Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:30, шпаргалка

Описание работы

Понятие и виды форм (источников) права.

Начну свою работу с дискуссий, которые шли над самим понятием «источники права и формы права». Потому что, одни учёные называют обычаи, прецеденты, нормативно-правовые акты источниками права, а другие формами права. Есть и те, кто отождествляет понятия "источник права" и "форма права". Я думаю, что эти два понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Например, известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, полагаясь на разнообразие значений придаваемых выражением "источники права", не считал это два понятия идентичными и отдавал предпочтение понятию «формы права»

Файлы: 1 файл

ответ 1и2.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

Стадии законотворчества:

1) Законодательная  инициатива -- закрепленное в Конституции  РУз право определенных субъектов  внести предложение об издании  закона и соответствующий законопроект  в законодательный орган.

2) Принятие  решения о необходимости разработки  законопроекта.

 

3) Разработка  законопроекта.

 

4) Обсуждение  законопроекта -- важная стадия, которая  в РУз состоит из трёх чтений, начинается в Олий мажлисе  с заслушивания доклада представителя  субъекта, внесшего законопроект. Данная  стадия необходима для того, чтобы  довести документ до высокого  уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие  дефекты. Наиболее существенные  законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

5) Принятие  закона, что достигается с помощью  двух механизмов голосования (простым  большинством и квалифицированным). Принятие закона Олий Мажлисом,

 подписание закона Президентом РУз.

6) его обнародование  т. е. промульгация его главой  государства и непосредственно  официальное опубликование.

 

  1. Роль юридической техники в правотворческом процессе.

Юридическая техника в правотворчестве определяется как совокупность правил, приемов и средств осуществления правотворческих работ, применение которых обеспечивает наиболее полное соответствие формы нормативных установлений их содержанию, доступность и обозримость массива нормативных предписаний, полноту урегулирования общественных отношений.

Среди правил и приемов проведения правотворческой работы следует назвать, прежде всего, правила русского языка; правила прохождения документов в правотворческом органе; правила поиска, систематизации, хранения информации; наконец, использование унифицированных стереотипов и реквизитов формируемого документа.

В процессе правотворчества следует руководствоваться еле» дующими требованиями к форме проектов:

- логической  увязкой текста проекта;

- непротиворечивостью  как внутри проекта, так и между  нор-матив-ными правовыми актами;

- экономией  нормативного материала при обеспечении  полноты урегулирования предмета;

- точностью  и ясностью языка текстов нормативных  установлений;

- определенностью  и единообразием используемых  терминов и словосочетаний.

 

  1. Законотворчество в Республике Узбекистан в условиях двухпалатного парламента.

 

??????? лучше другой вопрос выбрать.

 

 

  1. Понятие и основные элементы правовой системы.

 

 

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.

Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

- собственно  право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

- правовая  идеология

- активная  сторона правосознания

- судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Узбекистана, и т.д.

Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.

Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений.

Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами.

Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: Государственное (конституционное) право, Административное право, Финансовое право, Земельное право, Гражданское право, Трудовое право, Семейное право, Гражданско-процессуальное право, Уголовное право, Исправительно-трудовое право, Уголовно-процессуальное право.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.

Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-германская, религиозно-традиционная.

 

  1. Материальное и процессуальное право.

 

Нормы всех отраслей права направлены на регулирование общественных отношений. Устанавливая или официально признавая правовые нормы, государство одновременно опре-деляет порядок их осуществления. Таким образом, в объективном праве сформировались две крупные целостности правовых норм: 1) материальное право — это совокупность норм, непосредственно регулирующих общественные отношения; 2) процессуальное право — это совокупность норм, регулирующих деятельность по реализации материальных норм. Таким образом, материальное и процессуальное право соотносятся как содержание и форма правового регулирования. Процессуальные правовые нормы служат формой воплощения в жизнь содержания норм материального права. Материальные регулятивные нормы, устанавливая субъективные права и юридические обязанности, формируют позитивное поведение своих адресатов. Материальные охранительные нормы обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Процессуальные нормы регламентируют процедуру разрешения споров и конфликтов, процесс расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений. Обе группы юридических предписаний в равной степени обязательны к соблюдению и исполнению. В то же время юридические последствия нарушения норм материального и процессуального права различны. Следствием нарушения материальной нормы является юридическая ответственность правонарушителя, а следствием нарушения процессуальной нормы является отмена принятого на ее основе решения или ничтожность (недействительность) результата деятельности субъекта права.

 

 

  1. Характеристика основных отраслей права Республики Узбекистан.

 

 

  1. Система права и система законодательства.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система  права как его содержание –  это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых  им общественных отношений;

2) система  законодательства – это внешняя  форма права, показывающая строение  его источников, которые находятся  в отношениях взаимодействия  и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых  актов;

3) право, таким  образом, не может работать вне  законодательства, а законодательство  в его широком понимании и  является правом;

4) проводить  анализ структуры системы права  необходимо вместе с внешней  формой права, которой является  система законодательства, что позволит  правильнее и полнее определить  и различить два на первый  взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права  – это первичный элемент системы  права. В то же время первичным  элементом системы законодательства  является нормативно-правовой акт;

2) система  законодательства по своему объему  материала обширнее системы права, так как включает в свое  содержание положения, которые в  собственном смысле не могут  быть отнесены к праву;

3) деление  права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе  правового регулирования;

4) структура  системы права не совпадает  с внутренней структурой системы  законодательства;

5) система  права имеет объективный характер. А система законодательства создается  под большим влиянием субъективного  взгляда законодателя. Разграничение  между системой законодательства  и права вызвано главным образом  потребностями классификации, систематизации  законодательства, деятельностью органов  государственной власти, направленной  на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной  системы

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

 

 

  1. Правовые отношения: понятие, признаки и виды.

 Как было  дано определение в книге Нурмата  Сабурова правовое отношение  – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны  между собой взаимными юридическими  правами и обязанностями, охраняемыми  государством. Правоотношение есть  та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения  возникают, изменяются, а также прекращаются  лишь на основании правовых  норм;

2) правовые  отношения характеризуются взаимосвязью  участников через корреспондирующие  субъективные права и юридические  обязанности; 3) для данных отношений  обязательным является наличие  сознательно-волевого характера; 4) правовые отношения охраняются  государством; 5) индивидуализированность  субъектов правоотношений; 6) наличие  идеологического и общественного  характера.

Виды правовых отношений, как правило, различаются: 1) по своему функциональному назначению; 2) своей непосредственной принадлежности к отраслям права; 3) субъектному составу; 4) характеру выполнения юридических обязанностей; 5) составу их участников; 6) длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить: 1) государственно-правовые отношения; 2) гражданско-правовые отношения; 3) уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1) на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов  правоотношений;

2) охранительные, которые возникают по причине  неправомерного поведения субъектов  правоотношений и направлены  на охрану установленных законом  прав и обязанностей участников  правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят:

1) на абсолютные, в которых точно определена  лишь одна сторона – носитель  субъективного права, а все остальные  – носители юридических обязанностей; 2) относительные, в которых точно  и поименно определены все  участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей:

1) на активные, а именно те, в которых обязанность  состоит в исполнении активных  действий; 2) пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется  в воздержании от совершения  некоторых деяний.

 По длительности: 1) кратковременные правовые отношения; 2) длительные правовые отношения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"