Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка
1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
Понятие "система права" не следует смешивать с понятием "система законодательства", которое представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой и выражением юридических норм. Законодательство содержит в себе, кроме норм права, призывы, декларации, правовые определения, указания на цели издания нормативных актов. Основными элементами в системе законодательства выступают нормативные правовые предписания и нормативные акты. Тем самым, система законодательства отличается от системы права по своему содержанию. Различие между ними также следует проводить по внутреннему строению. Система права характеризуется имеющимися отраслями и институтами, а система законодательства раскрывается во внешних источниках права, то есть в системе законов и подзаконных нормативных актов. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства не совпадают с отраслями права. Во-вторых, отрасли законодательства сочетаются в свою систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права. За основу построения отрасли законодательства берется принцип наибольшей эффективности воздействия правовых норм, источников права на общественные отношения. В соответствии с этим критерием осуществляется систематизация всего законодательства.
Понятие "система права" необходимо отличать и от другого, близкого по смыслу понятия "правовая система". Термин "правовая система" по значению аналогичен употребляемому в общественных науках термину "политическая система". Но если основным элементом политической системы является государство и политическая власть, то в понятии правовая система акцент делается на активной роли права. Понятие "правовая система" еще не получило точного и однозначного определения. Необходимо помнить, что правовая система не совпадает ни с системой права, ни с системой законодательства. Это более широкое, глобальное понятие: в правовую систему входят право, системы источников права, система правовых учреждений, судебная и иная юридическая практика, механизм правового регулирования, права и обязанности субъектов, правовые отношения, правосознание и т.д. Отсюда сам термин "правовая система" употребляется по значению как правовая надстройка общества или как термин "правовая жизнь". Правовая система - это система взглядов, отношений, учреждений, институтов, режимов и т.д., поэтому правовая система включает в себя и систему права, и систему законодательства.
64. Краткая
характеристика основных
В правовой науке особенно в системе континентального права принято делить право на публичное и частное. По мнению еще древнеримских юристов, такое деление является естественным. По мнению Ульпиана, публичное право - это то право, которое относится к положению государства, частное - то, которое относится к пользе отдельных лиц. Это деление сохранило свое значение и в современной системе буржуазного права. К публичному праву относятся государственное (конституционное), уголовное, административное право. К частному праву - в основном, гражданское и семейное, а также отрасли, формирующиеся в процессе частнопредпринимательской деятельности людей. На протяжении 70 лет в Советском государстве отрицалось это деление. Принято было считать, что оно маскирует сущность буржуазного права, основанного на частной собственности. В.И. Ленин при разработке гражданского кодекса писал: "Мы ничего частного не признаем. Для нас все в области народного хозяйства публично-правовое, а не частное". Государство в советские времена - основной творец права. В переходный период возникла проблема формирования отраслей частного права.
Система современного российского
права выглядит как сочетание
отраслей и институтов, которые сложились на основе
экономических и политических факторов.
В общей системе права принято выделять
отрасли материального и процессуального права.
Отрасли материального права: уголовное,
гражданское, административное. Отрасли
процессуального права: уголовно-процессуальное,
гражданско-процессуальное, административно-
Вся система отраслей делится на отрасли основные и комплексные. К основным отраслям относятся конституционное право, административное право, финансовое право, земельное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, исправительно-трудовое право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право. При этом среди основных отраслей принято выделять профилирующие. Это государственное (конституционное) право, уголовное и гражданское право. Их особенность состоит в том, что первичное развитие всех отраслей права у различных народов основывалось на этих отраслях. Впоследствии по мере усложнения общественной жизни появились и другие отрасли. Комплексные отрасли представляют собой морское, воздушное, горное, водное, лесное, жилищное и т.п. право. В данном случае мы имеем дело с возрастанием в жизни общества отдельных правовых институтов, которые превратились в отрасли права.
Международное право характеризуется тем, что оно не входит в систему внутригосударственного права. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права.
65. Понятие
и виды систематизации
В обществе существует множество различных источников права. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в понятии систематизация источников права, то есть упорядочения их в целях удобства использования на практике. Выделяют три основных вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация - такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной обработке, сохраняется с момента их принятия.
Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную, полуофициальную (официозную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. По своей природе акт официальной инкорпорации - это способ опубликования и переиздания действующих нормативных положений и, следовательно, официальный источник законодательства. Полномочия инкорпоратора при такой форме систематизации обусловлены, во-первых, пределами правотворческих возможностей указанного органа и границами подведомственной ему территории, во-вторых, юридической силой актов, включаемых в сборник и пространством их действия, причем решение всех вопросов, затронутых в инкорпоративных документах, должно входить в компетенцию соответствующего органа, а его акты обладать равной или большей юридической силой по сравнению с теми, которые помещены в сборнике. Если инкорпоратор не в состоянии осуществить подобные задачи, то он вправе обратиться с предложениями на этот счет в соответствующие правотворческие органы. Потребность в официальной инкорпорации выражается в том, чтобы правоприменитель мог правильно и оперативно ориентироваться в нормативном материале и при этом быть уверенным в его юридической точности. Приемы и способы достижения такой цели могут быть различны, но можно выделить два их основных вида - хронологический и предметный.
Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Нормативные акты размещаются в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.
Предметная инкорпорация
- более сложный вид
Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования.
Неофициальные систематические
собрания формируются отдельными ведомствами,
научными и учебными заведениями, частными
лицами. Поэтому неофициальные
Кодификация - наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной отрасли.
Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям.
В литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.
Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства.
Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства.
Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов.
Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.
66. Понятие и основные формы реализации правовых норм.
Издание правовых норм - это не самоцель. Правовые нормы создаются для того, чтобы регулировать общественные отношения. Эта регулирующая роль правовых норм выражается в понятии "реализация права". Сам термин "реализация права" достаточно многозначен. Реализация - это осуществление, претворение, воплощение правовых норм в конкретное поведение субъектов - участников правовых отношений. Реализовать правовую норму означает перевести нормативность правовых предписаний в плоскость конкретных, субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Реализация права - это одна из важнейших и конкретных форм бытия права. Право живет, действует на уровне правового сознания, на уровне своих норм и на уровне возникающих конкретных правовых отношений между субъектами. И это возникновение правовых отношений происходит в процессе претворения права в жизнь, в процессе его реализации. Реализация как особое явление правовой жизни общества характеризуется тремя основными признаками (свойствами):
Реализация права как процесс претворения правовых требований в поведение субъектов всегда протекает как особая разновидность правомерной человеческой деятельности. Нельзя претворять правовые нормы в жизнь, ведя себя при этом неправомерно, нарушая режим законности. Поэтому реализация права наблюдается там, где практическое поведение субъектов не противоречит нормам права, соответствует режиму законности.
Реализация права всегда преследует цель достижения того результата, который запрограммировал законодатель, создавая и вводя в действие правовые нормы. Другими словами, реализация права всегда нацелена на достижение конкретных социально-экономических, политических, бытовых и прочих результатов - тех результатов, которые предполагал в правотворческой деятельности законодатель. Следовательно, реализация права - это достижение конечных целей, заложенных в правовые нормы. В этом ее повышенная социальная ценность.
Реализация права выглядит как особая разновидность юридической деятельности, то есть поведения, которое влечет за собой определенные юридические последствия. В этой связи акты реализации права способствуют возникновению, изменению либо прекращению правовых отношений. Таким образом, реализация права способствует развитию правовых связей между людьми.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"