшая форма правления; 2.тимократия-власть воинов (военных); 3. олигархия - власть богатых; 4.демократия - власть народа; 5. охлократия - власть толпы. 
Взгляды Аристотеля, его социальная структура общества. Богатая плутократия - первый слой. Основной слой - средний класс, который является опорой порядка. Третий класс - люди без собственности - пролетариат. Оптимальным, он считает такое общество, где интересы богатых ограничены, бедняки не отстранены от управления. В экономической социологии он выделил 2 вида ведения хозяйства: Нетоварное - это семейное хозяйство, рыночное - все отношения вне семьи.

В  мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам на государство и общество. В  нем сочетается философский идеализм и интерес к общественным отношениям. Вопрос о совершенном общежитии и его сохранении в условиях человеческого общества является для Платона одним из самых важных. Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два произведения: трактаты «Государство» («Полития») и «Законы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№2

Августин Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли - внес особенно большой вклад в учение о разделениивласти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “ГрадБожий” - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” - созданному людьми государству, котороерассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал засамостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в планевзаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону.Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом “земного града”является для Августина “христианское государство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог. 
История, по Августину, подчиняется божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его  стремление к объединениюсначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть- не личная собственность, а средство обеспечения мира исправедливости в отношениях между правителями и подданными. В отличие от древних греков, он не придавал столь большого значения проблемеформ правления, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу справедливости. 
В основе возникновения государства особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств
- одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля. 
- другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных. 
Цель государства состоит в: 
· служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному; 
· насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей. Источником злаявляется свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. “Еретики хуже отравителей, они враги единства”. “Прежде чем понимать, мы должны верить”). Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех кто выступал против церкви; 
· в поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно - явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать противних.

По его мнению, светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная властьвысшая, потому что духовная сфера выше мирской. По его мнению, духовная власть призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве как смещать королей, т.е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении- именно разделение двух властей.

Аквинский (1226-1274 гг.) виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”. Он признавал егоположительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей онопределял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью. 
Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечногоправа человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира ипредотвращения зла. Он исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям иестественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежитсоблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана,хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы. 
Как и многие мыслители древности, Фома отдавал предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает достоинства разных “чистых” форм- монархии, аристократии и демократии. При этом он различал абсолютную монархию и политическую монархию, в которой власть монархаограничена законом. За исключением этой приверженности монархии, взгляды Фомы Аквинского по вопросу о формах государства мало отличалисьот взглядов Аристотеля. 
В отличие от Августина Блаженного, говорившего, что государство это наказание за первородный грех, Фома Аквинский говорит, что человек по своей природе есть “животное общественное и политическое”. В людях изначально заложены стремление объединяться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку не может удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникают политические общности (государства). То есть Фома Аквинский утверждает, что государство - это природная необходимость человека жить в обществе, и тем самым выступает продолжателем Аристотеля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№3

http://yaneuch.ru/cat_10/socialnopoliticheskie-vzglyady-v-filosofii-novogo/19977.1059032.page1.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№4

Большое влияние  на развитие политической теории и  политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755). Основное его произведение – "Дух законов". Главная тема всей политической теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность  и желание властвовать друг над  другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и  стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и  зависит от такого множества других идей, что не может быть первой по времени идеей человека.

Но как только люди соединяются в обществе, они  утрачивают осознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. В результате появляются нормы, определяющие отношения  между народами, а также нормы  в отношениях между правителями  и управляемыми и между отдельными гражданами.

В отношении происхождения  государства Монтескье полагал, что именно потребность людей  в регуляции отношений между  собой явилась основанием для  формирования этого социально-политического  института. Таким образом, мы видим, что Монтескье глубоко разделял идею гражданского общества и правового  государства, наряду с такими мыслителями, как Дж. Локк. Он критиковал феодальные отношения, выступал против засилья  церкви. Был создателем теории разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Основная цель разделения власти – избежать злоупотребления  властью. Чтобы пресечь такую  возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Подобное взаимное сдерживание  властей – необходимое условие  их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных рамках. Причем ведущие и определяющие позиции  в системе различных властей  занимает, согласно Монтескье, законодательная  власть. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений, и  законов – правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость  соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

Главным произведением  Руссо стал трактат «Об общественном договоре или принципы политического  права». По мнению Руссо, общественный договор представляет собой соглашение людей, по которому каждый человек отдает свою личность под высшее руководство  общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть переходит  к этому объединению. Суверенитет, таким образом, принадлежит всему  народу. Люди являются равными в  силу этого соглашения, которое образует государство. Суверенитет не может  быть передан отдельному лицу, он всегда принадлежит народу и не может  быть органичен никакими законами.

В государстве Руссо  различает законодательную и  исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического  организма, вторая – его силой. Так  как законодательная власть может  быть только у народа, то ему принадлежит  и решение вопроса о форме  правительства.

Руссо выступил с  яростной критикой монархии в целом  и абсолютизма в частности. По его мнению, именно абсолютизм выступал тормозом общественного прогресса, именно он становился источником нарастающих  проблем и конфликтов, именно по вине абсолютизма граждане не имеют  возможности противостоять давлению власти, контролировать или ограничивать ее.

На основе анализа  этих реальностей, Руссо создает  свою идею государственного правления  – идею общей воли (воли большинства). Источником власти у Руссо выступает  сам народ, который властвует  в лице воли большинства. Чиновник же управляет, руководствуясь законом, принятым волей большинства. 
 

№6

Огюст Конт (1798-1857) родился  во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее этого города. В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу (где получает систематическое образование в области естественных наук). В 1816 г. его исключают за вольнодумство, а учебное заведение правительство Франции эпохи Реставрации закрывает как рассадник якобинских настроений. Затем он возвращается на несколько месяцев в Монпелье, слушает курсы по медицине и физиологии в университете этого города и вновь уезжает в Париж, где зарабатывает на жизнь уроками математики.  
Следующий важный этап в 
жизни Конта - 1817-1824 гг., когда он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем. Одна из них - "Плац необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество"; Она стала базой для первого крупного труда - "Система позитивной политики". Первая часть первого тома этой работы была продана Сен-Симону и опубликована им в 1824 г. без подписи автора в серии "Катехизис промышленников". Этот факт послужил причиной для протеста Конта и его ссоры с патроном, от которого он уходит.  
В 1825 г. Конт заключил брак "по благородному расчету" с бывшей проституткой Каролин Массэн. Он оказался недолговечным и позже был признан самим Контом самой серьезной ошибкой его жизни. Жена уходила от него несколько раз, что оказалось глубоким потрясением для Конта. Последующие два года его жизни омрачены серьезным психическим заболеванием и даже попыткой самоубийства. Ценой невероятных внутренних усилий, придерживаясь сурового режима как умственной, так и физической деятельности, Конт все же выходит из кризиса.  
С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни "Курс позитивной философии" в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и 
социологии. Отметим, что в последних трех томах "Курса" излагаются основы "социальной физики" (социологии). В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом И шестом формулируется главный (по Копту) из них - закон трех стадий.  
В 1844 г. социолог публикует " Рассуждение о духе позитивной философии", В 1848-1851 гг. - "Рассуждение о позитивизме в целом", в 1851 г. - "Позитивистский катехизис" (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851-1854 гг. - "Систему позитивной политики". В1848 г. Конт создает "Позитивистское общество", задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье-ле-Прэнс.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"