Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка
1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
Нормы общественных объединений - это корпоративные правила (т.к. общественные объединения - это корпорации). Это правила общественного поведения, устанавливаемые в общественных объединениях и регулирующие отношения между их членами. Поэтому подобные правила, или нормы, закрепляются уставом или положением о данных объединениях. Их особенность состоит в том, что они должны быть подзаконными. Данные правила опираются на средства общественного воздействия. Это означает, что за нарушение подобных норм к нарушителям применяются меры, которые являются средствами общественного воздействия: общественное осуждение, постановка на вид и исключение из членов общественного объединения.
Политические нормы не признаются всеми учеными в качестве особой разновидности общественных норм. Считается, что это лишь разновидность норм общественных объединений. Однако политические нормы имеют собственную предметность и средства обеспечения. Это правила поведения, регулирующие отношения между классами, организациями по вопросам их участия в государственном управлении. Отличительная черта подобных социальных норм - это их особый критерий - политический интерес. Правомерным признается поведение, которое соответствует политическим интересам той или иной социальной группы. Это основная оценка, заложенная в нормы политики.
Религиозные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаимоотношения верующих в процессе отправления религиозных культов. Данные нормы являются обязательными только в среде людей, подверженных действию религии. Основная особенность таких правил состоит в апелляции к Богу, от которого и исходит наказание нарушителям данных норм. Многие религиозные организации присваивают себе от имени Бога полномочия разрешать светские дела. Религиозные нормы имеют довольно реактивный характер, пытаясь конкурировать с нормами права и морали, подменяют их собой (например, нормы Шариата на Востоке).
Социально-технические нормы - это правила общественного поведения, впитавшие в себя итог знаний людей о природе, производственном процессе. Они могут приобретать статус технико-юридических норм. Многие инструкции по регулированию технического процесса снабжаются юридическими санкциями. За нарушение правил техники безопасности может наступать юридическая ответственность. Появление подобных правил - это результат влияния научно-технического прогресса на общественную жизнь. Однако так называемые технико-юридические нормы, имеющие социальный характер, не следует смешивать с техническими нормами, не являющимися социальными. Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Технические же нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между человеком и природой.
43. Право и иные социальные нормы, их соотношение.
Все виды социальных норм находятся во взаимодействии. Между многими видами норм наблюдаются отношения взаимосвязи, но можно встретить и конкуренцию. В центре всей системы социальных норм находятся нормы права - организационный стержень всех видов социальных норм. Правовые нормы могут запрещать отдельные виды социальных норм (например, запрещение обычая кровной мести). Нормы права могут стимулировать социально полезные нормы. В целом, нормы права организуют слаженную, действующую в режиме законности систему всех основных видов социальных норм. Правовые нормы наиболее близко взаимодействуют с нормами морали.
44. Взаимодействие права и морали.
Мораль - это наиболее
древний регулятор общественных
отношений. В ней следует выделять
общественное моральное сознание (в
виде взглядов, идей, теорий), моральные
отношения и моральные нормы.
Моральные нормы - это правила
поведения, основанные на человеческих представлениях о добре-зле,
хорошем-плохом, справедливом-несправедливом.
Нормы морали взаимодействуют с нормами
права. В человеческой истории это взаимодействие
способствовало развитию нравственного
и правового регламентирования. В современных
условиях взаимодействие права и морали
следует рассматривать по формуле "единство-различие-
Единство - как нормы морали, так и нормы права являются продуктами сознания и волевой деятельности людей. Нормы морали и нормы права имеют древнюю историю. Они нацелены на обеспечение упорядоченной человеческой жизнедеятельности. Внести в мир порядок и обеспечить социальную справедливость - вот назначение норм морали и норм права.
Вместе с тем, между нормами морали и нормами права наблюдаются и различия. Во-первых, мораль и ее нормы имеют более древнюю историю, чем нормы права. Право появилось на определенной ступени развития человеческого общества. К этому времени наиболее значимые нормы морали уже сформировались ("не убий", "не укради" и т.д.). И правовые нормы закрепили многие наиболее важные виды моральных норм. Во-вторых, мораль и право различаются по степени их формальной определенности, право имеет письменную историю. Его нормы фиксируются в виде законов, кодексов, уставов и т.п. Нормы морали же живут в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Нормы права конкретно закрепляют требуемые варианты поведения. Нормы морали определяют лишь общие идеалы, ориентиры нравственного поведения, но не регламентируют порядок достижения этих идеалов. В-третьих, наиболее существенным является различие по степени их гарантированности. Мораль опирается на силу и авторитет общественного мнения. Право - на мощь и средства государственного принуждения. Однако, как утверждается в научной литературе, многие нормы права имеют нравственные аналоги, то есть в основе большинства правовых норм лежат моральные требования. Право имеет свое нравственное содержание.
Нормы права и морали различаются по сфере и широте своего действия на общественную жизнь. Нормы права регулируют наиболее жизненно важные общественные отношения, которые при их нарушении угрожают существованию правового порядка в данном государстве. Нормы морали регулируют отношения, которые могут находиться и вне сферы правового регулирования. В научной литературе право определяется как нравственный минимум морали.
Наряду с различиями, между правом и моралью могут существовать и противоречия. Противоречия способствуют развитию и совершенствованию норм права и норм морали. Право - это общественный масштаб, применяемый к различным людям и ситуациям. Поэтому нормы права не могут обладать социальной чувствительностью норм морали. То, что может не осуждаться нормами права, зачастую осуждается с точки зрения морали.
45. Понятие и структура правосознания.
Правовое сознание - это одна из форм бытия права, то есть выражение права в общественной жизни. Право выражается в трех основных формах:
Первые две формы имеют конкретный характер, а третья - правовое сознание - это абстрактная форма проявления права. В общем виде правосознание выглядит как совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей при их контакте с правом. Термин "правосознание" складывается из двух частей - "право" и "сознание". Право есть система формально определенных государственно-обязательных норм, сознание - это специфическая человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Правовое сознание имеет специфические черты: оно выражается в форме идей, взглядов, эмоций правового бытия людей. В этой связи правовое сознание определяется совокупностью материальных условий жизни общества. Экономика, состояние производительных сил и производственных отношений предопределяют отношение людей к праву. Правовое сознание определяется тем, что оно носит классово-политический характер. Взгляды, идеи, чувства людей по поводу правосудия, законности, законодательства и т.д. всегда выглядят как отражение принципиальных интересов тех политических сил, из которых складывается конкретное человеческое общество. Каждый класс, нация, народность или социальный слой общества имеют особые воззрения на сущность права и его роль в общественной жизни. Правовое сознание тесно связано с моральным сознанием и в жизни общества выступает как особый морально-правовой сплав идей, теорий, чувств и настроений. Правовые нормы, идеи всегда оцениваются через призму человеческих представлений о добре-зле, хорошем-плохом, справедливом-несправедливом.
Правовое сознание является сложным явлением общественной жизни. Оно имеет свою структуру, то есть содержание. В структуре правосознания наука выделяет два элемента:
Правовая идеология - систематизированное, научно обоснованное теоретическое отражение потребностей людей в юридических понятиях и категориях. Она представляет собой систему идей, взглядов и теорий, отражающих правовую жизнь общества и оценивающих явления правовой жизни через призму научных понятий, определений и категорий. Правовая идеология выражается в лекциях, научных статьях, учебниках, таким образом, правовая идеология реально выражается в научных работах. Правовая идеология - это средство, с помощью которого оценивается состояние законности и правосудия в жизни общества.
Правовая психология - система чувств, эмоций, настроений и переживаний, в которых отражается отношение людей к праву и правовой действительности. Особенность правовой психологии состоит в ее подвижности, изменчивости, эмоциональной окрашенности. Чувства, эмоции людей по поводу права выражают удовлетворенность или неудовлетворенность существующим правовым порядком.
Наряду с правовой идеологией и правовой психологией иногда выделяют третий элемент - поведенческий элемент. Это правовые установки людей, выражающие их готовность действовать. Однако поведенческий элемент не является чем-то отличным от правовой психологии. Это просто конкретно выраженное состояние, поэтому поведенческий элемент вряд ли является особым элементом правового сознания.
46. Виды и уровни правосознания, его роль в жизни общества.
Правовое сознание выступает как особое явление в жизни общества, отдельных социальных групп и индивидов. Выделяются следующие виды правосознания: общественное (массовое), групповое, индивидуальное.
Общественное правосознание - это система идей, теорий, чувств и настроений, характерных для общества в целом. Это правовые воззрения, которые сложились на базе особенностей исторического развития. в подобном массовом правосознании заключается специфика развития данного народа.
Групповое правосознание - это правосознание коллективов людей, сложившееся на базе совместной трудовой деятельности или особенностей регионального проживания. Это правосознание классов, наций, народностей, трудовых коллективов и учебных групп. Человеческое общение в группе способствует формированию преобладающего, типичного в данной среде отношения к праву, законности, правосудию.
Индивидуальное правосознание - это система правовых идей, взглядов, знаний и настроений, сформировавшаяся у отдельных лиц.
По глубине правовых знаний правосознание делится на обыденное и профессиональное.
Обыденное правосознание - это правовые знания и чувства, свойственные неспециалистам в области права. Оно проявляется в беседах людей между собой по поводу каких-либо явлений жизни общества.
Профессиональное правосознание - это сознание специалистов, обладающих знаниями в сфере права и навыками правовой деятельности.
Правовое сознание играет важную роль в жизни общества, в частности, особое значение оно имеет для правотворчества и реализации права. Правосознание - это идейная основа разработки правовых норм. Должностные лица, занимающиеся правотворческой работой, должны иметь юридическое образование. Исключительно велика роль правового сознания в процессе реализации права, в соблюдении, исполнении и использовании права. Правоприменительная деятельность осуществляется с помощью правовых знаний, навыков и умений, являющихся продуктом правового сознания. Должностные лица, рассматривая и разрешая юридические дела, выносят решения на основе действующего законодательства и своего профессионального сознания. УК РФ закрепил, что судьи должны руководствоваться законом и совестью, и именно под совестью понимается профессиональное правосознание.
Правосознание выполняет следующие основные функции:
Познавательная функция правосознания проявляется в том, что через правосознание осуществляется профессиональный и научный анализ правовой жизни общества, познается истинность права. Реальными инструментами этой функции выступают правовые идеи, гипотезы, теории, с помощью которых осуществляется познавательная работа.
Оценочная функция правосознания
- это способность служить
Регулятивная функция правосознания выражается в том, что правовые знания людей позволяют им совершать юридически грамотные действия в правовой сфере. Знания о праве позволяют человеку заниматься саморегулированием собственного поведения. Правовое сознание не только оценивает, познает, но и служит средством регулирования правовой деятельности.
Воспитательная функция правосознания проявляется в том, что правовое сознание выступает элементом духовной культуры жизни общества и личности. Оно обеспечивает воспитание человека с установкой на правомерное поведение.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"