Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка
1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
Дуалистическая монархия - исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.
19. Монархия
как форма государственного
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа, за результаты свой деятельности не несет юридической ответственности. Все монархии делятся на абсолютные и конституционные.
Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (исполнительной, законодательной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Это рудиментная форма правления, но в настоящее время в мире сохраняется восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии.
Конституционная монархия - особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Монарх выступает как отец нации, но существенных полномочий ему не предоставлено. Впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.
Дуалистическая монархия - исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической монархии правительство несет двойную ответственность - перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.
20. Республика
как форма государственного
Республика - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному, представительному, коллегиальному органу. Государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу, который выполняет свое функциональное назначение в режиме "сдержек и противовесов" с другими ветвями власти. Представительная власть сменяема, избирается на определенный срок. Законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. Признаки республики:
Республика - наиболее распространенная форма правления. Она представлена двумя ее основными разновидностями - парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительства.
В парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.). Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.
В президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и поэтому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако, нуждается в его поддержке. В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве).
21. Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство выражается в делении территории государства на определенные административные единицы. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Унитарное государство - это государство, в составе которого
нет других государств либо государственных
образований, а на его территории созданы
административно-
Федерация - сложное государство, образованное на основе заключения союзов между самостоятельными субъектами, объединившимися для создания единого государства и решения общих задач.
Наряду с федерацией в науке выделяется понятие конфедерации. Конфедерация - временный союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенитета, созданный для решения общих экономических, политических целей. Со временем оно трансформируется в более прочный союз и становится федерацией либо распадается на самостоятельные суверенные государства.
22. Федерация
как форма государственного
Федерация - сложное государство, образованное
на основе заключения союзов между самостоятельными
субъектами, объединившимися для создания
единого государства и решения общих задач.
Составляющие федерацию государственные
образования являются ее субъектами и
имеют свое собственное административно-
В зависимости от роли
национального (
23. Понятие, структура и виды политических режимов.
Политический режим - система средств осуществления государственной власти. Это динамическое явление, которое имеет связь не только с формой, но и с самой сущностью государства. В политическом режиме наиболее выражено социальное назначение государства, поэтому подчеркивается, что политический режим - это внутренняя форма государства. Политический режим - показатель демократичности данного государства. Все государства делятся на демократические и антидемократические.
Демократический режим - режим, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан, предполагающий выборность основных органов государственной власти, наличие прав и свобод граждан и условия для их реализации.
При антидемократическом режиме население отстранено от участия в управлении государством. Правовая государственность отсутствует. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные.
Тоталитарный режим - режим, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, диктатом одной идеологии. Вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица, опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной.
Авторитарный режим - режим, предполагающий более или менее высокую степень ограничения политических свобод, концентрацию государственной власти в руках одного лица ли группы лиц. Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что отличает его от тоталитарного режима.
24. Понятие и
классификация функций
Комплексное представление о формах и методах осуществления политической власти выражается в понятии функций государства. Функции государства отвечают на вопрос, что и как делает государство для налаживания и управления делами общества. С точки зрения философии, функция рассматривается как реализующееся свойство какого-либо явления, то есть под функцией государственных и правовых явлений следует понимать их возможность и способность к определенной деятельности. В научной литературе по поводу понятия функций государства единство мнений не достигнуто. Одни авторы считают, что функции государства - это стороны и направления государственной деятельности. Другие - что функции государства - это не просто стороны и направления, а сама государственная деятельность. функции государства - это основные направления и стороны деятельности государства, в которых выражается его сущность, служебная роль, задачи и цели.
Все функции государства имеют общие черты. По своему содержанию функция государства есть однородная по характеру деятельность. Функции государства выражают наиболее глубинные, сущностные стороны государства. В функциях выражается активная, служебная роль государства по отношению к обществу, особенности и закономерности развития самого государства. Наконец, важно иметь в виду, что функции государства определяются задачами и целями, стоящими перед государством. Изменение в задачах государства ведет и к изменению самих функций. Задачи - это цели, ориентиры, к которым стремится государство. Функции - средства достижения целей, осуществления задач. В соотношении задачи являются ведущим понятием.
функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции - это основные направления систематически осуществляемой государством работы по решению внутригосударственных задач (экономическая, идеологическая, социально-трудовая деятельность). Внешние функции представляют собой взаимодействие и сотрудничество государств на международной арене. Все функции государства делятся на основные и неосновные, или второстепенные (подфункции). Это деление функций государства по степени важности. Основные функции государства - стороны и направления государственной деятельности, реализующиеся в решении стратегических задач и целей государства. Они имеют комплексный, собирательный характер. В них могут объединяться несколько подфункций. Например, экономическая функция выражается в управлении хозяйством, но она складывается из управления промышленностью, сельским хозяйством и т.д. Все функции государства делятся на созидательные и охранительные. Созидательные функции - это деятельность государства по созданию материальных и духовных благ. Охранительные функции - это охрана условий созидательной работы государства. Это, как правило, работа специальных охранительных органов.
Функции государства могут быть временными и постоянными. Временные функции возникают у государства для разрешения важных, но кратковременных задач. Постоянные выглядят, как центральные направления систематически осуществляемой государством деятельности.
В научной литературе имеются и другие классификации. В последнее время пропагандируется классификация функций государства на законодательные, исполнительные и судебные. Но здесь речь идет не о функциях государства, а о разделении государственной деятельности. То есть законодательное, исполнительное и судебное распределение демонстрирует принцип разделения властей, и в этом его главная задача.
Основные внутренние и внешние
функции государства имеют
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"