Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
(численности населения, материальные ресурсы и др.):
2. Как и в биологической
структуры.
3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций,
выполняемых отдельными частями.
4. в обоих случаях имеет место
постепенное усиление
и взаимодействия частей.
5. Как и в биологических
чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и
структур.
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию
наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует
термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко
критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального
и биологического организма:
1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего
конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают
значительно большей автономией.
2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой
символическую коммуникацию.
3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность
чувствовать и мыслить.
4. Общество отличает
5.Но главное в том, что в
биологическом организме
целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество,
по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют
для блага общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался
сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это
объединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую
трудность социологии
Спенсера.
№26
ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛО́ГИИ
подход к изучению обществ. проблем и социальных процессов, при к-ром в поле зрения социолога оказываются преимущественно явления психологии, характерные для индивида или социальной группы, но рассматриваемые изолированно от условий материальной жизни общества, вне их обусловленности объективной логикой историч. развития. Внимание социолога сосредоточивается на проявлениях и формах "человеч. поведения", изучении его психологич. механизма и субъективных побудит. мотивов, что само по себе заслуживает внимания. Однако все эти процессы рассматриваются (прямо или косвенно) в качестве самостоят. или даже определяющих движущих сил истории.
Из всей совокупности социальных связей в качестве основных выделяются межиндивидуальные, межличностные отношения или различные типы взаимодействия между отношениями людей, а отношения материальные, производственные, социально-экономические и классовые (в классовом обществе) либо исследуются лишь с т. зр. их зависимости от первых, либо остаются вовсе вне социологич. анализа. При этом всякая социальная группа и даже общество в целом с позиций П. в с. трактуется прежде всего как некая идейно-психологич. общность, как совокупность отношений, влияний и коммуникаций в сфере сознания, как "коллективный психич. субъект".
Характерные черты П. в с. присутствовали во многих направлениях и течениях домарксистской социологии. Однако лишь к концу 19 в. в бурж. социологии сложился ряд самостоят. психологич. школ, прежде всего представленных школами Тарда, Лебона и Мак-Дугалла. В нач. 20 в. П. в с. во все большей степени стал развиваться не в русле отд. школ, а в качестве одного из осн. элементов бурж. эмпирич. социологии, тяготеющей к философии позитивизма. П. в с. начинает во все более четкой форме выступать как совокупность методологич. принципов, приемов и теоретич. предпосылок исследования обществ, проблем. Эти принципы и предпосылки начали разрабатываться амер. социологами Уордом, Кули, Э. Россом, Мидом, франц. социологом Дюркгеймом и др. Становление П. в с. в 20 в. связано с определ. эволюцией в истолковании самой духовной жизни обществ. человека. На первый план выдвинулись явления обществ. и индивидуальной психологии, а роль и значение в историч. процессе различных форм науч. познания обществ. жизни, идеологии и др. продуктов сознания оказались приниженными. Особое внимание привлек механизм обыденного сознания, стихийно возникающих привычек, склонностей, эмоций и св-в личности. И здесь сказалось значит. влияние на социологию бихевиоризма, фрейдизма и неофрейдизма. Под их влиянием особой популярностью начали пользоваться исследования элементов инстинктивности, иррационализма и автоматизма в сознании и поведении человека. Центр тяжести начал постепенно перемещаться с проблем, в рамках к-рых индивид, взятый как психологич. явление, выступал в качестве центр. момента, на проблемы, в рамках к-рых этот индивид уже оказывался в психологич. зависимости от социальной группы или социального института. Последнее особенно характерно для психологизма, органически соединенного с эмпирич. тенденциями. Эта эволюция в социальном плане связана с развитием гос.-монополистич. организации общества и характерных для нее форм бюрократии и бурж. "коллективизма". Вот почему, хотя психологизм можно легко обнаружить в многочисл. работах совр. бурж. социологов, посвященных различным проблемам (напр., теория классов Р. Сентерса или концепция войн Э. Джонса и т.п.), наиболее типичны в этом отношении социологич. исследования, связанные с задачей обеспечения системы управления и "социального контроля" над людьми в рамках бюрократич. организаций. Пользуясь всеми методами эмпирич. анализа, социологи собирают и обрабатывают информацию об обществ. настроениях и мнениях, о мотивах и специфич. особенностях поведения людей, об их чувствах, симпатиях, антипатиях. Но социолога прежде всего интересует приспособление поведения и сознания рядовых членов общества к целям, нормам поведения и "ценностям", задаваемым бурж. организациями, манипуляция людьми ради обеспечения "равновесия" в функционировании бурж. социального организма. При таком подходе игнорируются или фальсифицируются те тенденции, к-рые, действуя и в сфере обществ. бытия, и в сознании и психологии людей, ведут с неизбежностью к коренному преобразованию данного социального организма. Подобный социолог выступает не в роли социального философа и тем более не в роли социального критика, а по сути дела, в роли специалиста по человеч. поведению, консультирующего бюрократич. организации: корпорации, политич. партии, гос-во, армию и т.п. Такого рода тенденции особенно типичны для индустриальной социологии, для работ по "человеч. отношениям в промышленности", для представителей т.н. "управленч. науки" (менеджеризм) и т.п. Аналогичные установки можно обнаружить и в работах, посвященных "поведению людей в период выборов" (Лазарсфельд, Б. Берелсон и др.), входящих в раздел т.н. политич. социологии; в обширной и модной области бурж. социологии, к-рая занимается проблемами воздействия на сознание и чувства человека "средств массовых коммуникаций", т. е. кино, телевидения, радио, прессы, коммерч. рекламы (Лазарсфельд, Л. Лоувелл, Д. Катс, X. Ласуэлл, К. Ховленд и др.); в исследованиях, посвященных социальным заболеваниям личности: алкоголизму, преступности (особенно молодежной), душевных заболеваний и т.п. (К.Меннигер, А.Улмен, Х. Блок, Ф. Флинни др.).
В обобщенной форме принципы и установки П. в с. связанные с проблемами "социального контроля", нашли выражение прежде всего в социального действия теории, в теории малых групп и отчасти в социометрии.
П. в с. характерен и для растущей группы социологов, противостоящих бюрократически- манипуляторской ориентации, к-рые концентрируют внимание на болезненных процессах, типичных для личности в условиях гос.-монополистич. бюрократии. Они нередко выступают в роли социальных критиков, однако эта критика существенно ограничена психологизированной трактовкой сложных взаимоотношений человека и социальной организации. В центре внимания этих социологов находится детальное описание психологич. проявлений и последствий духовно-психич. отчуждения человека, однако сама проблема отчуждения оказывается оторванной от анализа действит. объективных социально-экономич. условий. Наиболее крупными представителями этой группы являются Фромм, Рисмен, Д. Мартиндейл, В. Видич, У. Уайт (младший) и т.д. В наст. время среди бурж. социологов растет сознание ограниченности и узости принципов и установок П. в с. Это проявляется, в частности, в попытках соединить психологич. подход к явлениям обществ. жизни со структурно-функциональным методом изучения социальных систем (Парсонс, П. Блау, Ф. Селзник и др.). Все большее число авторитетных социологов выступает с критикой односторонности П. в с. (Мертон, Миллс).
Марксистская социология,
выступая с критикой П. в с. выдвигает
требования всестороннего и конкретного
исследования разнообразных явлений
и процессов обществ. психологии
и духовной жизни личности, взятых в их
диалектич. связи с объективной логикой
социально-историч. развития
№27
Жан
Габрие́ль Тард (фр. Gabriel
Tarde; 12
марта 1843, Сарла, Франция — 1
Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866 году.
После получения высшего
образования возвратился в
Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 года его работы регулярно публиковались в «Философском обзоре». С 1887 года, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии «Сравнительная преступность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьёзного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка.
Помимо криминологии
Тард начал заниматься и социологией.
Свою оригинальную социологическую теорию
Тард разработал ещё в 1870-е, но долгое время
не публиковал.[источник не
Однако только после смерти своей матери в 1894 году Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.
С 1896 года началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах — в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.
В 1898 году вышла из печати его главная книга — «Социальные законы».
Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 года в Париже.
№29
ак всякий оригинальный
мыслитель, Тард строил свою концепцию
на основе критического анализа предшествующих
достижений социальноймысли. Он отверг бывшие долгое
время популярными натуралистические
теории, в которых проводились аналогии
общества с механическим агрегатом (социальный
механицизм) и биологическим организмом
(социал-дарвинизм). Не принял он и эволюционистские
теории (как биологические, так и психологические).
Вместо них французский социолог предложил
аналитический подход. Среди идей и взглядов,
отвергнутых Тардом, находятся те, что
постулируют существование "души толпы",
"коллективного (группового) сознания",
т.е. неких самостоятельных духовных сущностей.
Социология рассматривалась им как коллективная,
интерментальная психология, изучающая
самые различные социальные процессы.
Такая социология возможна потому, что
основана на передаче одним сознанием
другому необходимых элементов. Так образуется
течение мнений, возникают массовые импульсы,
традиции, национальные обычаи и другие
социальные силы, структуры и процессы.
Под последними Тард понимал, прежде всего,
межличностные, интериндивидуальные процессы
и отношения.
Он считал, что предмет и возможности социологии как науки следует изучать
в тесной связи с психологическими явлениями,
например такими, как верования и желания.
Например, в "Социальной логике" он
писал, что нет ни одной отрасли социологии,
"которая не представлялась бы нам двойственно,
в зависимости от того, рассматривается
ли ее предмет со стороны, предполагающей
желание, или со стороны, предполагающей
верование" [Тард. СПб., 1996. С. 29]. Надо
сразу отметить, что при таком подходе
к пониманию социологии как интерментальной,
интериндивидуальной психологии из поля
зрения мыслителя исчезала макросоциальная
структура общества, в рамках которой
и формировались реальные межличностные
отношения.
Тремя основными типами социальных процессов
Тард считал повторение (подражание), противоположение
(оппозицию), приспособление (адаптацию).
Соответственно основными социальными
законами он называл законы подражания,
приспособления, оппозиции. Но все же,
в качестве самого главного социального
процесса (и соответствующих ему законов)
Тард рассматривал подражание (законы подражания),
которое он характеризовал как своего
рода гипнотизм. Теорию подражания он
распространял на все сферы межличностных
и групповых взаимодействий. Наиболее
типичным видом социального подражания он
считал подражание низших слоев высшим.
Подражание рассматривалось ученым в
качестве основного объяснительного принципа
всейжизни - как индивидуальной, так
и общественной. Он характеризовал его
как "постоянное, всемирное социальное
явление" [Тард. 1996. С. 334]. Продуктом подражания являются
рост государства, экономическое развитие,
язык, религия, другие феномены и процессы
социального мира [Там же. С. 288]. Социальное
познание - это, прежде всего познание
того, как происходит подражание. Оно имеет
внутренние (логические) и внешние (внелогические)
причины. Среди последних он особо выделял
социальные причины, к которым относил
религиозные, экономические, политические,
эстетические, лингвистические и другие
влияния.
Французский социолог настаивал на том,
что все главнейшие акты человеческой
и общественной жизни совершаются как
следствие примера (подражания). В
этом смысле все многообразие социальных
взаимодействий имеет в своей основе отношение
"учитель - ученик". Под влиянием психологии подражания Тарда ег
Тард рассматривал подражание в тесной
связи с взаимовлиянием людей друг на
друга. Теорияподражания выходи
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"