Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
Либертаризм (иначе – либертарианство) как наука существует уже 300 лет, со времен Локка и Юма, но специальная юридическая теория либертаризма впервые создана именно В.С. Нерсесянцем.
Смысл либертарно-юридической теории заключается в том, что понятие права объясняется через понятие свободы, точнее, через это понятие дается общее понятие права и государства. Право и государство суть необходимые формы свободы, а именно: право – нормативная форма свободы, государство – институциональная форма свободы. В этом концептуальном соединении права и государства состоит одно из важных отличий теории В.С. Нерсесянца от иных версий либертаризма. Далеко не все сторонники либертарных представлений о праве усматривают феномен свободы в государстве. Очень часто разрывают сущность права и сущность государства, причем совершенно безосновательно.
В соответствии с либертарно-юридической теорией то, что мы называем государством в смысле западноевропейского феномена публичной политической власти, который имеет свои истоки в античности, государство в смысле этого феномена и право – это, в сущности, одно и то же. Когда в некоторых либертарных версиях говорится о том, что государство есть необходимое зло, это – ошибка.
55 Право и государство не могут существовать друг без друга. По происхождению они одинаковы, – когда возникает право, тогда возникает и государство.
Право – это специфический соционормативный регулятор, т.е. особые, не универсальные, не везде существующие социальные нормы. А везде, где есть общеобязательные социальные нормы, с необходимостью существуют властные социальные институты, которые призваны эти нормы формулировать и поддерживать, обеспечивать принудительной силой. Иначе говоря, без некоего властного института право как общеобязательная норма существовать не может.
Итак, либертарно-юридическая
теория утверждает, что свобода не может
существовать в неправовой и в негосударственной форме,
что отношения свободных регулируются
общеобязательными нормами, и эти общеобязательные
нормы называются правом, и что есть публично-властные
институты, которые эти нормы формулируют,
выражают, обеспечивают своей принудительной
силой, и только таким образом возможна
свобода.
56 Сущность феноменологических концепций права базируется на трех главных подходах к праву: 1) подходе, в основе которого лежит концепция «природы вещей» (Коинг, Радбрух, Майхофер); 2) подходе, обоснованном немецкой философией ценностей; 3) подходе, предоставленном эйдосами (правовыми эйдосами).
Коинг, исходя из концепции существования идеальных абсолютных ценностей социальной этики, усматривал в них масштаб упорядочения права, вытекающих из человеческой природы и природы вещей. Радбрух понимал природу вещей как юридически мыслимую форму. Содержание этой формы определяют не сами «вещи» как материал формулирующий право, а их природа или сущность, субъективно фиксированная законодателем или судьей. Майхофер понимает природу вещей как источник и критерий справедливости. Здесь императивные права согласуются с нормами поведения, природа вещей является первым условием выведения должного из бытия, предпосылкой и масштабом материальной справедливости.
Идея философии ценностей, согласно которой ценности существуют как независимые сущности в автономной и идеальной сфере, полагая, что объективные, абсолютно значимые правовые ценности, которые в конкретной ситуации извлекаются из бытия-в-себе правовым ощущением и которые владеют качеством должного, приобретаю образ естественного права для конкретных правоотношений.
56 Идея правовых эйдосов выражает априорные структуры, которые познающий субъект открывает в своем сознании путем выявления сущности правовых норм, институтов и т.д. Речь идет о том общем, что выделяется в качестве обоснования различных правовых систем и не зависит от специфики и исторического контекста конкретных явлений.
Коммуникативная теория справедливости, представителями которой выступают Апель, Хабермас. Свою концепцию справедливости в рамках коммуникативной философии они объясняют с позиции этики дискурса. Справедливыми являются разумные решения, принятые с позиции этики дискурса. По Хаберсу право представляется условием возможности социальной интеграции на основе коммуникативного взаимодействия, то есть возможности коммуникации как общественной интеграции, владеющей обязывающей силой, а также как возможности власти разума, воплощенного в структуре общения людей, обмена мыслями.
Следовательно, коммуникативные основания правовой реальности,
разработанные Хабермасом расширяют наше
видение путей и условий достижения правового
общества, среди которых можно выделить
обеспечение реализации принципа автономии
личности, прав и свобод гражданина, воплощение
в жизнь правовых смыслов, прежде всего
идеи демократии. Ответственности и справедливости,
непрерывно обновляющихся и наполняющихся
новым содержанием в пространстве общественного
дискурса.
57 Стремление избежать одностороннего
подхода к праву - «узко-нормативного»
или «широкого» обусловило появление
так называемого интегративного подхода.
Соответственно из нормативного правопонимания
интегративный подход «берет» учение
о нормативности права, его связи с государством,
из социологического - теорию социальных
факторов образования и осуществления
права, из философского - представление
о праве как сфере действия свободы. С
этой позиции право рассматривается как
правовая идея, воплощенная в норме (законе,
правовом обычае, нормативном договоре,
принципах права) и фактических правомерных
действиях. Право в таком понимании - это
объективно обусловленная, отвечающая
требованиям социальной справедливости,
поддерживаемая авторитетом и силой государственной
власти система нормативной регуляции,
представленная взаимосвязанными, реально
действующими правовыми принципами и
установлениями.
В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше правопониманий выступает как бы противовесом иному. Тем самым становится возможным исключить абсолюти-зацию какого-то одного взгляда на право. Вместе с тем интегративный подход не разводит по разным полюсам философский, нормативный и социологический подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства, предостерегает от крайностей. Таким
57 образом, интегративный подход представляет собой методологическую платформу для сближения различных концепций права, позволяет максимально учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы права, определении источников, механизмов и закономерностей его действия в обществе.
Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. Соответствие права согласованным интересам или общей воле придает ему реальность, а в конечном счете, социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
58 В качестве способа понимания доктринально-правовой реальности прошлого может выступить антропология права, понимаемая здесь как способ бытия человека-в-праве, т.е. способ бытия человека юридического – как в индивидуальной форме, так и во множественной форме, т.е. в форме со-общества.
Для описания антропологического подхода выделим пять начальных рабочих концептов, образующих его когнитивное ядро: 1) человек-в-праве; 2) практики себя; 3) правовая субъективация; 4) цивилизационно-культурная традиция; 5) государственно-правовая традиция.
Основное место в предлагаемой антропологической концепции принадлежит человеку-в-праве как он расположен в той или иной государственно-правовой традиции. Антропология аутентично исходит из антропного фундирования государственно-правовой реальности а, следовательно, и мысли. Для антропологии право имеет смысл только в связи с человеком и для него. Поэтому анализ того, как в регионе в тот или иной
период времени выстраивается образ человека-в-праве, как он понимается, какое место ему уделяется и т.п. дает возможность осуществить антропологическое описание исследуемого региона. Вместе с тем речь идет не только лишь о фактическом субъекте права (это предмет истории
58 государства и права) или о желаемом субъекте права (это уже́ предмет традицион-
ной истории политических и правовых учений), но о способе бытия человека-в-праве той или иной эпохи, в том числе самого мыслителя, разработавшего правовую концепцию. Выход за рамки субъектной позиции достигается с помощью концептов «практики себя» и «правовая субъективация».
Практики себя представляют собой общий тип мышления, отношения, понимания человеком себя и мира в целом, несколько упрощая – это способ существования.
Правовая субъективация – это разворачивающиеся сквозь практики себя юридически значимые акты самообращения, в которых человек измеряет правовую жизнь в целом и конкретные правовые ситуации в частности.
Хотя и несколько схематично,
но работу антропологического подхода
можно представить следующим образом:
цивилизационно-культурная традиция раскрывает
ядро (по сути, культ), отвечающее за генерацию
аутентичного способа бытия региона (к
примеру, духовная традиция для политико-правовой
мысли периода Киевской Руси) и одновременно
воссоздает контекст разработки политико-правовой
теории.
60 Понятие «Институционные признаки
права» - не относится к числу понятий
устоявшихся и востребованных в науке
и учебной литературе по теории права.
«Институциональные» признаки права,
по-видимому, могут интерпретироваться
по-разному. В институционализме, рассматривающем
и право, и государство как социальные
институты, к таким признаком могут быть
отнесены стабильность права, его признанность,
связанность общей идеей и принципами
и т.д. С позиций другого прочтения институционализма
«институциональные» признаки могут отождествляться
с сущностными, субстанциональными, онтологическими
признаками права. В этом случае под ними
можно понимать всю совокупность признаков,
сущностно отличающих право от других
феноменов, например, его формализованность,
защищенность, нормативность, справедливость
и т.д. Наконец, возможно и такое прочтение
«институциональных» признаков права,
которое позволит связать их смысл с пребыванием
правовых норм в рамках конкретных правовых
институтов, подотраслей и отраслей права
Основные признаки права как институционного образования таковы:
общеобязательная нормативность, «всеобщность» — право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила (нормы, принципы) обязательными для всех в стране, на данной территории;
определенность содержания — писаное право дает возможность строго фиксировать в письменных документах содержание прав и обязанностей, условия их
60 возникновения, возможные последствия несоблюдения норм и т.д.;
действие через дозволения — именно в письменном виде можно закрепить не свободу вообще, а субъективные права — четко определенную по границам, санкционированную государством свободу поведения, дозволенность (это не способны сделать никакие иные социальные нормы);
государственная гарантированностъ — только нормы, принципы, закрепленные в письменных документах, получают надлежащую государственную гарантию, могут быть оснащены — тоже через письменные документы — процедурами и механизмами их действительной, гарантированной реализации.
Среди других свойств
права следует отметить
Институциональность - это
когда правотворчество
61 Объективное
и субъективное право - юридические понятия,
которые обозначают масштаб свободы и
тех, кто ею обладает. Объективное право
(это и есть право в собственном смысле
как система норм) является совокупностью
устанавливаемых и обеспечиваемых государством
норм, направленных на урегулирование
общественных отношений. Объективное
право - это законодательство, юридические
прецеденты, правовые обычаи и другие
конкретные формы права определенного
периода. Объективным данное право является
в силу того, что не зависит непосредственно
от воли и сознания отдельных лиц.
Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.
Объективное право зависит от изданной государством
нормы, а субъективное право может существовать
независимо от нее. Объективное право
неразрывно связано с субъективным. Объективное
право - это юридические нормы, выраженные
в определенных юридических формах, субъективное
право означает те юридические возможности,
которые возникают и реализуются на основе
объективного права (законодательства).
62 Социальное назначение права
формируется, складывается из потребностей
общественного развития. В соответствии
с потребностями, социальными необходимостями
общества создаются законы, направленные
на закрепление определенных отношений,
их регулирование или охрану. Причем то
или иное назначение права выступает тем
отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается
потребность (необходимость) именно в
соответствующей его социальной роли
- закрепить, защитить или направить развитие
оп-ределенных общественных отношений.
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»