Система Конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Цель работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
описать понятие и принципы системы конституционного права России;

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

Не менее  актуальным является и вопрос о выходе из гражданства республики. Каким образом может прекратиться у лица гражданство республики в составе Российской Федерации? Бесспорным является прекращение гражданства республики при прекращении гражданства России. В соответствии с принципом единства гражданства России, гражданство республики не может существовать в отдельности от федерального гражданства, отсюда невозможность его сохранения при утрате лицом гражданства российской Федерации.

 Более  того, данное положение было закреплено  нормами закона. Решение о прекращении у лица гражданства России, а значит и гражданства республики в ее составе, принимается исключительно федеральными органами государственной власти, в компетенции которых находится рассмотрение вопросов гражданства, а также органы внутренних дел, дипломатические и консульские представительства и учреждения, в случаях, если гражданство прекращается в порядке регистрации.

Однако  возможно ли прекращение гражданства  республики при сохранении гражданства России? Данный аспект отношений, складывающихся по поводу гражданства республик, также очень слабо проработан законодательно, что не может не сказываться на его применении.

Одной из видимых сторон данной проблемы может  являться нежелание лица состоять в  гражданстве данной республики. Учитывая двусторонность отношений гражданства, данное лицо может выйти из гражданства, направив ходатайство о выходе из гражданства в компетентные органы данной республики. Данный вопрос, несомненно, относится к компетенции органов государственной власти республик в составе России, так как рассматриваемые отношения не затрагивают интересы российского гражданства, а полностью находятся в сфере гражданства республик.

Таким образом, в случае отсутствия препятствий к выходу из гражданства республики в составе России, органы по вопросам гражданства данной республики, могут разрешить лицу выход из гражданства. Однако означает ли это действительное прекращение у лица гражданства данной республики? В соответствии с принципом единства гражданства Российской Федерации, гражданин РФ, проживающий на территории республики в ее составе, одновременно является гражданином этой республики. В данном случае, закон не содержит указание на возможность проживания на территории республики и нераспространение на лицо, пусть даже и в результате его личного волеизъявления, статуса гражданина этой республики.

С другой стороны, гражданство является двусторонней связью человека и государства, и может существовать только при наличии согласия на эту связь обоих сторон. Органы государственной власти республики не могут устанавливать какие-либо особые условия, препятствующие выходу из гражданства данной республики. В случае их появления, особенно если результатом введения подобных условий становится ограничение прав граждан этой республики, федеральные органы государственной власти обязаны принять меры по обеспечению соответствия законодательства республики законодательству Российской Федерации.

Но сразу  после принятия государственными органами по вопросам гражданства республики в составе России решения о  разрешении лицу выхода из республиканского гражданства возникает следующая коллизия: лицо, продолжает проживать на территории республики, а значит, принцип единого гражданства распространяется на него в полной мере.

В то же время, лицо не может считаться гражданином  республики, поскольку существует решение органов государственной власти, основанное на личном волеизъявлении лица, о разрешении ему выхода из гражданства. Подобное двойственное положение возможно ликвидировать только приведением существующего законодательства о гражданстве в соответствие реально существующим общественно-политическим отношениям.

По мнению юристов Государственной Думы РФ, институт гражданства субъектов  Федерации противоречит основополагающему  принципу федерализма, заложенному в ст.1 Конституции РФ [1]. Гражданство субъектов Федерации приводит к появлению самостоятельных государств внутри федерации и является, по сути, основополагающим принципом конфедерации.

Подобные  законы разрушают основу федеративного устройства Российской Федерации, подрывают основу государственности России и наносят непоправимый ущерб становлению и развитию государства. Принципы конфедерации в России без законодательного конституционного закрепления могут привести к уничтожению федерального законодательства и разрушению всего правового поля Российской Федерации, без которого не может существовать ни одно государство.

Приведение  республиканского законодательства о  гражданстве в соответствие федеральному - процесс длительный и сложный. Практика показывает, что республики в составе Российской Федерации очень болезненно реагируют на попытки федеральных органов государственной власти создать по настоящему единую правовою систему в стране. В подобных действиях федеральных органов власти пытаются найти угрозу независимости республики, ее национальной государственности.

Не секрет, что некоторые республики используют любой предлог и любой способ отдаления от Российской Федерации. Необходимым условием сохранения целостности Российской Федерации, укрепления российского федерализма является ликвидация различного рода противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации. Важное место здесь занимает и комплекс нормативных актов, регулирующих отношения гражданства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система отрасли конституционного права  предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется  путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов.

Система конституции – категория субъективная, поскольку систематизация конституционных  норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли, хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система  конституции – лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового  регулирования.

Как для  системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции  отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли  полностью не совпадает.

Для системы  отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному  содержанию. Элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по Конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система  отрасли конституционного права, и  система конституции не есть нечто  застывшее, раз навсегда данное. Они  развиваются, отражая уровень правового  воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями  социальной реальности.

На каком-то этапе Конституция и отрасль  конституционного права могут отставать  от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий  происходит существенная перестройка  систем отрасли и конституции. Это  находит свое выражение в принятии новой Конституции, изменении ее системы, претерпевает изменения и  система отрасли.

Такой процесс  произошел на данном этапе развития конституционного права России с  принятием Конституции 1993 г. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и, особенно, на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

Термин  «гражданство» одним из значений имеет значение конституционно-правового  института. В качестве суверенного  права государства гражданство  означает возможность государства  в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство  слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных  ресурсов, населения.

Гражданство как публично-правовое состояние  индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своего государства. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства. Главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния – наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа.

Гражданство в качестве конституционно-правового  института – совокупность конституционных  и обычных норм, регулирующих отношений  между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства – с другой. Нормы этого института устанавливают: круг лиц, признаваемых российскими  гражданами; основания и порядок  приобретения и прекращения гражданства; двойное и множественное гражданство; порядок рассмотрения и решения  дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового  положения иностранцев, лиц без  гражданства, беженцев и вынужденных  переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  2. Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. 30.06.2004. № 137-д // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  3. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [текст] (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 23.12.1997. № 245 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.04.2009.
  4. Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1997 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [текст] (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст.1447 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  5. Федеральный конституционный закон РФ от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 27.09.2002) // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995. № 42. Ст.3921 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  6. Федеральный закон РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст] (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 19.10.1999. № 206 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  7. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» [текст] (ред. от 12.05.2009) // Российская газета. 16.01.2003. № 6 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  8. Федеральный закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» [текст] (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. № 22. Ст.2031 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  9. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [текст] (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст.4472 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  10. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ» [текст] // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52. Ст.5086 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

Научная литература

  1. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: курс лекций. Ч.1. Основы теории конституционного права [текст]. – М.: ПолиграфОпт, 2004. – 336 с.
  2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [текст] : учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 552 с.
  3. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: правовые возможности и практика [текст] // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1.
  4. Авакьян С.А. Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
  6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.
  7. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России [текст]. – М.: Юристъ, 2006. – 237 с.
  8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
  9. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права [текст]. – М.: Юристъ, 2001. – 444 с.
  10. Конституционное право России [текст] : учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  11. Конституционное право России [текст] : учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
  12. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. пособие [текст] / В.В.Никулин. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2006. – 92 с.
  13. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) [текст] // Журнал российского права. 2001. № 2.
  14. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст] : учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.

Информация о работе Система Конституционного права