Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
№12
Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.
Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинаковым образом.) Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность»).
В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический «субъективный» метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.
В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не «проклинать» и не «хвалить» социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: «Не смеяться, не плакать, а понимать». Правда, сам Конт в своей «субъективной» социологии и «позитивной политике» часто следовал противоположным принципам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога.
Что касается значения
Конта для институционально - организационной
стороны развития социологии, то здесь
можно говорить не о прямом, а
лишь о косвенном его влиянии.
Время институционализации
Роль Конта в
истории социологии весьма противоречива.
Почти полностью синтезировав многие
основные идеи обществоведения своего
времени, он заострил их против спекулятивно-умозрительного
подхода к общественной жизни
и теологических концепций. Апелляция
к положительному знанию, признание
закономерности исторического процесса,
внимание к изучению социальных институтов
и структуры общества — все
это оказало в свое время сильное
влияние на развитие обществоведения.
Столетие со дня смерти Конта (1957 г.)
торжественно отмечалось по решению
Всемирного Совета Мира. Историки социологии
отмечают творческий ум Конта [11, р.41], его
энциклопедичность, некоторые авторы
даже проводят параллели между Контом
и Гегелем [14, 15]. По словам одного современного
французского исследователя, «чтение
Конта оставляет впечатление чтения нашего
современника... его произведения не перестают
быть актуальными» [8, р. 218].
Действительно, многие идеи и понятия,
выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот
западной социологической мысли. К таким
идеям принадлежит взгляд на общество
как на органическое целое, развитый в
органицистских теориях, а также в социологической
концепции наиболее крупного последователя
Конта во Франции Э. Дюркгейма и позднее
в структурном функционализме Т. Парсонса
[13]. Плодотворным было разграничение законов
развития и функционирования общества,
поиски факторов, определяющих историческое
развитие, социальную интеграцию и стабильность
социальных систем. Эта тема стала ведущей
во французской социологической школе.
Большое влияние на обществоведение оказала
контовская идея объективности социологии
как науки, развивающейся по принципам
естественно-научного знания.
Однако многие идеи, ассоциирующиеся с
именем Конта, были фактически выдвинуты
его предшественниками, в частности Сен-Симоном.
Кроме того, социологической концепции
Конта, как и всей позитивистской социологии,
свойственны два коренных порока: идеализм,
выражающийся у Конта в законе трех стадий
и в по пытках объяснить исторические
изменения прежде всего влиянием идей,
и метафизичность, антидиалектичность
[5, с.19]. Последняя выразилась, в частности,
в умозрительной природе его теории прогресса
[3]. .
Социология Конта полна внутренних противоречий.
Требуя реформ, основанных на позитивном
знании общества, он в то же время фактически
отвергал возможность вмешательства в
ход исторического процесса. Его программа
социально-политической реорганизации
общества вдохновлялась консервативным
общественным идеалом. По меткому замечанию
Козера, Конт «разрывался между двуедиными
требованиями порядка и прогресса» [11,
р. 41]. Стремясь сделать социальную науку
«позитивной», утверждая, что и «в этой
области можно прийти к заключениям, столь
же достоверным, как выводы геометрии»
[6, с. 53], Конт включал в социальную науку
и элементы религиозного мышления, требуя
принимать постулаты и догмы социологии
без размышлений и анализа, верить в них,
не допуская сомнений. Это низводило принципы
науки до уровня обыденного сознания.
Сам Конт нередко утверждал, что позитивная
философия является лишь модификацией
обычного здравого смысла. Тем самым наука
лишалась своего существеннейшего качества
— антидогматизма.
№13
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[8].
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал
натурфилософские построения, которые
навязывали науке неадекватные умозрительные
образы изучаемых ею объектов и процессов.
Однако эту критику позитивисты
перенесли на всю философию в
целом. Так возникла идея очищения науки
от метафизики[9]. Сущность позитивистской
концепции соотношения философии и науки
отражается во фразе О. Конта: «Наука —
сама себе философия». Тем не менее многие
позитивисты верили в возможность построения
«хорошей», научной философии. Такая философия
должна была стать особой сферой конкретно-научного
знания, она не должна отличаться от других
наук по своему методу. В ходе развития
позитивизма на роль научной философии
выдвигались разные теории: методология
науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества
и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка
науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингви
№16
Герберт
Спенсер (англ. Herbert
Spencer) — британский философ и социолог,
один из родоначальников эволюционизма,
идеи которого пользовались большой популярностью
в конце XIX века, основатель органической
школы в социологии; идеолог либерализма.
Родился 27 апреля 1820 в Дерби (графство Дербишир)
в семье учителя. Отказался от предложения
получить образование в Кембридже (впоследствии
отказался от должности профессора в лондонском
Университетском колледже и от членства
в Королевском обществе).Был учителем,
железнодорожным служащим, инженером,
журналистом (помощником редактора в журнале
«Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот,
Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и
Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с
Б. Вебб. Во время нескольких поездок во
Францию встречался с О. Контом. В1853 получил
наследство и смог полностью посвятить
себя занятиям философией и наукой. Умер 8
декабря 1903 в Брайтоне.
Основные работы: «Социальная
статика» (1851), «Система синтетической философии» (1862-96), «Человек
и государство» (The
Man versus the State, 1884), «Философия и религия.
Природа и реальность религии»(Philosophy
and Religion. The Nature and Reality
of Religion, 1885), «Надлежащие границы государственной
власти» (The Proper Sphere
of Government, 1843), «
№17
Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляются деньгам», «различные части социального организма, подобно различным частям индивидуального организма, борются между собой за пищу и получают большее или меньшее количество ее, смотря по большей или меньшей своей деятельности».
Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"