Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:03, реферат
Цель работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
описать понятие и принципы системы конституционного права России;
Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
1.3 Нормы
институтов системы
Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:
Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственно устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. В соответствии с ч.3 ст.11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами [1].
Некоторые
особенности присущи
Нормы института, которые определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.
Анализ
системы отрасли
В основе
такого подхода к системе отрасли
лежит реальное соотношение тех
сфер общественных отношений, которые
являются предметом регулирования
нормами конституционно-
Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.
Конституционно-правовой
институт, нормы которого закрепляют
федеративное устройство государства,
создает предпосылки для
Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.
При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы – о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
2 СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ
2.1 Прокурорско-надзорное право как составная Особенной части конституционного (государственного) права
Две группы,
составляющие Особенную часть
Государственное право включает:
Гражданско-публичное право включает:
Коротко рассмотрим прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры в системе государственных органов.
Ст.129 Конституции
РФ [1] установлено, что прокуратура
составляет единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих
В Законе в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе при реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
В Закон введена специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности.
Место прокуратуры
в системе конституционных
Наличие
фундаментальных ветвей власти не исключает
возможности существования иных
функционально самостоятельных
правовых институтов. Их наличие определяется
реальными потребностями
В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она принимает меры к устранению любых нарушений законов, всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти.
Органы прокуратуры, действующие на территории субъектов Федерации, являются федеральными органами – звеньями единой централизованной системы прокуратуры.
До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора на должность.
В настоящее время президент России, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура является важной опорой и Президента, и законодательной власти в их усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов [21, с.438].
2.2 Особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством
Россия является сложным многонациональным государством, состоящим из целого ряда равноправных субъектов. Являясь федеративным государством, основанном на смешанном принципе построения Федерации, Россия включает субъекты, образованные как по национально-территориальному принципу, так и по территориальному. Национально-территориальные субъекты, республики в составе России, признаются государствами. Отсюда и обладание республиками одним из основных признаков государства - гражданством. Другие субъекты в составе России данным институтом не обладают, так как гражданство является атрибутом государственной организации.