Система органов прокуратуры РФ, проблемы ее оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Реформа отечественной прокуратуры 1864 года, одним из результатов которой стало лишение прокурорской системы функции надзора за исполнением закона, имела крайне негативные последствия для режима законности в государстве, резко подорвала авторитет прокуроров, лишила их реальных механизмов противодействия нарушениям закона. Поэтому любые новые попытки ослабления надзорных функций органов прокуратуры приведут, в том числе, к ослаблению существующего режима охраны Конституции России, в том числе.

Содержание работы

Введение.
§ 1 Система органов прокуратуры РФ. 4 – 18.
§ 2 Правовые основы деятельности прокуратуры РФ. 19 – 28.
§ 3 Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры. 29 – 30.
Заключение. 31 – 33.
Список использованной литературы. 34 – 36.
Список сокращений 37.

Файлы: 1 файл

184396.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.

Ивановский государственный  университет.

Юридический факультет.

 

 

 

Кафедра конституционного, административного и финансового  права.

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ, ПРОБЛЕМЫ ЕЕ  ОПТИМИЗАЦИИ.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

                                                                                        Курсовая работа              

                                                                                 Студента 3 года обучения

                                                                             ИВГУ юридического факультета

                                                                                заочного обучения на базе       

                                                                             второго высшего образования

      

 

 

Научный Руководитель:

 

 

 

 

Иваново, 2008.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.                                                                                                  

§ 1 Система органов прокуратуры РФ.                                            4 – 18.

§ 2 Правовые основы деятельности прокуратуры РФ.               19 – 28.                                           

§ 3 Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры.     29 – 30.

Заключение.                                                                                            31 – 33.

Список использованной литературы.                                               34 – 36.

Список сокращений                                                                                       37.

       

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 года отразила качественные изменения жизни общества и ориентиры дальнейшего его развития. Она провозгласила Россию демократическим федеративным правовым социальным светским государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Вместе с  тем, в настоящее время для  российского общества актуальна проблема реализации положений Конституции. Факты нарушения конституционных норм, споры по вопросам толкования и применения основного закона диктуют необходимость в принятии комплекса мер, направленных на создание условий для реализации положений Основного закона.

В деятельности по охране Конституции Российской Федерации  участвуют различные субъекты права, использующие при этом разнообразные средства обеспечения перевода ее положений в общественную практику. Особое место здесь отводится органам прокуратуры. Прокурорская деятельность является самостоятельным видом государственной деятельности. Как подчеркнул президент России на всероссийском совещании прокуроров в 2001 году, прокуратура была и остается одной из важнейших составляющих российской правоохранительной системы.

Функционирование  органов прокуратуры вносит значительный вклад в обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, утверждение принципа законности, укрепление единства правового пространства, способствует охране прав и законных интересов личности, а также совершенствованию реализации принципа разделения властей.

Преобладающей в отечественной науке является позиция о значительной роли прокуратуры в реализации принципа разделения властей, о необходимости сохранения  за  ней  широких  полномочий  по  надзору  за  законностью  в

 

Российской  Федерации. Вместе с тем, надлежит заметить, что преимущественно в начале 1990-х годов ряд ученых расценивали прокуратуру как элемент тоталитарного режима и высказывали мнение о необходимости ограничения роли прокуратуры путем закрепления за ней исключительно функции обвинения в уголовном процессе и включения в судебную систему.

Реформа отечественной прокуратуры 1864 года, одним из результатов которой стало лишение прокурорской системы функции надзора за исполнением закона, имела крайне негативные последствия для режима законности в государстве, резко подорвала авторитет прокуроров, лишила их реальных механизмов противодействия нарушениям закона. Поэтому любые новые попытки ослабления надзорных функций органов прокуратуры приведут, в том числе, к ослаблению существующего режима охраны Конституции России, в том числе.

 

§ 1 Система  органов прокуратуры РФ.

В ч. 1 ст. 129 Конституции  РФ закреплен один из важнейших принципов  организации органов прокуратуры - они составляют единую централизованную систему. Согласно этому принципу прокуратура  РФ представляет собой единую федеральную  централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

 В систему прокуратуры  входят:

- Генеральная прокуратура  РФ;

- прокуратуры субъектов РФ;

- научные и образовательные  учреждения;

- прокуратуры городов  и районов;

- военные;

- и другие специализированные  прокуратуры.

 Верхнюю ступень  в иерархической лестнице системы  органов прокуратуры занимает  Генеральная прокуратура РФ. Она возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ее структуру составляют главные управления, управления и отделы, а также Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

 В целях совершенствования деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обеспечения эффективного взаимодействия подразделений аппарата и руководства системой органов прокуратуры, руководствуясь ФЗ «О прокуратуре РФ», был издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации". Регламент устанавливает порядок организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ на основе Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», других федеральных законов, международных договоров, приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций Генерального прокурора РФ.

 В нем указано,  что Генеральным прокурором РФ  издаются обязательные для исполнения  всеми работниками организационно-распорядительные  документы, определяются должностные обязанности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников, помощников по особым поручениям, начальников управлений и отделов, а также иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений аппарата, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры. Эти вопросы решаются им исходя из штатной численности работников, утвержденной Указом Президента РФ от 19 августа 2003 г. N 969 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" и фонда заработной платы, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации".

 Система территориальных  прокуратур РФ соответствует  федеративному устройству России. Согласно Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.1 Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней):

1) Генеральная прокуратура  РФ;

2) прокуратуры субъектов  Федерации;

3) районные (городские)  прокуратуры. В городах, где  районное деление отсутствует,  образованы прокуратуры административных  округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах.

 В прокуратурах  субъектов Федерации действуют  сообразно административно-территориальному  делению прокуратуры городов  и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам  республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В ряде субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии с особенностями их административно-территориального деления. Так, прокуратуры районного (городского) уровня в Якутии называются прокуратурами улусов, в Тыве – коожунов.

 В основной части  субъектов Федерации на низовом  уровне созданы и действуют  только прокуратуры городов и  районов. В некоторых субъектах  Федерации действуют межрайонные  прокуратуры, осуществляющие свои  полномочия на территории нескольких районов.

 В целях осуществления  функций руководства районными  прокурорами и контроля за  их деятельностью прокурорам  городов с районным делением  Генеральный прокурор РФ предоставил  определенные полномочия.

 В отдельных городах  отсутствует районное деление и образованы административные округа. В большинстве субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

 Учитывая особое  положение Москвы, был принят  специальный Закон "О статусе  столицы Российской Федерации", которым предусмотрено специальное  административно-территориальное деление  Москвы. Оно закреплено в Уставе  города, принятом Московской Думой. В настоящее время в Москве созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры административных округов, в частности, осуществляют руководство межрайонными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов органами управления и контроля административных округов, должностными лицами окружного уровня, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов. Кроме того, они производят предварительное следствие по делам о тяжких преступлениях организованных групп, о преступлениях, совершенных на территориях, поднадзорных нескольким межрайонным прокуратурам, участвуют в рассмотрении дел межмуниципальными (районными) народными судами по направленным прокурорам округа заявлениям и искам, уголовным делам, расследованным прокуратурой округа. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.

 В систему прокуратуры  РФ входят также специализированные  прокуратуры. К их числу относятся:

- военные;

- транспортные;

- природоохранные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору  за соблюдением законов при  исполнении уголовных наказаний;

- а также прокуратуры,  осуществляющие надзор в закрытых  административно – территориальных образованиях и на режимных объектах.

 Приказом Генерального  прокурора РФ N 24 от 9 апреля 1996 г.  разграничена компетенция территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур.

 Возглавляет военные  прокуратуры Главная военная  прокуратура, которая на правах  структурного подразделения входит  в Генеральную прокуратуру. Структуру  военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.

 Генеральный прокурор  РФ возложил на транспортных  прокуроров осуществление надзора  за законностью правовых актов  и исполнением законов Государственным  таможенным комитетом, Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой России, Федеральной службой речного флота России и входящими в их систему государственными предприятиями, учреждениями, организациями и контролирующими органами, общественными объединениями транспорта, Межгосударственным авиационным комитетом.

 Транспортным прокурорам  подследственны дела о преступлениях,  совершенных на полотне железной  дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы Министерства путей сообщения и Министерства транспорта РФ, а также о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных предприятий, учреждений и организаций системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ (за изъятием автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства.

Информация о работе Система органов прокуратуры РФ, проблемы ее оптимизации