Система Конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Цель работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
описать понятие и принципы системы конституционного права России;

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

Указанные специфические особенности в  своей совокупности и определяют характер каждого из института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

 

1.3 Нормы  институтов системы конституционного  права

 

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны  следующие специфические черты. Нормы этого института:

  • воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
  • как правило, не порождают конкретных правоотношений;
  • определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
  • адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
  • имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
  • устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
  • являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
  • предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
  • призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства [18, с.34].

Нормы данного  института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все  конституционно-правовое регулирование.

Нормы института  конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

  • воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
  • реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
  • входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
  • включают в качестве субъекта права человека, как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
  • предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
  • предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений.

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственно устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим  кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются  характерные черты и в составе  норм данного института. В соответствии с ч.3 ст.11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами [1].

Некоторые особенности присущи соотношению  федеральных законов и нормативных  правовых актов субъектов Федерации  по юридической силе. В предусмотренных  Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами. Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд РФ.

Нормы института, которые определяет систему органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, имеют следующие  особенности:

  • это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
  • в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
  • преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции РФ в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
  • для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление [18, с.36].

Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего  относительно самостоятельное положение  в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими  эти элементы нормами, т.е. предмет  правового регулирования.

Анализ  системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление  ее составных частей, ее главных  элементов, но и обоснование их соотношения  и места каждого из них в  этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли  лежит реальное соотношение тех  сфер общественных отношений, которые  являются предметом регулирования  нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может  рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру  отрасли. Очевидно, что она имеет  и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между  конституционно-правовыми институтами  существует такая правовая норма  взаимодействия, в силу которой нормы  одного института создают предпосылки  для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе  данной отрасли, поскольку в них  содержатся исходные начала правового  регулирования, осуществляемого нормами  других конституционно-правовых институтов.

На следующем  месте стоит институт, устанавливающий  основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы  и обязанности. Место этого института  обусловлено тем, что человек, его  права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и  обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной  власти. Нормы этого института  устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные  и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства.

Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов  государственной власти и систему  органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права  важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы – о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

 

 

2 СОСТАВЛЯЮЩИЕ  ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО  ПРАВА РОССИИ

 

2.1 Прокурорско-надзорное  право как составная Особенной части конституционного (государственного) права

 

Две группы, составляющие Особенную часть конституционного права, неравновесны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по их социальной действенности. Одна из главных задач в конституционно-правового развитии заключается в изменении и баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного.

Государственное право включает:

  • парламентское право;
  • право верховного управления;
  • избирательное право, право референдумов и отзывов;
  • конституционно-судебное право, определяющее статус и деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов Федерации, иных действующих в стране судебных органов и само в определенной степени порождаемое ими;
  • прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры и регламентирующее сферу прокурорского надзора;
  • институт уполномоченного по правам человека;
  • комплексный институт государственно-территориального устройства, объединяющий следующие подинституты: федеративно-территориального устройства государства; административно-территориального устройства субъектов Федерации; ведомственно-территориального деления; институт государственной символики, устанавливающий государственные символы Российской Федерации, субъектов Федерации, их статус и порядок обращения с ними;
  • институт правового статуса языков, определяющий правовое положение языков российских народов в качестве государственных, официальных, национальных;
  • институт государственных наград, почетных званий и порядок награждения ими [21, с.39].

Гражданско-публичное  право включает:

  • институты гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, традиционные для конституционного права;
  • право общественных объединений и политических партий, дополняемое их корпоративными нормами;
  • конфессионально-публичное право, стыкующееся с церковным правом как внутренним правом отдельных религиозных объединений;
  • информационное право, являющееся единственной реальной подотраслью, сложившейся в гражданско-публичном праве;
  • право социальных общностей, строящееся на детализации права народов на самоопределение и права меньшинств на пользование своей культурой.

Коротко рассмотрим прокурорско-надзорное  право, закрепляющее статус органов  прокуратуры в системе государственных органов.

Ст.129 Конституции  РФ [1] установлено, что прокуратура  составляет единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  России. Данная статья не определяет функции, полномочия прокуратуры России, относя этот и другие вопросы организации  и деятельности прокуратуры к  предмету регулирования специального закона, каковым является Федеральный  закон «О прокуратуре Российской Федерации» [9].

В Законе в значительной мере учтен опыт сходных  государственно-правовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены  и усилены положения, учитывающие  преемственность отечественного правового  опыта. Акцент сделан на развитие огромного  правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе при реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

В Закон  введена специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности.

Место прокуратуры  в системе конституционных государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового  статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

Наличие фундаментальных ветвей власти не исключает  возможности существования иных функционально самостоятельных  правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями общества, необходимостью демократического контроля и «сдерживания» любой из основных ветвей власти. Насущным в этой связи  представляется развитие сформулированной в отечественной юриспруденции  концепции контрольной власти.

В российских условиях прокуратура выполняет  функции одного из элементов системы  «сдержек и противовесов». Она принимает  меры к устранению любых нарушений  законов, всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти.

Органы  прокуратуры, действующие на территории субъектов Федерации, являются федеральными органами – звеньями единой централизованной системы прокуратуры.

До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора на должность.

В настоящее  время президент России, будучи главой государства, принимает на себя ответственность  за состояние правовой системы и  правопорядка. Прокуратура является важной опорой и Президента, и законодательной власти в их усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов [21, с.438].

 

2.2 Особенности  института гражданства России, обусловленные  федеративным устройством

 

Россия  является сложным многонациональным  государством, состоящим из целого ряда равноправных субъектов. Являясь федеративным государством, основанном на смешанном принципе построения Федерации, Россия включает субъекты, образованные как по национально-территориальному принципу, так и по территориальному. Национально-территориальные субъекты, республики в составе России, признаются государствами. Отсюда и обладание республиками одним из основных признаков государства - гражданством. Другие субъекты в составе России данным институтом не обладают, так как гражданство является атрибутом государственной организации.

Информация о работе Система Конституционного права