Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
Он потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:
1.Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.).
2.Как и в случае
биологической эволюции, рост массы
приводит к усложнению
3.Усложнение структуры
сопровождается
4.В обоих случаях
имеет место постепенное
5.Как и в биологических
организмах, целое всегда более
устойчиво, чем отдельные
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, Спенсер использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, в отличие от Конта Спенсер резко критикует органицизм, обращает внимание на существенные различия социального и биологического организма:
1.В отличие от
биологического организма,
2.Эта пространственная
рассеянность элементов делает
необходимой символическую
3.В обществе нет
единого органа, концентрирующего
способность чувствовать и
4.Общество отличает
пространственная мобильность
5.Но главное в
том, что в биологическом
Спенсер не вполне осознавал,
что утилитаристская
№21
Концепция социальных институтов
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
№20
Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм).
Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.
Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):
поддерживающая — производство необходимых продуктов
дистрибутивная (
регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.
Типы обществ
Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
Наихудший тип — выживание
и процветание слабейших, то есть людей
с низшими интеллектуально-моральными
качествами, что приведёт к деградации
всего общества.
№22
Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́
Социал-дарвинизм
пользовался особой популярностью
с конца XIX
века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики
полагают, что современная социобиология такж
Элементы социал-дарвинистской
теории используются различными консервативными дви
Родоначальником классической
социологии считается Герберт Спенсер
(1820-1903). Философией, принесшей Спенсеру
признание, был дарвинизм. Но в развитии
этой теории Спенсер пошел дальше самого
Дарвина. Утверждал, что эволюционным
является развитие всех аспектов Вселенной,
включая человека и социальные институты.
Вселенная развивается согласно закону
выживания сильнейших. При условии невмешательства
в действие закона выживания, согласно
представлениям Спенсера, уцелеют только
лучшие индивиды и системы. Люди и организации
должны развиваться, полагаясь лишь на
собственные силы. Любая помощь государства,
поддержка плохо функционирующих систем
противоречит естественному эволюционному
процессу, т.к. это ослабляет общество.
Так решалась Спенсером проблема взаимоотношения
человека и общества. Его основные труды
– 10-ти томное собрание сочинений, двухтомный
труд «Принципы психологии» 1855.
Основная задача новой науки - прояснить
законы установления и поддержания социального
порядка.
Основные методы: наблюдение и эксперимент.
№23
В системе политических взглядов Спенсера немаловажную роль занимают его идеи, связанные с теорией государства. Исходной точкой рассуждения Спенсера является мысль о том, что общество создается составляющими его единицами и что природа общества определяется природой последних, то есть, по Спенсеру, каков характер индивидов, таков и характер общества.
Спенсер был убежден, что пока масса граждан не воспитала себе верований (идеологии), которые соответствуют социальной организации (типу государственного устройства), эта организация не может существовать. Он писал: «Никакие хитро придуманные учреждения не могут иметь силы сами по себе . Важно только одно — характер людей, к которым применяются эти учреждения». Продолжая свою мысль, он отмечал, что всякий раз, когда не достает гармонии между характером людей и социальными учреждениями, везде, где эти учреждения введены насильственно: будь то путем революции или преждевременными реформами, — результатом этого является дезорганизация общества.
Интересна, очень точна и справедлива мысль Спенсера о том, что «ошибаются те, кто думает, что мудрый и добрый правитель может быть избран народом, в котором нет ни доброты, ни ума». Государство, по Спенсеру, существует лишь для охранения и удовлетворения интересов граждан. Спенсер, как идеолог либерализма, предостерегал от чрезмерной веры в силу и справедливость государственной власти. А главная его мысль — «несправедливо жертвовать благосостоянием граждан ради воображаемого блага государства».
Он очень скептически относился к представителям власти, парламенту, государственным чиновникам. Как он писал, правительство есть не что иное, как простое собрание людей, среди которых лишь «некоторые талантливы, большинство же не выходит из обыкновенного уровня, а многие положительно тупоумны». Вследствие этого, по Спенсеру, «разумное меньшинство в конституционном правлении весьма часто вытесняется бездумным большинством .то есть масса посредственностей всегда господствует, и те немногие, обладающие здравым умом, вынуждены высказывать те взгляды, которые доступны большинству».
Не менее скептически
он относился к законам
Взгляды Спенсера на государство и личность основывались на идее справедливости, где он различал два элемента:
1. Признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование ее результатами.
2. Признание известных
ограничений этой свободы,
Спенсер был непримиримым
противником социализма. Он отрицал
его как с точки зрения справедливости,
так и с точки зрения пользы. В своей работе
«От свободы к рабству» (1891 г.) он писал,
что «ничто, кроме медленного совершенствования
человеческой природы посредством организации
социальной жизни, не может произвести
благоприятной перемены. А мое отрицание
социализма основывается на убеждении,
что социализм остановит развитие высокоразвитого
государства и повернет вспять развитие
менее развитого».
№24
ОРГАНИЦИЗМ Социологическая теория, впервые выраженная Гербертом Спенсером, который рассматривает общество как аналог органической, биологической системы. Эта "органическая" модель проводит параллель между единицами и элементами общества и биологическим органом. Иногда называется моделью социального организма.
Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты
«социального организма» и выявлял общие системные принципы, делающие его
похожим на биологические системы:
1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"