Система органов прокуратуры РФ, проблемы ее оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Реформа отечественной прокуратуры 1864 года, одним из результатов которой стало лишение прокурорской системы функции надзора за исполнением закона, имела крайне негативные последствия для режима законности в государстве, резко подорвала авторитет прокуроров, лишила их реальных механизмов противодействия нарушениям закона. Поэтому любые новые попытки ослабления надзорных функций органов прокуратуры приведут, в том числе, к ослаблению существующего режима охраны Конституции России, в том числе.

Содержание работы

Введение.
§ 1 Система органов прокуратуры РФ. 4 – 18.
§ 2 Правовые основы деятельности прокуратуры РФ. 19 – 28.
§ 3 Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры. 29 – 30.
Заключение. 31 – 33.
Список использованной литературы. 34 – 36.
Список сокращений 37.

Файлы: 1 файл

184396.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 Возглавляет систему  транспортных прокуратур Управление  по надзору за исполнением  законов на транспорте и в  таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В нее также входят: транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог - транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры.

 К числу специализированных  прокуратур относятся и прокуратуры  войсковых частей. Они созданы  более 40 лет назад и предназначены  для осуществления надзора за  исполнением законов в закрытых административно – территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством России и подлежит пересмотру с учетом изменения характеристик того или иного объекта.

 В систему этих  прокуратур входят: Второе управление  Генеральной прокуратуры РФ и  прокуратуры войсковых частей, статус  каждой из которых определен  Генеральным прокурором РФ.

 На прокуроров войсковых  частей Генеральным прокурором РФ возложено осуществление надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами контроля, их должностными лицами в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, а также территориальными органами министерств и ведомств в отношении перечисленных объектов.

 В 1980-1990 гг. практически  во всех субъектах РФ были  образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

 Природоохранные прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов, направленных на защиту  окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиях.

 В целях усиления  влияния на состояние законности  при исполнении уголовного наказания  в виде лишения свободы и  иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

 На прокуроров по  надзору за соблюдением законов в ИТУ возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией исправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Они также производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно – исполнительной системы.

 В систему органов  прокуратуры входят также научные  и образовательные учреждения, являющиеся  юридическими лицами.

 В настоящее время  в системе органов прокуратуры РФ имеются один научный, три института повышения квалификации работников органов прокуратуры, учебный институт. Это Научно – исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ (Москва), Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, образованы еще три учебных института прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

 Вопросы делового  сотрудничества оперативных подразделений  Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров  субъектов Федерации и приравненных  к ним прокуроров с научными  и образовательными учреждениями прокуратуры находятся под постоянным контролем Генерального прокурора. Своим Указанием от 18 марта 1996 г. N 17/20 "Об улучшении взаимодействия органов прокуратуры с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры Российской Федерации в деятельности по укреплению законности и правопорядка" Генеральный прокурор определил основные формы взаимодействия.

2. Конституцией РФ  и ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральному прокурору РФ дано право на образование, реорганизацию и ликвидацию органов и учреждений прокуратуры. В соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ N 2 от 15 января 2003 г. принимается решение и порядок об образовании или реорганизации органов и учреждений прокуратуры, одновременно определяет их статус.

 Инициатива в постановке  вопросов об образовании, реорганизации  и ликвидации районных и городских  прокуратур (или специализированных, имеющих тот же статус) исходит  от прокуроров субъектов Федерации.  Они же предварительно прорабатывают эти вопросы с соответствующими органами местного самоуправления. Вопросы об образовании специализированных прокуратур, осуществляющих надзор в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, Генеральный прокурор РФ решает с учетом мнений Правительства РФ, соответствующих федеральных министерств и ведомств. При решении вопросов образования специализированных прокуратур, имеющих статус прокуратур субъектов Федерации и осуществляющих надзор на территории нескольких субъектов Федерации, Генеральный прокурор учитывает мнение органов власти и управления, в необходимых случаях федерального уровня и всегда - субъектов Федерации, территории или объекты которых попадают в поле надзорной деятельности образуемой прокуратуры. В качестве примера можно привести приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 октября 1997 г. N 293ш "Об образовании Московской региональной природоохранной прокуратуры, упразднении природоохранной прокуратуры г. Москвы и изменении штатной численности прокуратуры Московской области".

3. Система органов  прокуратуры закреплена в ФЗ  «О прокуратуре РФ» и представляет  собой разветвленную сеть территориальных,  военных и иных специализированных  прокуратур, научных и образовательных  учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры - единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Примером служит Положение "Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах", утвержденное Генеральной прокуратурой РФ 2 сентября 2002 г.

 Исходя из смысла  ФЗ «О прокуратуре РФ», все создаваемые на территории РФ органы прокуратуры должны непременно входить в единую систему органов прокуратуры и действовать на основе ФЗ «О прокуратуре РФ», приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

 Таким образом,  никто не может присваивать  функции прокуратуры на территории  Российской Федерации. Во время  чеченских событий были созданы,  так называемые органы прокуратуры  республики Ичкерии, которые никогда  не были признаны законными. Подтверждением служат приказы Генеральной прокуратуры РФ "Об организации деятельности военных прокуратур Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе" N 249 от 9 сентября 2002 г., "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" N 301 от 20 ноября 2002 г.

 В соответствии  со ст. 28 Федерального закона "Об  общественных объединениях" в  названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории РФ политических партий, а также партий прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона "О политических партиях". Определение СК РФ по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. N 56-Г02-10, установило, что общественная организация "независимая общественная прокуратура" в своем наименовании использовала термин "прокуратура", указывая на характер своей деятельности, как это предусмотрено ст. 54 ГК РФ (части первая, вторая и третья) (с последними изм. и доп. от 27 июля 2006 г.). Признано незаконным использование понятия "прокуратура" в названии общественной организации "независимая общественная прокуратура".

Особое место  в системе органов прокуратуры  России занимает Следственный комитет  при прокуратуре РФ.

 В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Положение о  Следственном комитете при прокуратуре  Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.2

Следственный  комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры  Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.

Следователи Следственного  комитета при прокуратуре Российской Федерации проводят предварительное  следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.

Систему Следственного  комитета при прокуратуре Российской Федерации составляют: Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам.

3. Следственный  комитет при прокуратуре Российской Федерации возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель  Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации имеет первого  заместителя и заместителей, которые  назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Информация о работе Система органов прокуратуры РФ, проблемы ее оптимизации