Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:30, шпаргалка
Понятие и виды форм (источников) права.
Начну свою работу с дискуссий, которые шли над самим понятием «источники права и формы права». Потому что, одни учёные называют обычаи, прецеденты, нормативно-правовые акты источниками права, а другие формами права. Есть и те, кто отождествляет понятия "источник права" и "форма права". Я думаю, что эти два понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Например, известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, полагаясь на разнообразие значений придаваемых выражением "источники права", не считал это два понятия идентичными и отдавал предпочтение понятию «формы права»
Теоретические вопросы по предмету “Теория государства и права”
Начну свою работу с дискуссий, которые шли над самим понятием «источники права и формы права». Потому что, одни учёные называют обычаи, прецеденты, нормативно-правовые акты источниками права, а другие формами права. Есть и те, кто отождествляет понятия "источник права" и "форма права". Я думаю, что эти два понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Например, известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, полагаясь на разнообразие значений придаваемых выражением "источники права", не считал это два понятия идентичными и отдавал предпочтение понятию «формы права»
Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках добавляется уточнение – «формы».
Таким образом источник (форма) права — это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник (форму) права.
Жавлиев выделяет следующие виды источников права:
Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством, одновременно он получает и защиту от государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого, например: Законы Ману, Законы Хаммурапи, Салическая правда, Русская правда – это сборники правовых обычаев.
правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела.
В настоящее время играет главную роль в Великобритании и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.
Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Н.акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира.
Нормативные договоры обретают юридическую силу на основании положений закона. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. По содержанию – это юридические акты, содержащие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.
Юридическая наука (правовая доктрина) - это разработанные и обоснованные учёными-юристами положение конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системе права имеют обязательную юридическую силу.
Общие принципы права - это руководящие принципиальные положения, исходное начало всего права в целом либо определённой его отрасли (принцип справедливости, равенства, доброй совести, гуманизма т.п.). Общие принципы права применяются в международном праве в качестве универсального источника. Также принято ссылаться на них при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая.
Нормативно-правовые акты – основной источник права не только в Республике Узбекистан. Нормативно-правовой акт – основная и наиболее совершенная форма современного права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативно-правовые акты представляют собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права.
Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей:
1) Они исходят
только от государственных
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая
подчиненность, основанная на различной
юридической силе отдельных
5) содержание
нормативных правовых актов
6) нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия.
Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правового акта определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств
В статья
5 Закон Республики Узбекистан
о нормативно-правовых актах
а) Конституция Республики Узбекистан;
б) законы Республики Узбекистан;
в) постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
г) указы Президента Республики Узбекистан;
д) постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;
е) акты министерств, государственных комитетов и ведомств;
ж) решения органов государственной власти на местах.»
Нормативно-правовой акт – основная и наиболее совершенная форма современного права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативно-правовые акты представляют собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права.
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.
Согласно статье 30 Закона РУз “о нормативно-правовых актах” , “нормативно-правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок”.
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
В законе сказано действие нормативно-правового акта или его части может быть приостановлено органом, принявшим его, либо его вышестоящим органом на определенный срок или до наступления определенного события.
Нормативно-правовой акт или его часть прекращает свое действие в случае:
истечения срока или наступления события, на который был рассчитан нормативно-правовой акт или его часть;
признания нормативно-правового акта или его части неконституционным либо недействительным в установленном законом порядке;
признания нормативно-правового акта или его части утратившим силу;
отмены нормативно-правового акта или его части.
Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется юрисдикцией органа, принявшего нормативно-правовой акт.
Орган, принявший нормативно-правовой акт, может ограничить сферу его действия в пространстве .
В статье 33 данного закона нормативно-правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Срок действия нормативно-правового акта может быть установлен для всего акта или его частей. В этом случае должно быть указано, на какой срок или до наступления какого события нормативно-правовой акт либо его часть сохраняет действие.
До истечения установленного срока или до наступления события орган, принявший нормативно-правовой акт,
может принять решение о продлении действия акта или его части на новый срок, до наступления другого события, либо о придании ему (ей) бессрочного характера в случае соответствия нормативно-правового акта законодательству, приоритетным направлениям проводимых реформ, устоявшимся правоотношениям в обществе.
А также в данном законе указано действие нормативно-правового акта распространяется на граждан и юридических лиц РУз, а также на иностранных юридических лиц при осуществлении деятельности ими на территории РУз, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РУз, если иное не предусмотрено международным договором РУз.
??????? другой вопрос надо выбрать
Правотворчество – это вид деятельности гос-ва: в результате которой политич. воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования.
Принципы правотворчества: 1) законность;
2) гласность;
3) демократизм; 4) профессионализм 5) строгая
дифференциация
Виды правотворчества: 1) издание нормативно-правовых актов;
2) санкционирование гос. органами правовых обычаев или корпоративных норм;
3) заключение нормативных договоров.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное
правотворчество народа в
2) правотворчество государственных органов (например,
Олий Мажлис РУз);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
4) правотворчество
органов местного
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В редких случаях – физич. лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Напр. работодатель может утвердить правила внутреннего распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, напр. сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает.
Стадии правотворчества: 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение и доработка законопроекта (в РУз он обсуждается в трех чтениях); 3) его принятие; 4) его санкционирование; 5) его обнародование т. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. Промульгация – это принятие главой гос-ва решения об обнародовании закона, непосредственное обнародование производится путем размножения текста закона в официальном издании – в РУз это «Народное слова» «халк сузи»,
Законотворческий процесс - это основная составляющая стадии правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами в сфере издания, переработки и отмене нормативных правовых актов.
К законотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативных правовых предписаний. Законотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру.
В правовой литературе нет единого подхода к вопросу о системе принципов законотворческой деятельности. Предлагается, например, такая система принципов: принцип научности, принцип законности, принцип системности, а также построения отрасли.
Предлагается и более развернутая система принципов: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность, скрупулезность подготовки проектов и их техническое совершенство.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"