Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка
1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
47. Правосознание юриста: понятие и основные черты.
Правовое сознание юриста
является профессиональным правовым сознанием.
Оно характеризуется насыщеннос
48. Понятие, содержание и роль правовой культуры в жизни общества.
С правовым сознанием
тесно связана и
Применительно к конкретной личности правовая культура определяется уровнем правовых знаний, навыков правового поведения личности в процессе ее предметной деятельности. Определяя правовую культуру личности, к правовой культуре следует относить только те явления, которые способствуют прогрессивному развитию. В правовую культуру не следует включать правонарушения, ошибки, которые мешают грамотно и эффективно осуществлять правовую работу. Правовая культура - это важное средство качественного осуществления функций должностного лица. Все современные цивилизованные государства занимаются формированием правовой культуры граждан.
49. Правовое
воспитание как средство
Важным средством формирования правовой культуры выступает правовое воспитание - направленное воздействие на сознание и поведение людей с целю достижения необходимого уровня правовых знаний, выработке уважения к праву и законности. Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний. Оно выглядит как система целенаправленного воздействия на правовое сознание граждан. Основными средствами правового воспитания выступают: информация о правовой жизни общества, которая осуществляется СМИ, а также важным направлением является обучение основам права в школе и преподнесение правовых знаний в вузах. Высшей формой правового воспитания является юридическое образование.
50. Понятие и признаки норм права.
Нормы права - это одна
из форм бытия права наряду с правовым
сознанием и правовыми
1) Правовая норма является
выражением воли и
2) Правовая норма
3) Особенность правовых норм состоит в том, что они обладают повышенной степенью формальной определенности. Это означает, что они издаются в строго определенной форме специальными органами, вступают в действие в установленном порядке и выражают конкретное требование, сформулированное в письменной форме. Формальная определенность нормы права является гарантией ее единообразного понимания и применения на территории всего государства.
4) Правовые нормы всегда
имеют представительно-
Правовая норма есть конкретное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, установленное или санкционированное государственной волей и обеспеченное государственным принуждением.
Нормы права следует отличать от других велений, составляющих содержание действующего законодательства, в частности, от актов применения права и актов толкования права. Акты применения права - это индивидуальные явления, издаваемые при рассмотрении конкретных юридических дел и имеющие разовое значения. Норма права же рассчитана на неоднократное применение, она призвана регулировать взаимодействие многих лиц, а акт - отношения конкретных субъектов. Нормы права следует отличать от актов толкования права (интерпретирующих актов). Акты толкования права - это разъяснения о том, как следует понимать и применять уже имеющиеся нормы права. Они лишь помогают понимать смысл имеющихся норм.
51. Структура
правовой нормы. Способы
Любая социальная норма, в том числе и норма права, всегда имеет внутреннюю логическую структуру. С точки зрения философии, под структурой следует понимать закон взаимосвязи элементов, строение и функционирование объекта. Выявить структуру значит определить части и способы, с помощью которых они вступают во взаимоотношения. То есть, если лицо находится в определенной жизненной ситуации (гипотеза), то оно должно руководствоваться законами, действующими в данной ситуации (диспозиция), иначе для него наступит определенные неблагоприятные последствия (санкция). Гипотеза нормы права - это указание на условие, при котором действует норма. В ней определяются обстоятельства, с наступлением которых законодатель связывает наступление диспозиции. Гипотезы в зависимости от конкретной определенности делятся на абсолютно определенные и относительно определенные. Абсолютно определенные гипотезы четко указывают те жизненные факты, с наступлением которых действует правовая норма. Относительно определенные гипотезы не содержат конкретного и исчерпывающего перечня условий, при которых действует норма. Неопределенные гипотезы не должны использоваться в праве, ибо они оправдывают правовой произвол.
Диспозиция - это основа, ядро правовой нормы. Она выражает предписание, веление, обращенное к сторонам. В ней формулируется само требование, оформленное в виде государственной воли. Все диспозиции могут быть абсолютно определенными и относительно определенными. Абсолютно определенные диспозиции категорически определяют запрет, обязанность или возможность человеческого поведения в сфере права (например, диспозиции норм уголовного права сформулированы в виде запретов). Относительно определенные диспозиции, устанавливая права и обязанности сторон, предоставляют им возможность конкретизировать свое поведение. Санкция - это составная часть правовой нормы, в которой формулируются меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителям. Санкции формулируются в правовых нормах и служат средством охраны от нарушения. Санкции делятся по степени определенности на абсолютно определенные и относительно определенные, по отраслям права - на уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, по способу регулирования общественных отношений - на штрафные (карательные) и правовосстановительные. Штрафные санкции предусматривают возможность лишения правонарушителя какого-либо блага или его государственное осуждение.
Это три составных элемента правовой нормы. Однако данное положение является спорным, дискуссионным. Высказывалось мнение, что правовая норма состоит из двух элементов. Например, С.С. Алексеев делит правовые нормы на регулятивные и охранительные. По его мнению, в регулятивных есть только два первых элемента, а в правоохранительных - первый и третий элементы. Однако авторы, отрицающие трехчленную структуру правовой нормы, допускают несколько методологических ошибок. Они отождествляют нормы права с иными видами общих правовых предписаний В этой связи текст законодательства наряду с правовыми нормами содержит и иные виды общих правовых предписаний: правовые декларации, правовые определения, правовые принципы. Данные предписания не имеют трехчленной структуры. Их назначение - обслуживать претворение в жизнь правовых норм, они имеют абстрактный характер. Поэтому не следует полагать, что каждая мысль законодателя - это правовая норма. Во-вторых, сторонники отрицания трехчленной структуры правовой нормы смешивают норму права со статьей нормативного акта. Структура нормы - это абстрактная логическая формула, она может совпадать и не совпадать со статьей нормативного акта. Нормы права и статьи законодательства не следует смешивать.
Законодатель, издавая правовую норму, использует для этого различные приемы. Существует три способа изложения норм права в статье правового акта:1) прямой;2) отсылочный;3) бланкетный. Прямой - в статье правового акта излагается три основных элемента и, таким образом, отыскать эти три элемента не составляет труда. Отсылочный - в тексте раскрываются не все элементы, а имеется отсылка к другой статье действующего Существуют казуальная и абстрактная формы изложения правовых норм.
52. Классификация норм российского права.
Нормы права разнообразны, и классификация их осуществляется по различным основаниям: по времени и сфере действия, по степени определенности, по отраслям права. В научной литературе широкое распространение получила классификация в зависимости от характера диспозиции на
Обязывающие выражают должное поведение, они устанавливают долг субъекта совершить какие-либо действия. Запрещающие требуют воздержаться от каких-либо действий. Они содержат запрет на вредные действия с точки зрения государства и общества. Управомачивающие предоставляют субъектам возможность определять свое поведение, обеспеченное юридическими обязанностями других лиц и авторитетом государства.
В последние годы в научной литературе получила широкое распространение классификация на регулятивные и охранительные. Охранительные специализируются на охране права от нарушений и содержат санкции. Данная классификация не выдерживает критики, так как норма права является одновременно и регулятивной, и охранительной. Регулятивной, так как назначение права - быть регулятором общественных отношений. Охранительной, так как любая норма права охраняется средствами государственного принуждения. Данное деление имеет условный характер.
Все нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы права регулируют сферы общественной жизни путем закрепления определенных прав и обязанностей субъектов, они регламентируют, что могут делать и что должны делать субъекты. Процессуальные нормы права определяют порядок, обслуживание процесса, процедуры претворения в жизнь норм материального права.
Особое и своеобразное положение
в системе права имеют технико-
За последнее время получило
известность деление правовых норм
на поощрительные и
53. Понятие правотворчества. Субъекты, стадии и принципы правотворческого процесса.
Правотворчество - особый вид государственной деятельности, состоящий в формировании и формулировании государственной воли в виде формально-определенных государственно-обязательных норм. В данном понимании правотворчества следует обратить внимание на два понятия - формирование и формулирование государственной воли. Формирование государственной воли - это подготовительный этап к возведению государственной воли в закон. В процессе формирования государственной воли могут участвовать все заинтересованные субъекты, высказавшие свое мнение и понимание цели, задачи и содержания создаваемых источников права. Формирование осуществляется спонтанно, то есть независимо от воли и сознания отдельных лиц и выражается в подготовке общественного мнения к принятию тех или иных правовых норм. В этом процессе участвуют ученые, журналисты, юристы, которые в выступлениях, через СМИ раскрывают смысл и назначение, объясняют необходимость в разработке каких-либо правовых норм. Этот процесс может происходить длительный отрезок времени, но по своему содержанию формирование государственной воли - это обсуждение всеми заинтересованными субъектами проблемы принятия новых источников права или внесения изменений в существующее законодательство. Формулирование государственной воли - это окончательный этап возведения государственной воли в закон. Здесь мнения и представления о том, каким должно быть законодательство, формулируются и утверждаются компетентным правотворческим органом. Процесс формулирования государственной воли выглядит сложным и неоднородным. Дело в том, что правотворчество - это родовое понятие, и его нельзя смешивать с законодательством. Результатом законодательства является разработка, принятие и введение в действие только законов, как особых, наиболее авторитетных источников права. Правотворчество включает в себя как законодательство, так и разработку и принятие иных нормативных актов, выступающих источниками права. То есть результатом правотворчества является как издание законов, так и издание подзаконных нормативных актов, а также санкционирование органами государства правовых норм, разработанными нетипичными субъектами правотворческой деятельности - общественными организациями, санкционирование обычаев и т.д.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"