Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

   Для координации  отношений между индивидами была  необходима власть. Высшей властью  в первобытнообщинном обществе  было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа. Постановления народного собрания были обязательными для всех членов рода. Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, авторитет среди сородичей и т.д. Властные полномочия старейшин были невелики (они не имели права ни приказывать, ни командовать). При принятии решения они стремились добиться общего согласия.

   Общественная  власть основывалась на выборном  принципе организации власти, отсутствии  карательного аппарата, власть старейшин  опиралась на авторитет и обычаи. Наряду существовали и общественные нормы, представлявшие прообраз современного права. Общественная жизнь регулировалась мононормами: обычаи, религиозные требования и зачатки нравственности. В условиях первобытнообщинного строя при отсутствии государства и права общественная власть существовала, но эта власть не имела еще политического характера.

 

6. Причины  и предпосылки возникновения  государства. Особенности происхождения  государства у различных народов.

Родоплеменной строй  характеризовался примитивным характером общественных отношений, но в нем получили развитие производительные силы, и постепенно люди совершают переход к производящей экономике. Этот процесс занимает длительный период и связан с разделением труда. Первое крупное общественное разделение труда произошло, когда люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности. Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда, которым занималась значительная часть населения - купцы.

   Индивидуализация  труда и получение избыточного  продукта стали основой изменений  в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную и общую собственность. Основная масса частной собственности скапливалась у лиц, осуществлявших властные полномочия, что поначалу связывалось с необходимостью должного выполнения управленческих функций. Со временем это превратилось в систему. Публичная власть все больше отдалялась от общества. Вместе с тем расширялись полномочия власти и управленческие возможности. Она по своему усмотрению начинает распоряжаться и средствами производства, находящимися в коллективной собственности. Происходило расслоение общества на классы. Увеличение объема производства постоянно требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет набегов на другие племена. Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к производящей экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытнообщинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом  и регулирующей происходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп. В проблеме происхождения государства и права есть "золотое правило" - государство у всех народов не является силой, извне навязанной обществу, оно является продуктом внутреннего развития данного общества.   Процесс формирования государства в разных странах шел по-разному. Можно выделить три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

   Возникновение  государства в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона и Клисфена. Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз. Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные - только представители первого. Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи). Государство увенчало собой результаты реформирования.

   Формированию  государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом. В борьбе патриции создают государственный строй и закрепляют свои права и привилегии - классический вариант.

   Возникновение  государства древних германцев  ускорилось завоеванием огромной  территории Римской империи, для  управления которой органы власти  родового строя не были приспособлены.  Объективно становится необходимой  организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления. Германцы заимствовали принцип управления у более развитых народов. В этих странах основным условием выживания родоплеменных общин было скоординированное выполнение ими грандиозных ирригационных и иных общественных работ. Межобщинные органы управления этими работами и составили основу складывающегося аппарата государственной власти. На возникновение государства могут оказать влияние географический и климатический факторы.

 

7. Основные признаки государства, отличающие его от самоуправления доклассового общества.

Государство - это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм, аппарат.  При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые существенно отличали их от первобытной организации публичной власти:

1) если первобытнообщинная  организация власти основывалась  на кровном родстве всех членов  родоплеменного объединения, то государство - на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

   2) государство  - это особая организация публичной  власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

   - если общественная  власть первобытного строя выражала  интересы всего общества и  в ее формировании принимало  участие все взрослое население,  то политическая власть представляет собой в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

   - реализация политической  власти осуществляется особым  аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества  и профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

   - выполнение решений  политической власти обеспечивается  специально созданным карательным  аппаратом, аппаратом насилия.

   3) для содержания  многочисленного аппарата государственных  служащих, представляющего политическую власть, необходимы различные налоги и сборы.

 

8. Признаки  государства, отличающие его от  других организаций современного  общества.

Государство - это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм, аппарат. Государство - организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним. Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков:

1) государство в пределах  своих территориальных границ  выступает в качестве единственного  официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2) государственный суверенитет,  под которым принято понимать  присущее государству верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3) государство издает  законы и подзаконные акты, обладающие  юридической силой и содержащие  нормы права. Те или иные  общественные организации могут  принимать решения, обязательные  для их внутриорганизационных  подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная прерогатива государства.

4) государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.   5) государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6) только государство  располагает вооруженными силами  и органами безопасности, обеспечивающими  его оборону, суверенитет, территориальную  целостность и безопасность.

7) один из важнейших  признаков государства, так или  иначе соприкасающийся со всеми выше рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Государство не может обойтись без права, а право - без государства.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют  его особое место и ведущую  роль в политической системе общества. В современных условиях Российскому  государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации внешней обороны страны.

 

9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.

Обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди, действовавшие в первобытном  обществе, не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества - ничто. В то же время переход к "производящей" экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Но для наиболее полного удовлетворения своих интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения компромисса, что служит основанием для формирования права. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы.

   Право как особая  разновидность социальных норм  весьма существенно отличается  от социальных норм первобытнообщинного  строя:

   - если обычаи создавались  всем обществом, то право формируется  либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями  и под их контролем;

   - если обычаи выражали  общую волю и защищали общественный  интерес, то право является  выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества;

   - если обычаи носили в  основном нефиксированную форму,  то право получает свое внешнее  выражение и закрепление в  виде различного рода нормативных  актов;

   - если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

 

10. Критический  анализ основных теорий происхождения  государства и права.

Вопрос о происхождении  государства и права относится  к числу наиболее дискуссионных  в научной литературе. Одной из наиболее древних и классических теорий происхождения государства и права является теологическая теория (Фома Аквинский). Теология - богословие, отсюда теологическая теория - теория божественного происхождения государства и права. Эта теория на протяжении многих веков поддерживается религией, представители этой теории - церковные деятели. Согласно этой теории, государство есть реализация божественной идеи - Бог внушил людям мысль о необходимости создания государства и дал людям первых правителей - государей. Социальное назначение этой теории состоит в создании ореола святости, непогрешимости у государства и государственных служащих и внушении простым людям мысли о покорности государственным служащим и их действиям. В странах исламского мира религия занимает господствующее положение в государственном механизме, элементы усиления роли религии наблюдаются и в современной России. Создаются и функционируют религиозные учебные заведения, где учащимся преподносится теологическая теория.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). Согласно этой теории, государство возникает из разросшейся семьи, поэтому государство приравнивается к власти отца в семье. Социальное назначение этой теории состоит в оправдании власти государства, нравственном оправдании существующего правительства. Отсюда делается вывод, что восстание против правительства - это восстание против Отечества. Но данная теория ненаучна, она не выдерживает логической критики.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"