7) рассчитаны на
постоянное либо длительное действие,
тогда как правоприменительные
акты - на однократную реализацию;
8) нормативные акты
не персонифицированы, адресуются
либо ко всем, либо к неопределенно
большому числу субъектов, а акт
применения правовой нормы имеет
конкретного адресата;
9) может быть
быстро изменен или отменен в зависимости
от социальных потребностей, ибо позволяет
адекватно отражать юридически значимые
реалии.
ГЛАВА
3. Система нормативных актов в Российской
Федерации
Все нормативно-правовые
акты функционируют как единая система.
Эта система характеризуется согласованностью,
взаимодействием, иерархичностью, специализацией
и дифференциацией по отраслям и институтам.
Гольцова И.Ф. Экономическая теория: Самара,2000
Система нормативных
актов в Российской Федерации включает
в себя правовые акты общефедеральных
органов, акты субъектов Федерации, акты
местного самоуправления, а также акты
прямого народного волеизъявления, т.е.
референдумы. Такое их разнообразие обусловлено
федеративным строением государства,
своеобразием правотворческих органов,
спецификой регулируемых отношений, другими
обстоятельствами, служащими основаниями
для их классификации.
В зависимости от особенности
правового положения субъекта правотворчества
все нормативно-правовые акты подразделяются
на:
· нормативные акты
законодательных органов;
· нормативные акты
исполнительных органов;
· нормативные акты
правоохранительных органов;
· нормативные акты
органов местного самоуправления;
· нормативные акты
контрольно-надзорных органов;
· нормативные акты,
принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы
действия нормативные акты делятся на:
· общефедеральные;
· акты субъектов Федерации;
· акты органов местного
самоуправления.
В зависимости от срока
действия различают:
· акты неопределенно
длительного действия;
· временные акты.
В зависимости от способов
установления нормативно-правовые акты
подразделяются на:
· принятые государством;
· санкционированные
государством;
· признанные государством.
По юридической силе
нормативно-правовые акты классифицируют:
· законы;
· подзаконные нормативные
акты.
Таким образом, общему
построению системы законодательств в
любом государстве свойственно деление
на законы и подзаконные нормативно- правовые
акты. Такое деление отражает не только
формальную сторону (верховенство закона),
но и особенности содержание законов.
В них содержатся основополагающие первичные
нормы, базовые положения по основным
вопросам государственно-правовой общественной
жизни.
Заключение
Своеобразие источников
права сказывается на формах внешнего
выражения права. В них наглядно проявляются
исторические особенности тех или иных
общественных систем, разнообразие форм
государственного вмешательства в общественную
жизнь.
Например, юридическими
источниками рабовладельческого права
были различные религиозные правила, обычаи,
решение судебных органов, распоряжения
должностных лиц, а также доктринальное
толкование юридических предписаний выдающимися
правоведами того времени.
Юридическими источниками
феодального права были и возродившиеся
нормы обычного права (Русская правда,
Салическая правда), и, получившие особенно
широкое распространение, религиозные
правила (каноническое право, Коран), и
судебная практика, и прецеденты, и труды
крупных ученых-юристов.
Пришедшая к власти
буржуазия сохраняет в отдельных странах
юридическую значимость судебной практики,
религиозных норм и обычаев. Но, постепенно,
в связи с укреплением государственных
начал в управлении обществом в качестве
основной формы права становится нормативно-правовой
акт, т.е. законодательство.
Таким образом, взаимосвязь
системы источников и форм внешнего выражения
права определяет специфику конкретных
правовых систем. В одних государствах
преимущественное распространение получили
правовые акты парламентов, в других -
делегированное законодательство органов
управления, в третьих - прецеденты и судебные
решения, в четвертых - религиозные нормы
(Коран, сунна, иджма) и т.д.
Список
литературы
Гольцова И.Ф. Теория
государства и права: Самара,1999
Гольцова И.Ф. Экономическая
теория: Самара,2000
Жинкин С.А. Теория
государства и права: Ростов н/Д: Изд.: «Феникс»,
2003
Конституция Российской
Федерации, М.
Малько А.В. Теория
государства и права. М.: Юристъ, 2000
6. Тихонравов Ю.В.
Основы философии права. М.:1997
Быстрый заказ работы: (495) 789-79-27
(905) 197-80-77
2. Формы
(источники права):
понятие и виды
Главная → Лекции → Право → Теория права и государства →
Все объявления
ЯндексДирект
Дать объявление
Кредит 0% переплаты.Одобрение
в течении часа.Online-анкета.Авто в наличии.
www.ac-motors.ru
Большой выбор Банков. Гос программа.Выгодные
условия по кредиту!!!
www.riaavto.ru
Одним из объективных свойств права как
социального регулятора является формальная
определенность, то есть определенность
по форме. Правовые нормы должны быть обязательно
объективированы, выражены вовне, содержаться
в тех или иных формах, которые являются
способом их существования, формами жизни.
Без этого нормы права нельзя признать
наличными, существующими, не говоря уже
о том, что они без внешнего объективирования
не смогут выполнять свои задачи по регулированию
поведения.
Такая постановка вопроса может быть признана
противоречащей наличию естественного
права, неотчуждаемых прав человека, которые
издавна противопоставляются позитивному
(писаному) праву. Однако
мировая практика уже показала, что развитие
и полноценную реализацию права человека
могут найти (и находят) через
их закрепление в писаном праве, в нормативно-правовых
актах. Проф. А.Б. Венгеров справедливо
замечает, что "в XX веке по критерию
формы права исчезает разница между естственно-правовыми
положениями, вытекающими из самого существования
человека (его основными правами
и свободами), и другими правовыми
положениями. Форма становится единой
для всех сфер права - объективированное
закрепление получают все правила поведения
в актах и иных источниках".
То, что издавна именуется естественным
правом, с точки зрения современных задач
и представлений составляет объективную
основу права в виде правовых притязаний
общества, определяющих содержание правовых
предписаний. А уже дело государства -
оформить это содержание в официальных
источниках.
С проблемой объективирования права вовне
связан ряд понятий и терминов, в которых
нужно разобраться. Так, следует различать
"форму права" и "правовую форму".
Правовой формой именуют в целом правовые
средства, когда они используются для
опосредования тех или иных социальных
процессов, решения социальных задач.
Например, правовые формы регулирования
экономики.
Наряду с формами объективирования права,
которые в этом случае называют внешней
формой, выделяют внутреннюю форму права,
под которой понимают форму его внутренней
организации, способ связи элементов (то, что в теории системного
подхода именуется структурой).
Формы внешнего выражения норм права называют
еще источниками права. Однако и этот термин
неоднозначен. Выделяют источники права
в формальном смысле (формы права),
источники права в материальном смысле
(материальные условия жизни
общества, которые объективно вызывают
возникновение права, необходимость правового
регулирования), источники знаний
о праве (тексты законов прошлых
эпох, летописи, исторические хроники
и т. п.). Говорят об источниках права
и в идеологическом смысле - правовое сознание
общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.
Исторически первой формой права (или источником права
в формальном смысле) явился правовой
обычай - обычай, санкционированный государством.
По содержанию он остается тем же самым
правилом поведения, но обретает возможность
государственно-принудительной реализации:
если не сработает сила привычки, к делу
подключится государство. Государственное
санкционирование обычая производится
двумя способами:
а) путем указания на обычай в нормативно-правовом
акте (отсылки к обычаю);
б) использованием обычая в качестве нормативной
основы судебного решения. Если норма
(правило) обычая полностью
воспроизведена в тексте нормативно-правового
акта или положена в основу судебного
прецедента, то качества самостоятельного
источника права (правового обычая)
обычай не обретает:
норма обычая существует уже в форме нормативного
юридического акта или судебного прецедента.
В российской правовой системе роль правового
обычая как источника права незначительна.
Ссылки на применение международного
обычая имеются в Консульском уставе,
Кодексе торгового мореплавания. Однако
правоведы предполагают, что с развитием
рыночной экономики и частного права значение
обычая для российского права должно возрасти,
о чем свидетельствует, например, введение
в Гражданский кодекс РФ ст. 5 "Обычаи
делового оборота".
Обычное право господствовало на ранних
этапах развития правовых систем. Однако
оно используется и в современных правовых
системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском
праве. Велико значение обычая в развивающихся
странах Азии, Африки и Океании. Источником
международного права обычай признан
Конвенцией ООН о международной купле-продаже
товаров 1980 г.
Второй вид источников права - судебный
прецедент, который признавался источником
права еще в ДревнемРиме (преторское право).
Был распространен в средние века. Важным
источником права судебный прецедент
в настоящее время является в странах,
в которых получило распространение англо-саксонское
общее право (в Англии, США, Канаде,
Австралии). Во всех этих странах публикуются
судебные отчеты, из которых можно получить
информацию о прецедентах. Признание прецедента
источником права означает признание
у суда правотворческой функции, условием
чего, в принципе, являются высокая правовая
культура и развитое правовое сознание
как судебной системы, так и общества в
целом, демократические традиции, отлаженные
системы информации и социального контроля.
Суды не "творят" прецеденты, не изобретают
их. С помощью прецедентов суды официально
закрепляют уже фактически сложившиеся
в обществе нормы. Суд может создавать
прецедент как в случае отсутствия соответствующего
закона, так и при его наличии. Прецеденты
устанавливаются не всеми судами, а только
высшими судебными инстанциями. В Англии
к таким инстанциям относятся Высокий
суд. Апелляционный суд, палата лордов.
В российской правовой системе судебный
прецедент официально источником права
не признан. Хотя, как отмечается в литературе,
тенденция к такому признанию имеется.
В сфере управленческой деятельности
государства источником права может быть
административный прецедент.
Итак, юридический прецедент (судебный или административный)
- это решение судебного или административного
органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при
рассмотрении подобного (аналогичного)
дела и стало юридическим правилом. Строго
говоря, судебный прецедент - это судебное
решение, в котором суд фиксирует, находит
новую юридическую норму и использует
ее для решения своего дела, то есть прецедентом
может быть названо и единичное судебное
решение. Вместе с тем в странах "общего
права" полагают, что прецедент создается
несколькими судебными решениями.
Третьим видом источников норм права можно
назвать нормативно-правовой договор.
Нормоустанавливающее значение договоров
признается во всех правовых системах.
Однако нужно отличать договор как источник
права (нормативный договор)
от правового договора как индивидуального
юридического акта (например, договор
купли-продажи в гражданском праве),
который устанавливает не юридические
правила, а конкретные юридические права
и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым
договором выступает соглашение субъектов
права, которое содержит новые юридические
правила. Наибольшее значение договор
как источник права имеет для международного
и конституционного права, с развитием
рыночных отношений получает распространение
в сфере гражданского и трудового права.
И вообще можно говорить о перспективности
нормативно-правового договора как источника
юридических норм.
Четвертым (и важнейшим)
источником права является нормативно-правовой
акт. (См. о нем следующий
вопрос.)
В качестве источника права может выступать
юридическая доктрина (правовые теории,
учения о праве). Существенное значение
она имела для права Древнего Рима. Наиболее
известным римским юристам предоставлялось
право давать разъяснения, обязательные
для судов. В настоящее время доктрина
признается источником норм в мусульманском
праве. В Англии судьи нередко обосновывают
свои решения ссылками на труды ученых.
Во многих странах как континентального,
так и общего права, источником норм являются
общие принципы права.
42. Понятие и
виды форм права. Источники права.
Для начала следует отметить,
что понятие «правовая форма» используется
для обозначения связи права с иными социальными
процессами. Данная связь проявляется
применительно к свойствам правовых явлений,
опосредующих экономические, политические,
бытовые и иные отношения. Вообще, под
правовой категорией «форма права» подразумеваются
определенные способы внешнего выражения
права, а точнее конкретной правовой нормы.
Назначение формы права состоит в упорядочении
содержания правовой нормы, придании ей
государственно-властного характера.
В рамках теории государства
и права различают две стороны формы права
— внутреннюю и внешнюю. Под внутренней
формой права понимается сама структура
права, система правовых элементов — нормативные
предписания (норма права), институты права,
отрасли права. Под внешней формой права
понимается комплекс юридических источников,
которые формально закрепляют правовые
явления, а также тем самым позволяют ознакомиться
с их реальным содержанием и пользоваться
ими.
Относительно внешней стороны
формы права, т. е. комплекса юридических
источников, в российской правовой системе
утвердились следующие виды формы права:
1. Правовой обычай —
это одна из наиболее древних
разновидностей социальных норм.
По своей природе правовой
обычай как форма права довольно
консервативен, т. к. он исторически
предшествовал закону как правовому
источнику.
Вообще, различные виды государств
с различным государственным устройством
по-разному относятся к различным правовым
обычаям. Одни из государств официально
посредством законов запрещают использование
правовых обычаев в качестве источников
права, в других государствах использование
правовых обычаев, напротив, поощряется
и санкционируется законом.
2. Правовой прецедент
— это решение уполномоченного
государственного органа, которое
принимается в качестве образца
при последующем рассмотрении
аналогичных судебных дел. К числу
видов правового прецедента относятся
разъяснения Конституционного, Верховного
и Высшего Арбитражного Судов.
Подобные разъяснения кладутся
в основу разрешения конкретных
юридических споров всеми нижестоящими
судебными органами.
Следует отметить, что правовой
прецедент может быть как судебный, так
и административный. И наконец, степень
обязательности прецедента для того или
иного суда зависит от его положения в
судебной системе Российской Федерации.
Чем выше положение суда, разрешающего
конкретный судебный спор, тем меньше
он связан в своей деятельности судебными
прецедентами.
3. Договор с нормативным
содержанием — это такой договор,
который имеет правовое значение.
Нормативные договоры получают
распространение во всех отраслях
российского права. В теории правоведения
нормативные договоры подразделяются
на следующие виды: внутригосударственные
и международные; учредительные
и обычные; типовые и текущие.
Вообще, любой договор с нормативным
содержанием независимо от его вида имеет
следующие характерные свойства:
• содержит правовую норму
общего характера,
• носит добровольный характер
заключения,
• имеет общность правового
интереса сторон,
• предполагает равенство прав
и обязанностей сторон, а также согласие
участников по всем существенным аспектам
нормативного договора,
• носит эквивалентный и возмездный
характер,
• подразумевает взаимную ответственность
сторон за невыполнение или ненадлежащее
выполнение своих обязательств;
• предполагает правовое обеспечение.
4. Нормативно-правовой акт
— это изданный в особом
порядке, содержащий нормы права
официальный акт-документ компетентного
государственного правотворческого
органа. Вообще, нормативно-правовой
акт — это основная и наиболее
совершенная форма права. Нормативно-правовой
акт как юридический источник
обладает следующими характерными
чертами:
• исходит от государства, т.
е. выражает государственную волю общества,
• его основное содержание
составляют типичные нормативные предписания,
которые обладают определенной юридической
силой и устанавливают единый, государственно-властный
порядок регулирования юридически значимых
общественных отношений,
• имеет строго определенную
документально-письменную форму, а также
использует только установленные символы
и реквизиты, конкретную терминологию,
• принимается и осуществляется
в юридически урегулированном процедурно-процессуальном
порядке,
• его реализация обеспечивается
комплексом мер государственного правового
воздействия.
Понятие «источник права» подразумевает
под собой истоки формирования права,
систему факторов, которые предопределяют
содержание и формы выражения права. Вообще,
в теории государства и права различают
следующие виды правовых источников:
1) материальные источники
права — данная группа источников
заложена в системе объективных
потребностей общественного развития;
2) идеальные источники
права — состоят в осознании
законодателем всех общественных
потребностей с учетом многих
факторов, под влиянием многих
юридически значимых обстоятельств;
3) юридические источники
права — это результат осознания
общественных потребностей, получивший
закрепление в юридических (правовых)
актах.