Система Конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Цель работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
описать понятие и принципы системы конституционного права России;

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин  «конституционное право» употребляется  в литературе в трех смысловых  значениях: во-первых, для наименования действующей в России отрасли  права; во-вторых, для названия соответствующей  науки; в-третьих, как учебная дисциплина в системе образования. Они тесно  взаимосвязаны, могут существовать и развиваться только в единстве, ибо имеют общий источник –  единую сферу общественных отношений. Их различие состоит в том, что  в одном случае в центре внимания стоит объект регулирования, в другом – предмет изучения.

Термин  «конституционное право» стал практически  применяться во всех учебных заведениях России с 90-х гг. прошлого века, ранее  обычно употреблялся термин «государственное право», хотя в науке споры о  наименовании велись давно.

Система российского права состоит из ряда отраслей права: конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, земельного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального. Конституционное право в системе российского права занимает ведущее место. Особенность, отличающая его от других отраслей права, состоит в том, что оно не регулирует общественные отношения в какой-либо отдельной области жизни, а воздействует на многие сферы общественных отношений.

Ведущая роль конституционного права вытекает из характера общественных отношений, лежащих в основе конституционного регулирования; характера источников – Конституции и конституционных  законов; принципов, положенных в основу такого регулирования.

Раздвигая границы конституционно-правового  знания, важно обосновать его целостность  и системность, подтвердив присущие науке конституционного права качества фундаментальности и комплексности, а также ее ведущую роль в системе  юридических наук. Эта задача становиться  актуальной в связи с тем, что конкретизация предмета, расширение объектов и разнообразие методов познания, а также факт интенсивного приращения теоретического и эмпирического материала выдвигаются некоторыми авторами в качестве аргумента к отделению от конституционного права самостоятельных отраслей права.

В немногих монографиях, посвященных теории конституционного права, среди других вопросов специальному рассмотрению подвергалась проблема системы конституционного права.

Среди ученых, исследовавших данный вопрос, следует назвать: М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, Д.Л. Златопольского, Ю.Д. Казанчева, А.Е. Козлова, Е.И. Козлову, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, А.И. Лепешкина, А.А. Мишина, Б.А. Страшуна, В.Г. Стрекозова, В.Е. Чиркина и других.

Цель  работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.

Данная  цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

  • раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
  • описать понятие и принципы системы конституционного права России;

Объектом  исследования является система конституционного, права, его нормы и институты.

Предмет исследования – им выступает само конституционное право, рассматриваемое  как целое, и играющее в этой системе  особую роль.

 

 

 

 

 

 

 

1. Система конституционного права КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие  и принципы системы конституционного  права

 

Система конституционного права – это  его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему. Автор одного из наиболее развернутых понятий системы конституционного права О.Е.Кутафин полагал, то она складывается из институтов основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти, системы местного самоуправления [19, с.57].

Систему конституционного права предопределяют ее общеправовые и иные функции. В  результате в рамках конституционного права обособляется его Общая  часть – совокупность общеконституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним относятся положения глав 1, 2 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов России, государственных органов. Указанные положения, интегрируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право.

В рамках Особенной части обособляются две  группы норм. Одна из них – государственное  право; вторая – гражданско-публичное  право. Разделение этих нормативных  совокупностей обусловлено относительным  размежеванием государственных  форм отправления верховной власти и форм негосударственного гражданского бытия индивидов, общественных объединений, социальных общностей, тех форм, которые являются публичным [21, с.38].

Ко второй группе форм относятся, например: способы  участия негосударственных субъектов  в деятельности политической системы. Поскольку государство и политическая система взаимопроникают друг в  друга, то взаимопроникают друг в  друга и государственно-правовые, и государственно-публичные институты  в сфере того же избирательного процесса. Общими для государственного и гражданско-публичного права являются институт гражданства, информационное право, право социальных общностей, хотя структурно они в  большей степени тяготеют к гражданско-публичному праву.

Две группы, составляющие Особенную часть конституционного права, неравновесны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по их социальной действенности. По-прежнему в нашем обществе гипертрофировано государственное начало и недоразвиты формы гражданской самоорганизации, что определяет отставание гражданско-публичного права от права государственного.

Даже  на формально-структурном уровне государственное  право представлено крупными подотраслями, тогда как гражданско-публичное право включает слабо систематизированные, разрозненные, требующие детализации институты.

Следовательно, одни из главных задач конституционно-правового  развития заключается в изменении  баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного.

Конституционное право состоит из большого числа  правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования  и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах  и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство  отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли  конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в  каждом субъекте Федерации, составляя  важную часть действующего механизма  правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права – не просто совокупность норм. Между нормами существуют сложные  системные связи. Выявить же эти  связи невозможно без глубокого  постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются  как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные  группы, предопределяются в своей  основе предметом регулирования  соответствующих норм, т.е. общественными  отношениями, на которые эти нормы  воздействуют. Поскольку общественные отношения связаны с разными  сферами жизни, каждая из которых  имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут  не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В составе  отдельных подотраслей и институтов государственного и гражданско-публичного права выделяются собственные правовые отношения. Развитые подотрасли государственного права (избирательное) распадаются на вполне сложившиеся Особенную и Общую части. Надо иметь в виду, что подотрасли и институты конституционного права состоят из материальной и процессуальной частей или тяготеют к этому. В качестве структурной части российского конституционного права при его территориальном членении выделяются федеральное конституционное право и конституционное право субъектов Федерации.

Нормы конституционного права многофункциональны и в  разных своих проявлениях включаются в разные структурные подразделения  названной отрасли, следовательно, между отдельными составными частями  конституционного права нет жестких  границ [21, с.40].

 

1.2 Институты  системы конституционного права  и их различия

 

В системе  конституционного права принято  выделять следующие институты, которые  составляют основные элементы отрасли  и объединяют нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового  статуса человека и гражданина; федеративное устройство государства; систему органов государственной власти и органов местного самоуправления [18, с.32].

Такое строение отрасли конституционного права  соответствует внутренней системности  тех сфер общественных отношений, которые  составляют его предмет. Очевидна и  специфичность каждой из соответствующих  сфер общественных отношений по объекту  отношений, по субъекту, по форме и  мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти  особенности регулируемых нормами  общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы  вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового  воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров. Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые  присущи нормам именно данного института  и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

  • по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений – такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения;
  • по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации – действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • по характеру направленности конституционно-правового регулирования – нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других – конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • по субъективному составу – нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других – всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов – в одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действия;
  • по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм – в одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других – преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института – в одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других – нормы конкретного регулирующего действия;
  • по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм – нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
  • по целенаправленности правового регулирования – в рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институты – они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов – т.е. по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института [18, с.34].

Информация о работе Система Конституционного права