Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:53, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Файлы: 1 файл

ответы на экзамен ТГП.docx

— 439.15 Кб (Скачать файл)

 

5. Основные теории происхождения государства.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном  начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство  было создано и существует  в современном мире по воле  Бога, при этом право считается  божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви  имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол  освящался церковью, почитался представителем  Бога на земле. Сторонники теологической  теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство  произошло в результате исторического  развития семьи. Разросшаяся семья  превратилась в государство. Поэтому  монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые  обязаны его слушаться и относиться  к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота  о своих подданных и справедливое  управление ими. Сторонниками патриархальной  теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По  этой теории государство является  продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло  вследствие заключения людьми  общественного договора между  собой, для того чтобы обеспечить  общую пользу и интересы. Если  же будут нарушены или не  выполнены условия общественного  договора, то народ вправе расторгнуть  его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев  и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией  образование государства стало  результатом трансформации общества  под действием социально-экономических  причин. Сторонники материалистической  теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства  связывается с особенными свойствами  человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники  теории насилия считают, что государство  возникло как результат насилия, через завоевания более слабых  и беззащитных народов более  сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории  государство образовалось от  права собственности на землю  и права владения ей теми  лицами, которые проживают на  этой земле. Сторонник патримониальной  теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники  органической теории считали, что  государство появилось и развивалось  дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

 

6. Происхождение государства: причины, закономерности, особенности образования восточных  и западных государств.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей»  экономики к «производящей», выразившийся  в трех крупных разделениях  труда (выделение скотоводства и  земледелия, занятие ремеслом, появление  купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере  обмена товаров);

2. создание (в результате  повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность  индивида, привело к изменению  в организации семейной и общественной  жизни. Производство продукта для  обмена, которое обусловило разрыв  между трудом и собственностью  и появление частной собственности  на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение  членов общества, вызванное накоплением  собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное  на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

 

7. Происхождение права: причины, закономерности, особенности образования права в восточных и западных государствах. Отличия права от первобытных обычаев.

 

8. Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства.

Государство — это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государство — это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Основные признаки государства:

1.  наличие публичной  политической власти, располагающей  специальным аппаратом управления  и принуждения. Государство есть  сложный механизм (аппарат) управления  обществом, представляющий собой  систему государственных органов  и соответствующих материальных  средств, необходимых для выполнения  его задач и функций. Наличие  особого слоя лиц — государственных  служащих;

2.  территориальная организация  населения — означает, что у  государственно организованного  общества появляются государственные  границы, которые означают территориальную  неприкосновенность страны;

3.  государственный суверенитет  — независимость гос. власти от  всякой иной политической власти  внутри страны и вне нее, выраженная  в ее исключительном праве  самостоятельно решать все свои  дела. Верховенство — полнота  государственной власти на своей  территории, ее самостоятельность  в определении содержания своей  деятельности и полноправие в  установлении режима жизни общества. В демократическом обществе государственная  власть ограничена правом и основана на нем. Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по м/н договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов м/н права;

4.  общеобязательный и  всеобъемлющий характер актов  — определяется исключительными  полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические  нормы, которые распространяют свое  действие на население всей  страны. Только государство посредством  общеобязательным актов может  устанавливать правовой порядок  в обществе и принуждать к  его соблюдению;

5.  наличие государственной  казны, что связано с взиманием  налогов и иных средств на  содержание государственного аппарата  и иные нужды государства. Понятие  государственной казны включает  в себя также государственные  кредиты, внутренние и внешние  займы, таможенные пошлины, ценные  бумаги, валютные ценности, золотой  запас и другое;

6.  Правотворчество —  издаёт законы и подзаконные  акты, обладающее юридической силой  и содержащие нормы права;

7.  Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);

8.  Наличие вооружённых  сил и органов безопасности (аппарат  принуждения);

9.  Тесная органическая  связь государства с правом;

Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.

Главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:

1.  устанавливать в  обществе определенный порядок  и поддерживать его, используя  в необходимых случаях и принуждение;

2.  выступать социальным  арбитром в отношениях между  различными группами, слоями общества  пр столкновении их интересов;

3.  защищать личность  от произвола, создавать нормальные  условия для жизни всех слоев  общества, особенно для социально  ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и  т.д.);

4.  обеспечивать безопасность  общества и его органов от  преступных элементов и страны  от внешней агрессии со стороны  других государств;

5.  выступать интегрирующей  силой, добиваясь мира и согласия  в обществе;

В идеале социальное назначение государства — служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Общечеловеческое предназначение Государства — быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

1.  Первый подход —  Классовая сущность государства  — состоит в том, что сущность  государства определяется как  выражение интересов и воли  экономически господствующего касса  и навязывание воли этого класса  всему обществу. Данный подход  присущ марксистскому пониманию  государства, рассматриваемого в  качестве классовой организации  того, кто стоит у власти, а  само государство характеризуется  как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют  господство экономической элиты  и организованное насилие в  отношении других классов общества.

2. Второй подход — Общесоциальная сущность государства — способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

 

 

 

 

9. Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

I. Формационный  подход Править


Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом. До конца 80-ых годов 20 века этот подход признавался в социалистических странах в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал классовый подход к сущности государства.

В основу формационного подхода положено учение Маркса об общественно-экономической формации.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"