Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:30, шпаргалка
Понятие и виды форм (источников) права.
Начну свою работу с дискуссий, которые шли над самим понятием «источники права и формы права». Потому что, одни учёные называют обычаи, прецеденты, нормативно-правовые акты источниками права, а другие формами права. Есть и те, кто отождествляет понятия "источник права" и "форма права". Я думаю, что эти два понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Например, известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, полагаясь на разнообразие значений придаваемых выражением "источники права", не считал это два понятия идентичными и отдавал предпочтение понятию «формы права»
Казус. В силу многообразия общественных отношений многие из них трудно заранее предусмотреть и закрепить законодательно, поэтому они не попадают под действие. Государство охватывает правовыми рамками лишь те из них, которые на сегодняшний день являются наиболее важными и актуальными, т.е. требуют правового решения.
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.
Основные элементы механизма правового регулирования:
1.Норма права
2.Юридический факт или
фактический состав (особенно ораганизационно-
3.Правоотношение
4.Акты реализации
5.Охранительный
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.
Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механиз¬ма), с помощью которых осуществляется правовое регулиро¬вание. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, ог-рубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов
Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки реализации правовых стимулов:
1) они связаны
с благоприятными условиями
2) сообщают
о расширении объема
3) обозначают
положительную правовую
4) предполагают
повышение позитивной
5) направлены
на упорядоченное изменение
Виды правовых стимулов:
— в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);
— в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;
— в зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;
— в зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;
— в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и моральноправовые (благодарность) стимулы.
законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Для законности необходимы два условия:
— наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
— их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Принципы законности:
1) единство
(понимание и применение
2) верховенство
Конституции и закона (подчиненность
Конституции и законам всех
иных нормативных и
3) гарантированность
прав и свобод человека и
гражданина (с одной стороны, без
законности права и свободы
гражданина не могут быть
4) связь законности
с культурой (от культурного уровня
общества и должностных лиц
зависит состояние законности, и,
наоборот, соблюдение законодательства
является одним из
5) связь законности
с целесообразностью (обход закона
под предлогом
6) принцип презумпции невиновности
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.
Признаки правового государства
1. Господство
(верховенство) права. Это означает,
что закон должен быть
как узаконенной справедливости. Не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, кото
рый отвечает жизненным потребностям человека и гражданского общества в целом. Таким право
вым законам обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные лица в государ
стве. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и
для граждан.
2. Реальность
прав и свобод личности. В правовом
государстве необходимым
3. Организация
и функционирование суверенной
государственной власти на
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Основными признаками правового государства являются:
1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2) деятельность органов
3) взаимная ответственность
4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
5) политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных
6) стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового
- выработка высокой политико-
- появление действенной
- разграничение партийных и государственных функций;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности.
1. Одним из первых или
основных принципов правового
государства можно назвать
2. Принцип разделения властей.
3. Защита прав и свобод личности
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"