Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
№1
Первых социологов
античности называют социальными философами,
прежде всего, это Платон и Аристотель.
Кроме философских, гносеологических
систем, заложивших два фундаментальных
направления в философии (идеализм
и материализм), они изучали и
социальные проблемы: традиции, обычаи,
нравы, взаимоотношения людей, обобщали
факты, строили концепции, которые
завершались практическими
Например, Платон в своем трактате «Государство»
описывает свое понимание социальной
стратификации - это деление общества
на слои. Он считал, что общество делится
на 3 класса. Высший класс - мудрецы, управляющие
государством, средний класс - воины как
гаранты стабильности и порядка, низший
класс - ремесленники и крестьяне. Есть
люди, которые от природы наделены разумом,
высокой нравственностью, благоразумием,
чувством справедливости. Это философы,
которые должны управлять государством,
создавать законы, править на основе данного
им глубокого понимания действительности.
Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.
Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
Высший слой не должен
злоупотреблять властью, он не должен
иметь частную собственность. Государь
должен быть образованным, талантливым,
старше 50 лет. Платон говорил, что существует,
пять форм правления (социология социальных
институтов): 1. аристократия - власть избранных
- наилучшая форма правления; 2.тимократия-власть
воинов (военных); 3. олигархия - власть
богатых; 4.демократия - власть народа;
5. охлократия - власть толпы.
Взгляды Аристотеля, его социальная структура
общества. Богатая плутократия - первый
слой. Основной слой - средний класс, который
является опорой порядка. Третий класс
- люди без собственности - пролетариат.
Оптимальным, он считает такое общество,
где интересы богатых ограничены, бедняки
не отстранены от управления. В экономической
социологии он выделил 2 вида ведения хозяйства:
Нетоварное - это семейное хозяйство, рыночное
- все отношения вне семьи.
В мировоззрении Платона
очень важное место принадлежит его взглядам
на государство и общество. В нем сочетается
философский идеализм и интерес к общественным
отношениям. Вопрос о совершенном общежитии
и его сохранении в условиях человеческого
общества является для Платона одним из
самых важных. Общественно-политическим
вопросам Платон посвятил два произведения:
трактаты «Государство» («Полития») и
«Законы».
№2
Августин
Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель
История, по Августину,
В основе возникновения государства особый
взгляд на природу человека. Он говорит,
что человек - существо греховное, и реальное
государство существует как наказание
за первородный грех, прикосновение Адама
и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий
выделяет два вида
земных государств:
- одно государство как организации насилия
по отношению к человеку. Начинается с
братоубийцы Каина, убившего Авеля.
- другие государства берут начало от Авеля,
это государства христианские, власть
основывается на заботе о подданных.
Цель государства состоит
в:
· служении церкви, в помощи небесному
граду направлять мир земной к миру небесному;
· насильственном приобщении к христианской
церкви, вооруженным путем искоренению
ересей. Источником злаявляется свободная
воля людей, влекущая их от единства к
множественности. “Еретики хуже отравителей,
они враги единства”. “Прежде чем понимать,
мы должны верить”). Августин был одним
из вдохновителей инквизиции, массовых
судилищ и казней тех кто выступал против
церкви;
· в поддержании социального порядка.
Оправдывая социальное неравенство Августин
вовсе не был сторонником рабства или
бедности людей. Просто он полагал, что
на земле есть явления происходящие не
от Бога, а от греховной природы человека.
Рабство не есть божие создание, оно - явление
человеческое, рабство и бедность надо
терпеть и не выступать противних.
По его мнению, светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть- высшая, потому что духовная сфера выше мирской. По его мнению, духовная власть призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве как смещать королей, т.е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении- именно разделение двух властей.
Аквинский (1226-1274 гг.)
Фома Аквинский различал
Как и многие мыслители
В отличие от Августина Блаженного, говорившего,
что государство это наказание за первородный
грех, Фома Аквинский говорит, что человек
по своей природе есть “животное общественное
и политическое”. В людях изначально заложены
стремление объединяться и жить в государстве,
ибо индивид в одиночку не может удовлетворить
свои потребности. По этой естественной
причине и возникают политические общности
(государства). То есть Фома Аквинский
утверждает, что государство - это природная
необходимость человека жить в обществе,
и тем самым выступает продолжателем Аристотеля.
№3
http://yaneuch.ru/cat_10/
№4
Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755). Основное его произведение – "Дух законов". Главная тема всей политической теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Монтескье специально
отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего
людям изначальную
Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают осознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. В результате появляются нормы, определяющие отношения между народами, а также нормы в отношениях между правителями и управляемыми и между отдельными гражданами.
В отношении происхождения государства Монтескье полагал, что именно потребность людей в регуляции отношений между собой явилась основанием для формирования этого социально-политического института. Таким образом, мы видим, что Монтескье глубоко разделял идею гражданского общества и правового государства, наряду с такими мыслителями, как Дж. Локк. Он критиковал феодальные отношения, выступал против засилья церкви. Был создателем теории разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Основная цель разделения
власти – избежать злоупотребления
властью. Чтобы пресечь такую
возможность, подчеркивает Монтескье,
"необходим такой порядок
Главным произведением Руссо стал трактат «Об общественном договоре или принципы политического права». По мнению Руссо, общественный договор представляет собой соглашение людей, по которому каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть переходит к этому объединению. Суверенитет, таким образом, принадлежит всему народу. Люди являются равными в силу этого соглашения, которое образует государство. Суверенитет не может быть передан отдельному лицу, он всегда принадлежит народу и не может быть органичен никакими законами.
В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая – его силой. Так как законодательная власть может быть только у народа, то ему принадлежит и решение вопроса о форме правительства.
Руссо выступил с
яростной критикой монархии в целом
и абсолютизма в частности. По
его мнению, именно абсолютизм выступал
тормозом общественного прогресса,
именно он становился источником нарастающих
проблем и конфликтов, именно по
вине абсолютизма граждане не имеют
возможности противостоять
На основе анализа
этих реальностей, Руссо создает
свою идею государственного правления
– идею общей воли (воли большинства).
Источником власти у Руссо выступает
сам народ, который властвует
в лице воли большинства. Чиновник же
управляет, руководствуясь законом, принятым
волей большинства.
№6
Огюст Конт (1798-1857) родился
во французском городе Монпелье в семье
финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г.
учится в лицее этого города. В последние
годы учебы, несмотря на юный возраст,
увлекается либеральными и революционными
идеями. Затем он переезжает в Париж, одним
из лучших проходит по конкурсу в Высшую
политехническую школу (где получает систематическое
образование в области естественных наук).
В 1816 г. его исключают за вольнодумство,
а учебное заведение правительство Франции
эпохи Реставрации закрывает как рассадник
якобинских настроений. Затем он возвращается
на несколько месяцев в Монпелье, слушает
курсы по медицине и физиологии в университете
этого города и вновь уезжает в Париж,
где зарабатывает на жизнь уроками математики.
Следующий важный этап в жизни Конта - 1817-1824 гг., когда он
работает секретарем Сен-Симона, являясь
и его сотрудником и другом. В этот период
Конт печатает несколько небольших статей,
касающихся различных социальных проблем.
Одна из них - "Плац необходимых научных
работ, чтобы реорганизовать общество";
Она стала базой для первого крупного
труда - "Система позитивной политики".
Первая часть первого тома этой работы
была продана Сен-Симону и опубликована
им в 1824 г. без подписи автора в серии "Катехизис
промышленников". Этот факт послужил
причиной для протеста Конта и его ссоры
с патроном, от которого он уходит.
В 1825 г. Конт заключил брак "по благородному
расчету" с бывшей проституткой Каролин
Массэн. Он оказался недолговечным и позже
был признан самим Контом самой серьезной
ошибкой его жизни. Жена уходила от него
несколько раз, что оказалось глубоким
потрясением для Конта. Последующие два
года его жизни омрачены серьезным психическим
заболеванием и даже попыткой самоубийства.
Ценой невероятных внутренних усилий,
придерживаясь сурового режима как умственной,
так и физической деятельности, Конт все
же выходит из кризиса.
С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей
жизни "Курс позитивной философии"
в шести томах. Первый том вышел в 1830 г.
В этой книге он разрабатывает принципы
классификации наук, позитивной философии
и социологии. Отметим, что в последних
трех томах "Курса" излагаются основы
"социальной физики" (социологии).
В четвертом томе говорится о необходимости
изучения социологических законов, а в
пятом И шестом формулируется главный
(по Копту) из них - закон трех стадий.
В 1844 г. социолог публикует " Рассуждение
о духе позитивной философии", В 1848-1851
гг. - "Рассуждение о позитивизме в целом",
в 1851 г. - "Позитивистский катехизис"
(наставление, поучение, чаще всего в виде
вопросов и ответов), в 1851-1854 гг. - "Систему
позитивной политики". В1848 г. Конт создает
"Позитивистское общество", задачей
которого было обучение и воспитание народа
в духе позитивистского мировоззрения.
В последние годы жизни он часто выступает
с лекциями для рабочих, в которых в резкой
форме осуждает революционные действия
парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября
1857 г. в Париже в окружении учеников в доме
на улице Месье-ле-Прэнс.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"