Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 

47. Правосознание  юриста: понятие и основные черты.

Правовое сознание юриста является профессиональным правовым сознанием. Оно характеризуется насыщенностью правовой информации, а также умением совершать юридически значимые действия. В структуре правосознания имеются положительные и отрицательные элементы. К положительным относятся идеи законности, справедливости, а также чувство долга, которые пронизывают правосознание специалиста в области права. Особенность положительного правосознания состоит в том, что знания в области права доведены до экспертного уровня. Вместе с тем, в структуре профессионального правосознания существуют и явления негативные. Это пробельность или невосполнимость, искаженность, а также деформированность. Подобные негативные явления ведут к браку в деятельности юриста и позволяют ему совершать правонарушения. Искаженное правовое сознание может выступать в форме правового нигилизма, правового инфантилизма и других явлений правовой жизни общества. Правовой нигилизм характеризуется неверием лица в право, а правовой инфантилизм - это юридическая невоспитанность, отсутствие твердых и прочных знаний по вопросам правовой деятельности.

 

48. Понятие, содержание и роль правовой культуры в жизни общества.

С правовым сознанием  тесно связана и взаимодействует  правовая культура. Это сложное явление, играющее важную роль в жизни общества. В правовой науке имеется несколько  научных подходов. Во-первых, это суммативное понимание правовой культуры, а также понимание культуры через степень овладения людьми принципами правовой деятельности. согласно этому подходу, правовая культура - это сумма правовых ценностей, накопленных обществом в своем историческом развитии. Правовая культура - часть общечеловеческой культуры. С точки зрения философии, правая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных людьми в процессе развития, а также способ передачи их от поколения к поколению. Правовая культура выражается в накоплении в правовой сфере таких понятий, как законность, справедливость, права и свободы человека и гражданина. Правовая культура проявляется в качестве действующего законодательства, юридически значимой деятельности судов, МВД, прокуратуры и т.д., а также в степени гарантированности юридических прав и обязанностей граждан. Таким образом, правовая культура общества - это система правовых ценностей, которые данное общество накопило.

Применительно к конкретной личности правовая культура определяется уровнем правовых знаний, навыков правового поведения личности в процессе ее предметной деятельности. Определяя правовую культуру личности, к правовой культуре следует относить только те явления, которые способствуют прогрессивному развитию. В правовую культуру не следует включать правонарушения, ошибки, которые мешают грамотно и эффективно осуществлять правовую работу. Правовая культура - это важное средство качественного осуществления функций должностного лица. Все современные цивилизованные государства занимаются формированием правовой культуры граждан.  

 

49. Правовое  воспитание как средство формирования  правосознания и правовой культуры.

Важным средством формирования правовой культуры выступает правовое воспитание - направленное воздействие на сознание и поведение людей с целю достижения необходимого уровня правовых знаний, выработке уважения к праву и законности. Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний. Оно выглядит как система целенаправленного воздействия на правовое сознание граждан. Основными средствами правового воспитания выступают: информация о правовой жизни общества, которая осуществляется СМИ, а также важным направлением является обучение основам права в школе и преподнесение правовых знаний в вузах. Высшей формой правового воспитания является юридическое образование.

     

50. Понятие  и признаки норм права.

Нормы права - это одна из форм бытия права наряду с правовым сознанием и правовыми отношениями. Право живет, будучи выражено в системе формально определенных государственно-обязательных правил, содержащихся в текстах источников права (законах, уставах, кодексах и т.д.). Норма - это общее правило поведения, образец или пример, которым следует руководствоваться при определенных обстоятельствах. Правовые нормы стоят в одном ряду с нормами обычаев, традиций, религиозными, политическими и другими нормами.  Нормы права представляют собой особую, наиболее социально значимую разновидность социальных норм. Правовые нормы характеризуются как чертами, относящимися к социальным нормам вообще, так и имеют специфические признаки.

1) Правовая норма является  выражением воли и правосознания  определенных политических сил  общества. В ней выражается государственная  воля, получившая официальное признание и выражение.

2) Правовая норма характеризуются  тем, что она является государственно-обязательной. Она выглядит не как совет  или призыв, а как государственно-властное  веление, опирающееся на силу, мощь возможного государственного  принуждения. Правовые нормы наиболее рельефно отличаются от других социальных норм. Прав был Ленин: "Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права." Поэтому все правовые нормы охраняются деятельностью специальных правоохранительных органов.

3) Особенность правовых норм состоит в том, что они обладают повышенной степенью формальной определенности. Это означает, что они издаются в строго определенной форме специальными органами, вступают в действие в установленном порядке и выражают конкретное требование, сформулированное в письменной форме. Формальная определенность нормы права является гарантией ее единообразного понимания и применения на территории всего государства.

4) Правовые нормы всегда  имеют представительно-обязательное  содержание. Данное свойство проявляется в том, что любая правовая норма имеет двухсторонний характер: с одной стороны, она устанавливает определенные права, с другой - возлагает конкретные обязанности. Взаимодействие между правами и обязанностями - содержание правовой нормы.

Правовая норма есть конкретное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, установленное или санкционированное государственной волей и обеспеченное государственным принуждением.

Нормы права следует  отличать от других велений, составляющих содержание действующего законодательства, в частности, от актов применения права и актов толкования права. Акты применения права - это индивидуальные явления, издаваемые при рассмотрении конкретных юридических дел и имеющие разовое значения. Норма права же рассчитана на неоднократное применение, она призвана регулировать взаимодействие многих лиц, а акт - отношения конкретных субъектов. Нормы права следует отличать от актов толкования права (интерпретирующих актов). Акты толкования права - это разъяснения о том, как следует понимать и применять уже имеющиеся нормы права. Они лишь помогают понимать смысл имеющихся норм.

 

51. Структура  правовой нормы. Способы изложения  норм права в статьях нормативных  актов.

Любая социальная норма, в том числе и норма права, всегда имеет внутреннюю логическую структуру. С точки зрения философии, под структурой следует понимать закон взаимосвязи элементов, строение и функционирование объекта. Выявить структуру значит определить части и способы, с помощью которых они вступают во взаимоотношения. То есть, если лицо находится в определенной жизненной ситуации (гипотеза), то оно должно руководствоваться законами, действующими в данной ситуации (диспозиция), иначе для него наступит определенные неблагоприятные последствия (санкция). Гипотеза нормы права - это указание на условие, при котором действует норма. В ней определяются обстоятельства, с наступлением которых законодатель связывает наступление диспозиции. Гипотезы в зависимости от конкретной определенности делятся на абсолютно определенные и относительно определенные. Абсолютно определенные гипотезы четко указывают те жизненные факты, с наступлением которых действует правовая норма. Относительно определенные гипотезы не содержат конкретного и исчерпывающего перечня условий, при которых действует норма. Неопределенные гипотезы не должны использоваться в праве, ибо они оправдывают правовой произвол.

Диспозиция - это основа, ядро правовой нормы. Она выражает предписание, веление, обращенное к сторонам. В ней формулируется само требование, оформленное в виде государственной воли. Все диспозиции могут быть абсолютно определенными и относительно определенными. Абсолютно определенные диспозиции категорически определяют запрет, обязанность или возможность человеческого поведения в сфере права (например, диспозиции норм уголовного права сформулированы в виде запретов). Относительно определенные диспозиции, устанавливая права и обязанности сторон, предоставляют им возможность конкретизировать свое поведение. Санкция - это составная часть правовой нормы, в которой формулируются меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителям. Санкции формулируются в правовых нормах и служат средством охраны от нарушения. Санкции делятся по степени определенности на абсолютно определенные и относительно определенные, по отраслям права - на уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, по способу регулирования общественных отношений - на штрафные (карательные) и правовосстановительные. Штрафные санкции предусматривают возможность лишения правонарушителя какого-либо блага или его государственное осуждение.

Это три составных  элемента правовой нормы. Однако данное положение является спорным, дискуссионным. Высказывалось мнение, что правовая норма состоит из двух элементов. Например, С.С. Алексеев делит правовые нормы на регулятивные и охранительные. По его мнению, в регулятивных есть только два первых элемента, а в правоохранительных - первый и третий элементы. Однако авторы, отрицающие трехчленную структуру правовой нормы, допускают несколько методологических ошибок. Они отождествляют нормы права с иными видами общих правовых предписаний В этой связи текст законодательства наряду с правовыми нормами содержит и иные виды общих правовых предписаний: правовые декларации, правовые определения, правовые принципы. Данные предписания не имеют трехчленной структуры. Их назначение - обслуживать претворение в жизнь правовых норм, они имеют абстрактный характер. Поэтому не следует полагать, что каждая мысль законодателя - это правовая норма. Во-вторых, сторонники отрицания трехчленной структуры правовой нормы смешивают норму права со статьей нормативного акта. Структура нормы - это абстрактная логическая формула, она может совпадать и не совпадать со статьей нормативного акта. Нормы права и статьи законодательства не следует смешивать.

Законодатель, издавая  правовую норму, использует для этого  различные приемы. Существует три  способа изложения норм права  в статье правового акта:1) прямой;2) отсылочный;3) бланкетный. Прямой - в статье правового акта излагается три основных элемента и, таким образом, отыскать эти три элемента не составляет труда. Отсылочный - в тексте раскрываются не все элементы, а имеется отсылка к другой статье действующего Существуют казуальная и абстрактная формы изложения правовых норм.

 

52. Классификация  норм российского права.

Нормы права разнообразны, и классификация их осуществляется по различным основаниям: по времени  и сфере действия, по степени определенности, по отраслям права. В научной литературе широкое распространение получила классификация в зависимости от характера диспозиции на

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • управомачивающие.

Обязывающие выражают должное поведение, они устанавливают долг субъекта совершить какие-либо действия. Запрещающие требуют воздержаться от каких-либо действий. Они содержат запрет на вредные действия с точки зрения государства и общества. Управомачивающие предоставляют субъектам возможность определять свое поведение, обеспеченное юридическими обязанностями других лиц и авторитетом государства.

В последние годы в  научной литературе получила широкое  распространение классификация  на регулятивные и охранительные. Охранительные специализируются на охране права от нарушений и содержат санкции. Данная классификация не выдерживает критики, так как норма права является одновременно и регулятивной, и охранительной. Регулятивной, так как назначение права - быть регулятором общественных отношений. Охранительной, так как любая норма права охраняется средствами государственного принуждения. Данное деление имеет условный характер.

Все нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы права регулируют сферы общественной жизни путем закрепления определенных прав и обязанностей субъектов, они регламентируют, что могут делать и что должны делать субъекты. Процессуальные нормы права определяют порядок, обслуживание процесса, процедуры претворения в жизнь норм материального права.

Особое и своеобразное положение  в системе права имеют технико-юридические нормы. В них закрепляются отношения людей по поводу труда, производства и обслуживания технических средств. Появление технико-юридических норм связано с прогрессом и его влиянием на общественную жизнь. Особенность этих норм в том, что они опираются на юридические санкции.

За последнее время получило известность деление правовых норм на поощрительные и рекомендательные. Поощрительные регулируют процесс поощрения работника за получение результатов, превышающих обычные требования. Поощрительные нормы рассчитаны на повышение активности. Рекомендательные нормы - это советы, пожелания. Они устанавливают варианты желаемого поведения субъектов. Но рекомендательные нормы не являются правом в собственном смысле слова, так как они не являются обязательными. Это особая разновидность способов управления делами общества.

53. Понятие  правотворчества. Субъекты, стадии  и принципы правотворческого  процесса.

Правотворчество - особый вид государственной деятельности, состоящий в формировании и формулировании государственной воли в виде формально-определенных государственно-обязательных норм. В данном понимании правотворчества следует обратить внимание на два понятия - формирование и формулирование государственной воли. Формирование государственной воли - это подготовительный этап к возведению государственной воли в закон. В процессе формирования государственной воли могут участвовать все заинтересованные субъекты, высказавшие свое мнение и понимание цели, задачи и содержания создаваемых источников права. Формирование осуществляется спонтанно, то есть независимо от воли и сознания отдельных лиц и выражается в подготовке общественного мнения к принятию тех или иных правовых норм. В этом процессе участвуют ученые, журналисты, юристы, которые в выступлениях, через СМИ раскрывают смысл и назначение, объясняют необходимость в разработке каких-либо правовых норм. Этот процесс может происходить длительный отрезок времени, но по своему содержанию формирование государственной воли - это обсуждение всеми заинтересованными субъектами проблемы принятия новых источников права или внесения изменений в существующее законодательство. Формулирование государственной воли - это окончательный этап возведения государственной воли в закон. Здесь мнения и представления о том, каким должно быть законодательство, формулируются и утверждаются компетентным правотворческим органом. Процесс формулирования государственной воли выглядит сложным и неоднородным. Дело в том, что правотворчество - это родовое понятие, и его нельзя смешивать с законодательством. Результатом законодательства является разработка, принятие и введение в действие только законов, как особых, наиболее авторитетных источников права. Правотворчество включает в себя как законодательство, так и разработку и принятие иных нормативных актов, выступающих источниками права. То есть результатом правотворчества является как издание законов, так и издание подзаконных нормативных актов, а также санкционирование органами государства правовых норм, разработанными нетипичными субъектами правотворческой деятельности - общественными организациями, санкционирование обычаев и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"