- верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение или неподлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность государственной службы.
К числу этих принципов
следует отнести также сочетание
коллегиальности и единоначалия,
экономичность государственной
службы.
30. Понятие
и структура политической системы
общества.
Политическая система - это совокупность взаимодействующих
между собой норм, идей и основанных на
них политических институтах, учреждений
и действий, организующих политическую
власть, взаимосвязь граждан и государства.
В литературе отмечается,
что политическая система представляет собой единство четырех
сторон:
1) институциональной
(государство, политические партии,
социально-экономические и другие
организации, образующие в совокупности
политическую организацию общества);
2) регулятивной (право,
политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.)
3) функциональной (методы
политической деятельности, составляющие
основу политического режима);
4) идеологической (политическое
сознание, прежде всего господствующая
в данном обществе идеология).
В структуре политической системы можно выделить следующие
элементы:
- политические и правовые нормы - это сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.
- политическая структура - совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей может быть сведено в двум основным типам: сами действия, упорядочивающие отношения (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям) и учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются.
- политическая деятельность - разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы политической власти в обществе. Политическая деятельность подразделяется на несколько четко выраженных состояний. Это: 1) политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической; 2) политическая пассивность - это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности; 3) политическая активность - стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовывать свои интересы.
- политическое сознание - это многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов государственной власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании два уровня организации: концептуальный - политические теории, доктрины, программы и учения и обыденный - несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.
- политическая культура - это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регулирования их деятельности и отношений.
31. Место
и роль государства в политической системе российского
общества.
Государство выступает
как центральная составляющая политических
отношений. Оно занимает центральное
место в политической системе. Государство
можно назвать организацией политической
власти, призванной осуществлять как
сугубо классовые интересы, так и общие
цели. Государство в политической системе
выполняет особые функции. Особые свойства
государственной власти:
- только государство располагает специальным аппаратом принуждения. Никакая другая организация этим аппаратом не располагает. Это создает особые возможности государства для проведения в жизнь основных направлений своей политики;
- государство выступает собственником основных средств производства, и это создает возможность государства финансировать проведение своей политики. Российское государство не является монопольным собственником средств производства, однако оно продолжает владеть в значительном объеме промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. И это служит экономическим гарантом решения политических задач средствами государственной власти;
- особая роль государства определяется тем, что только оно издает и проводит в жизнь правовые нормы. Это служит дополнительным гарантом влияния государства на политическую жизнь, то есть государство - это особый, наиболее значимый субъект политической системы. Располагая государственной властью, оно организует и направляет всю политическую деятельность.
32. Понятие,
классификация и роль общественных
объединений в политической системе.
Деятельность общественных
объединений осуществляется на принципах: добровольности,
равноправия, самоуправления, законности
и гласности.
Учитывая разнообразный
характер целей, для достижения которых
создаются общественные объединения,
Федеральный закон предусматривает
пять различных организационно-правовых форм их функционирования.
Это: общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности.
Важной особенностью общественной организации является наличие фиксированного членства.
Членами данной организации могут быть
физические лица и юридические лица - общественные
объединения. Высшим органом общественной
организации является съезд (конференция)
или общее собрание, а постоянно действующим
руководящим органом - выборный коллегиальный
орган, подотчетный общему собранию (съезду,
конференции). Общественное движение
сходно по структуре с общественной организацией,
однако не имеет фиксированного членства.
Главной целью общественного учреждения
является оказание услуг, отвечающих интересам
участников и соответствующим уставным
целям. Орган общественной самодеятельности
не имеет членства и преследует цель совместного
решения различных социальных проблем,
которые возникли у граждан по месту жительства,
работы, учебы, направленное на удовлетворение
потребностей широкого круга лиц.
По территориальному
охвату общественные объединения могут
быть: общероссийские;
межрегиональные;
региональные;
местные.
Местные общественные объединения осуществляют
свою деятельность в пределах территории
органа местного самоуправления, региональные - в пределах
одного субъекта РФ, межрегиональные - в менее
чем половине субъектов РФ, а общероссийские общественные
объединения имеют свои структурные подразделения
более чем в половине субъектов РФ. Взаимоотношения
государства и общественных объединений
строятся на основе взаимного невмешательства
в их деятельность, кроме случаев, установленных
законом. у Для реализации целей, указанных
в уставе, общественное объединение имеет
право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
- учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, других граждан в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в избирательных кампаниях при наличии государственной регистрации и в том случае, если участие в выборах предусмотрено в уставе данного общественного объединения.
Особое место в системе
общественных объединений, как и
вообще в политической системе любого
государства, занимают политические партии.
Они создаются в целях политической деятельности, участвуют
в избирательных кампаниях, вовлечены
в непосредственное решение государственных
проблем, их деятельность регламентируется
ФЗ "О политических партиях" от 21
июня 2001 года. Одной из массовых форм общественных
объединений являются профсоюзы.
33. Основные
формы взаимодействия органов
государства и общественных объединений.
Органы государства
и общественные объединения является
составной частью единого понятия
политическая система. Наблюдается
их тесная связь и взаимодействие в процессе деятельности политической
системы. Можно проследить как воздействует
государство на общественные объединения:
- государством осуществляется правовая регламентация деятельности общественных объединений - оно утверждает уставы общественных объединений;
- государство и его органы следят за режимом законности в деятельности общественных объединений путем плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства (МВД, Прокуратура);
- государство предоставляет некоторым общественным объединениям осуществление общественных государственных функций. Например, это взаимодействие с органами общественной самодеятельности - народными и казачьими дружинами;
- органы государства оказывают помощь и гарантируют исполнение решений, принятых в общественных объединениях. Отдельные общественные объединения в связи с их значением могут получать материальную помощь со стороны государства.
В свою очередь, общественные
объединения могут оказывать
обратное воздействие на органы государства:
- общественные объединения участвуют в формировании государственных органов, выдвигая своих кандидатов в депутаты;
- общественные объединения участвуют в практической работе органов государства;
- общественные объединения участвуют в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Это основные формы участия общественных объединений в правовой жизни общества. Они могут выступать инициаторами принятия законов по основным вопросам. Большую роль играют общественные объединения, созданные по типу политических партий, профсоюзы. Общественные объединения принимают участие в правоприменительной деятельности: они могут выдвигать общественных защитников, обвинителей. Добровольные народные дружины ставят своей задачей охрану порядка на определенной территории.
34. Соотношение
государства и права.
Вопрос о соотношении
государства и права представляет
собой предмет давней дискуссии.
1) Право первично по
отношению к государству. Оно
исторически возникло раньше, чем
государство. Правовые нормы связывают
деятельность государства, ставя
рамки допустимой государственной деятельности. В целом
такая научная позиция является либерально-демократической.
В ее основе лежит стремление доказать,
что государственная власть в своей деятельности
имеет правовой характер и, таким образом,
правовые нормы определяют рамки, пределы
государственной деятельности. 2) Государство
и право возникают одновременно, при этом
политическая жизнь свидетельствует,
что государство создает, творит правовые
нормы через правотворческую деятельность
специальных уполномоченных органов.
Отсюда право - это приказ суверена, это
то, что предписывает политическая власть.
Право производно от государства, зависит
от актов правотворческих органов.
Отношения государства
и права характеризуются формулой
"единство-различие-взаимодействие".
В этой связи государство есть политически-территориальная
суверенная организация политической
власти, располагающая специальным аппаратом
принуждения и способная делать свои веления
обязательными для населения всей страны. Право есть система формально
определенных государственно-обязательных
норм, опирающихся на мощь государственного
принуждения. Государство и право возникли
на определенной ступени исторического
развития в одно и то же время. Они вызваны
к жизни одними и теми же причинами. Между
государством и правом существуют причинные
и функциональные связи. История свидетельствует,
что государство и право возникли под
влиянием экономических и демографических
факторов. Переход от присваивающей к
производящей экономике, появление частной
собственности и разделение общества
на богатых и бедных вызвали к жизни как
государство, так и право. Эти два социальных
института возникли в результате достаточно
длительного периода человеческой историиВзаимодействие
государства и права характеризуется
взаимным влиянием их друг на друга. Основные
черты этой взаимосвязи: государство воздействует
на право путем правотворчества, реализации
права и правоохранительной деятельности.
Государство в лице своих правотворческих
органов создает правовые нормы, и право
- это продукт государственной деятельности.
В этой концепции можно выделить два научных
подхода.
1) Государство - это
творец права. Оно осуществляет
свою суверенную власть. В возможности
государства создавать правовые
нормы выражается его независимость.
2) Право создается
не государством, а самими условиями общественной
жизни. Социальная жизнь формирует экономические,
социальные, политические и прочие потребности.
Они вызывают к жизни сложившиеся общественные
связи между людьми. В актах человеческого
взаимодействия заложена возможность
задавать право.
. Реализация права
протекает в четырех основных
формах:
- соблюдение права;
- исполнение права;
- использование права;
- применение права.
Соблюдение, исполнение,
использование и применение права
проявляются в повседневной работе
всех звеньев и ветвей власти. Все ветви власти в своей
практической работе обязаны соблюдать
те правовые запреты, которые выражены
в действующем законодательстве. Особое
внимание государства обращается на применение
права - это властная деятельность уполномоченных
органов и должностных лиц путем рассмотрения
и разрешения дел. Таким образом, государство
- это один из важнейших правореализаторов.
Государство по отношению к праву занимается
правоохранительной деятельностью. Подобная
работа осуществляется специальными правоохранительными
органами, которые в своей повседневной
деятельности исследуют признаки неправомерного
поведения и привлекают виновных к ответственности,
тем самым нарушение права восстанавливается.
Правоохранительная деятельность нацелена
на восстановление нарушенных прав. Правообеспечительная
работа - это система идеологических мероприятий,
призванных распространять в обществе
знания о праве и воспитывать законопослушную
личность.