Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:22, курсовая работа
Описание работы
Вопросы источников, так сказать природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.
Содержание работы
Введение ГЛАВА 1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права ГЛАВА 2. Виды форм права ГЛАВА 3. Система нормативных актов в Российской Федерации Заключение Список литературы
Кроме приведенной выше классификации,
следует также отметить, что юридические
источники права могут быть объективными
и субъективными, а также главными и второстепенными
(дополнительными). Основными юридическими
источниками, в частности, являются Конституция,
законы и иные нормативные акты, а в качестве
второстепенного источника права используется
судебная практика.
Понятие и виды источников
(форм) права
Источники (формы) права
- это официальные способы внешнего выражения
и закрепления норм права.
Виды основных источников
(форм) права:
а) нормативно-правовой
акт;
б) нормативно-правовой
договор;
в) правовой обычай;
г) правовой прецедент.
Нормативно-правовой
акт - это исходящий, как правило, от компетентного
органа государства акт-документ, содержащий
нормы права.
В современных государствах
нормативно-правовой акт представляет
собой наиболее распространенный источник
права. Он устанавливает, изменяет, отменяет
нормы права, вводит их в действие. Основными
субъектами права, которые принимают и
издают нормативно-правовые акты, являются
соответствующие правотворческие органы
государства. Они принимают и издают нормативно-правовые
акты на основе и в пределах своей компетенции.
В современной Украине
нормативно-правовые акты бывшего СССР,
которые не противоречат Конституции
и законам Украины, применяются на основании
Постановления Верховной Рады Украины
от 12 сентября 1991 г. "О порядке временного
действия на территории Украины отдельных
актов законодательства СССР" и ст.
1 раздела XV Конституции Украины.
Нормативно-правовой
договор - это добровольное соглашение
двух и более сторон, содержащее нормы
права.
Нормативно-правовой
договор - это, как правило, совместный
акт-документ, содержащий нормы права,
являющийся результатом добровольного,
взаимосогласованного волеизъявления
правотворческих органов ( субъектов правотворчества).
Нормативно-правовой
договор - основной источник права в международном
праве. Ратифицированные международные
договоры Украины - источник права Украины,
неотъемлемая часть ее национального
законодательства (ст. 9 Конституции Украины).
Во внутригосударственном праве Украины
к нормативно-правовым договорам относится,
например, коллективный договор, заключаемый
профкомом предприятия от имени трудового
коллектива с собственником или уполномоченным
им органом.
Правовой обычай - это
санкционированный государством обычай,
приобретающий в силу этого общеобязательное
значение.
Санкционирование того
или иного обычая государством означает
признание им определенного обычая в качестве
общеобязательного правила поведения,
адресованного соответствующим субъектам
права. Основанием санкционирования государством
обычаев является соответствие направленности
их регулятивного воздействия на общественные
отношения целям, задачам, интересам государства.
Санкционирование государством обычая
обусловливает приобретение им таких
признаков как общеобязательность, охрана
государством от нарушений. Эти признаки
правовых обычаев присущи и нормам права
непосредственно установленных государством
Правовые обычаи в качестве
источника права появились давно. Об этом
свидетельствуют, например, законы XІІ.
таблиц (Древний Рим V в. до, н.э.). Законы
Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие юридические
памятники. Один из путей возникновения
права- появление так называемого обычного
права, состоящего из правовых обычаев.
В современных государствах,
включая Украину, сфера общественных отношений,
регулируемых правовыми обычаями, заметно
мала и ограничена, в отличие от сферы
действия законодательства.
Правовой прецедент
- это решение государственного органа
(судебного, административного) по конкретному
юридическому делу, которое является общеобязательным
примером решения последующих аналогичных
дел.
Виды правовых прецедентов:
а) судебный;
б) административный.
Различие этих прецедентов
связано с существованием в механизме
государства судебных и административных
органов.
В ряде современных
государств судебный прецедент занимает
заметное место среди источников (форм)
права. К числу таких государств прежде
всего относятся Англия (родина правового
прецедента) и США. Однако правила и пределы
действия судебного прецедента в этих
странах неодинаковы.
В Украине судебный
прецедент не является источником права,
поскольку суды не относятся к числу правотворческих
органов. Публикуемые в Украине сборники
решений конкретных юридических дел высшими
судебными инстанциями служат ориентиром
правильного понимания и единообразного
применения норм материального и процессуального
права.
ФОРМЫ
(ИСТОЧНИКИ ПРАВА): ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
.
2.
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ ПРАВА): ПОНЯТИЕ
И ВИДЫ
Одним
из объективных свойств права как социального
регулятора является формальная определенность,
то есть определенность по форме. Правовые
нормы должны быть обязательно объективированы,
выражены вовне, содержаться в тех или
иных формах, которые являются способом
их существования, формами жизни. Без этого
нормы права нельзя признать наличными,
существующими, не говоря уже о том, что
они без внешнего объективирования не
смогут выполнять свои задачи по регулированию
поведения.
Такая
постановка вопроса может быть признана
противоречащей наличию естественного
права, неотчуждаемых прав человека, которые
издавна противопоставляются позитивному
(писаному) праву. Однако мировая практика
уже показала, что развитие и полноценную
реализацию права человека могут найти
(и находят) через их закрепление в писаном
праве, в нормативно-правовых актах. Проф.
А.Б. Венгеров справедливо замечает, что
«в XX веке по критерию формы права исчезает
разница между естественно-правовыми
положениями, вытекающими из самого существования
человека (его основными правами и свободами),
и другими правовыми положениями. Форма
становится единой для всех сфер права
- объективированное закрепление получают
все правила поведения в актах и иных источниках».
То,
что издавна именуется естественным правом,
с точки зрения современных задач и представлений
составляет объективную основу права
в виде правовых притязаний общества,
определяющих содержание правовых предписаний.
А уже дело государства - оформить это
содержание в официальных источниках.
С
проблемой объективирования права вовне
связан ряд понятий и терминов, в которых
нужно разобраться. Так, следует различать
«форму права» и «правовую форму». Правовой
формой именуют в целом правовые средства,
когда они используются для опосредования
тех или иных социальных процессов, решения
социальных задач. Например, правовые
формы регулирования экономики.
Наряду
с формами объективирования права, которые
в этом случае называют внешней формой,
выделяют внутреннюю форму права, под
которой понимают форму его внутренней
организации, способ связи элементов (то,
что в теории системного подхода именуется
структурой).
Формы
внешнего выражения норм права называют
еще источниками права. Однако и этот термин
неоднозначен. Выделяют источники права
в формальном смысле (формы права), источники
права в материальном смысле (материальные
условия жизни общества, которые объективно
вызывают возникновение права, необходимость
правового регулирования), источники знаний
о праве (тексты законов прошлых эпох,
летописи, исторические хроники и т. п.).
Говорят об источниках права и в идеологическом
смысле - правовое сознание общества, взгляды,
идеи, юридические доктрины.
Исторически
первой формой права (или источником права
в формальном смысле) явился правовой
обычай - обычай, санкционированный государством.
По содержанию он остается тем же самым
правилом поведения, но обретает возможность
государственно-принудительной реализации:
если не сработает сила привычки, к делу
подключится государство. Государственное
санкционирование обычая производится
двумя способами:
а)
путем указания на обычай в нормативно-правовом
акте (отсылки к обычаю);
б)
использованием обычая в качестве нормативной
основы судебного решения. Если норма
(правило) обычая полностью воспроизведена
в тексте нормативно-правового акта или
положена в основу судебного прецедента,
то качества самостоятельного источника
права (правового обычая) обычай не обретает:
норма
обычая существует уже в форме нормативного
юридического акта или судебного прецедента.
В
российской правовой системе роль правового
обычая как источника права незначительна.
Ссылки на применение международного
обычая имеются в Консульском уставе,
Кодексе торгового мореплавания. Однако
правоведы предполагают, что с развитием
рыночной экономики и частного права значение
обычая для российского права должно возрасти,
о чем свидетельствует, например, введение
в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового
оборота».
Обычное
право господствовало на ранних этапах
развития правовых систем. Однако оно
используется и в современных правовых
системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском
праве. Велико значение обычая в развивающихся
странах Азии, Африки и Океании. Источником
международного права обычай признан
Конвенцией ООН о международной купле-продаже
товаров 1980 г.
Второй
вид источников права - судебный прецедент,
который признавался источником права
еще в Древнем Риме (преторское право).
Был распространен в средние века. Важным
источником права судебный прецедент
в настоящее время является в странах,
в которых получило распространение англо-саксонское
общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии).
Во всех этих странах публикуются судебные
отчеты, из которых можно получить информацию
о прецедентах. Признание прецедента источником
права означает признание у суда правотворческой
функции, условием чего, в принципе, являются
высокая правовая культура и развитое
правовое сознание как судебной системы,
так и общества в целом, демократические
традиции, отлаженные системы информации
и социального контроля.
Суды
не «творят» прецеденты, не изобретают
их. С помощью прецедентов суды официально
закрепляют уже фактически сложившиеся
в обществе нормы. Суд может создавать
прецедент как в случае отсутствия соответствующего
закона, так и при его наличии. Прецеденты
устанавливаются не всеми судами, а только
высшими судебными инстанциями. В Англии
к таким инстанциям относятся Высокий
суд. Апелляционный суд, палата лордов.
В
российской правовой системе судебный
прецедент официально источником права
не признан. Хотя, как отмечается в литературе,
тенденция к такому признанию имеется.
В
сфере управленческой деятельности государства
источником права может быть административный
прецедент.
Итак,
юридический прецедент (судебный или административный)
- это решение судебного или административного
органа, которое послужило образцом (эталоном,
примером) при рассмотрении подобного
(аналогичного) дела и стало юридическим
правилом. Строго говоря, судебный прецедент
- это судебное решение, в котором суд фиксирует,
находит новую юридическую норму и использует
ее для решения своего дела, то есть прецедентом
может быть названо и единичное судебное
решение. Вместе с тем в странах «общего
права» полагают, что прецедент создается
несколькими судебными решениями.
Третьим
видом источников норм права можно назвать
нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее
значение договоров признается во всех
правовых системах. Однако нужно отличать
договор как источник права (нормативный
договор) от правового договора как индивидуального
юридического акта (например, договор
купли-продажи в гражданском праве), который
устанавливает не юридические правила,
а конкретные юридические права и обязанности
конкретных субъектов. Нормативно-правовым
договором выступает соглашение субъектов
права, которое содержит новые юридические
правила. Наибольшее значение договор
как источник права имеет для международного
и конституционного права, с развитием
рыночных отношений получает распространение
в сфере гражданского и трудового права.
И вообще можно говорить о перспективности
нормативно-правового договора как источника
юридических норм.
Четвертым
(и важнейшим) источником права является
нормативно-правовой акт. (См. о нем следующий
вопрос.)
В
качестве источника права может выступать
юридическая доктрина (правовые теории,
учения о праве). Существенное значение
она имела для права Древнего Рима. Наиболее
известным римским юристам предоставлялось
право давать разъяснения, обязательные
для судов. В настоящее время доктрина
признается источником норм в мусульманском
праве. В Англии судьи нередко обосновывают
свои решения ссылками на труды ученых.
Во
многих странах как континентального,
так и общего права, источником норм являются
общие принципы права.
Главная → Лекции → Право → Теория права и государства →
Все объявления
ЯндексДирект
Дать объявление
Авто в кредит в Ria avto
Большой выбор Банков. Гос программа.Выгодные
условия по кредиту!!!
www.riaavto.ru
Максимальная уценка!
Сотни бонусов для покупателей
авто на одном сайте. Узнавайте и получайте
abonus.ru
Проблема соотношения права и закона родилась
практически одновременно с правом, ставилась
еще в древние времена (Демокрит, софисты,
Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон,
римские юристы) и до сих пор остается
центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под "законом"
следует понимать не закон в строгом, специальном
смысле (как акт верховной
власти и источник высшей юридической
силы), а все официальные источники
юридических норм (законы, указы, постановления,
юридические прецеденты, санкционированные
обычаи и др.).
Концепций, связанных с различением права
и закона, существует множество. Однако
можно обозначить два принципиальных
подхода:
а) право есть творение государственной
власти и правом следует считать все официальные
источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом
и в надлежащей процедурной форме, может
не иметь правового содержания, быть неправовым
законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в
России был, в частности, известный правовед
и теоретик права Габриель Феликсович
Шершеневич, который считал государственную
власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы
проф. B.C. Нерсесянц утверждает, что правом
можно считать только правовой закон.
"Нормы действующего законодательства
("позитивного права"),
- пишет он, - являются собственно правовыми
(по своей сути и понятию)
лишь в той мере и постольку, поскольку
в них присутствует, нормативно выражен
и действует принцип формального равенства
и формальной свободы индивидов". В
разрешении этой сложной проблемы нужно
исходить, с одной стороны, из общего соотношения
и взаимодействия общества, права и государства,
а с другой - из общефилософских закономерностей
связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются
самостоятельными (в том смысле, что
не государство порождает право) продуктами,
результатами общественного развития.
В такой же степени независимы от государства
и современные процессы правообразования:
они идут в недрах общественного организма,
проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся
социальных отношений и актов поведения,
формируются как правовые притязания
общества и фиксируются общественным
сознанием. А уже дело государства - выявить
эти притязания и, основываясь на началах
справедливости, возвести их в закон, то
есть оформить в официальных источниках
как общеобязательные правила поведения.
Таким образом, получается, что право как
единство содержания и формы складывается
в результате взаимодействия общества
и государства: содержание права (сами правила поведения,
информационная сторона права) создается
объективно, под воздействием социальных
процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают
внимание на одну сторону проблемы - на
возможность неправового содержания у
правовой формы (закона). Однако
правомерен и другой вопрос: а может ли
вообще право существовать вне какой-либо
формы объективирования? На этот вопрос
следует ответить отрицательно: не может
быть права до и вне своей формы (закона). Ведь
то, что называют "естественным правом",
на самом деле представляет собой естественно-социальные
начала, которые должны определять содержание
юридических предписаний, а правом в собственном
смысле (с точки зрения современных
представлений о свойствах права)
не является. Тем более что, как справедливо
замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение
естественного права и позитивного права
- лишь одна из многих возможных версий
соотношения права и закона. В настоящее
время суть проблемы различения права
и закона состоит не в противопоставлении
естественного права позитивному, а в
установлении соответствия между содержанием
и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты,
из которых следует исходить в характеристике
соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон
(официальные источники норм)
- это форма выражения, объективирования
права вовне, а право -единство этой формы
и содержания (правил поведения).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ
жизни права, его существования. Как замечает
проф. Мушинский: "Все современные системы
права одеты в мундир законодательства".
3. Закон может иметь неправовое содержание,
быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной
формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона
или неправовое - это определяется как
на основе общих естественно-правовых
начал, так и исходя из конкретно-исторических
условий существования данного общества.)
Такой подход отвечает и общим законам
связи формы и содержания явлений. Так,
может иметь место бессодержательная
форма (бессодержательна
она, конечно, в строго заданном отношении:
"какое-то" содержание у нее все равно
есть), но не может быть содержания
вне какой-либо формы. Например, можно
имитировать из бумаги форму стула, которая
внешне будет очень на него похожа. Однако
с точки зрения самого предназначения,
функций стула, эта конструкция будет
абсолютно бессодержательна: стулом она
является лишь по форме. С другой стороны,
не удастся использовать в качестве стула
то, что вообще не имеет никакой формы.