Система органов прокуратуры РФ, проблемы ее оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Реформа отечественной прокуратуры 1864 года, одним из результатов которой стало лишение прокурорской системы функции надзора за исполнением закона, имела крайне негативные последствия для режима законности в государстве, резко подорвала авторитет прокуроров, лишила их реальных механизмов противодействия нарушениям закона. Поэтому любые новые попытки ослабления надзорных функций органов прокуратуры приведут, в том числе, к ослаблению существующего режима охраны Конституции России, в том числе.

Содержание работы

Введение.
§ 1 Система органов прокуратуры РФ. 4 – 18.
§ 2 Правовые основы деятельности прокуратуры РФ. 19 – 28.
§ 3 Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры. 29 – 30.
Заключение. 31 – 33.
Список использованной литературы. 34 – 36.
Список сокращений 37.

Файлы: 1 файл

184396.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции – осуществляет прямые  связи с соответствующими  органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;

  1. Заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;
  2. Участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

 

Основной функцией всех органов прокуратуры является прокурорский надзор, который представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.

Основными отраслями и направлениями прокурорского надзора являются:

  1. надзор за исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими: оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов:


     4.1  администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и    назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Вся деятельность прокуратуры по данным отраслям и  направлениям четко регламентирована действующим законодательством РФ.

 При осуществлении общего надзора прокуроры имеют следующие полномочия:

  1. по предъявлении служебного удостоверения: беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, на которые распространяется надзор,


иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления: необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и     обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;10

  1. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по по 
    воду нарушений законов. При наличии оснований, установленных законом, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. 11 При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить следующие акты прокурорского реагирования:
  2. вынести представление об устранении нарушений;12
  3. принести протест на противоречащий законам правовой акт;13
  4. обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о при- 
    знании правового акта недействительным;14
  5. вынести постановление о возбуждении  
    производства об административном правонарушении;15
  6. потребовать письменно привлечения виновного лица к иной 
    установленной законом ответственности.

 

 

§ 3 Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры.

Одним из наиболее видных путей оптимизации системы органов  прокуратуры РФ явился путь  создания Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Касаемо выбранного пути оптимизации системы органов  прокуратуры РФ, выбранной при  поддержке Генерального Прокурора  РФ Ю. Чайка можно прийти к выводу, что все, разработанные в поддержку данной концепции нормативно – правовые акты направлены на обеспечение полноценной самостоятельности следователя. Данную концепцию предложил Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, выступивший перед средствами массовой информации 19 марта 2007 г. Подобная концепция развития органов прокуратуры РФ основана на усилении принципа состязательности сторон в судебном процессе по уголовным делам. В свою очередь Следственным комитетом при прокуратуре РФ руководит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, назначаемый который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (как и сам Генеральный прокурор РФ).

Исходя из выбранной концепции развития на сегодняшний день система органов прокуратуры в своих полномочиях ограничена до представления государственного обвинения в суде, а также функций по надзору за федеральными органами исполнительной власти.

Проанализировав письмо главного военного прокурора, адресованное военным прокурорам гарнизонов, можно сделать вывод о том, что планируется создание следственного органа, в рамках РФ, который будет объединять в себе следователей всех ведомств, которые в настоящее время осуществляют деятельность по расследованию уголовных дел. Кроме того, из материалов этого письма можно сделать вывод о том, что Прокуратура РФ в перспективе реорганизуется в комитет государственных обвинителей при Министерстве Юстиции РФ (данный тезис подтверждается вопросом в письме главного военного прокурора об отношении военных прокуроров и приравненных к ним прокуроров к сокращению штатов военных прокуратур и переходе на федеральную гражданскую службу).

Безусловно выбранный путь развития органов прокуратуры позволит сделать следствие абсолютно независимым от обвинения. Подобные шаги законодателем делаются в целях усиления состязательности в уголовном процессе.

В настоящее время в системе органов военных прокуратур существуют существенные недостатки.

К наиболее значимым я хочу отнести недостатки, существующие в военных прокуратурах и следственных подразделениях при военных прокуратурах.

Конкретно это выражается в существенных недостатках в формировании структуры военной прокуратуры РВСН и Следственного Управления (далее СУ) при прокуратуре РВСН. Сложившееся положение дел обусловлено делением прокуратур и СУ по принципу окружного подчинения.

Уникальность прокуратуры и СУ РВСН заключается в том, что РВСН приравнены к военному округу (в силу наличия в ведении подчиненных объединений, соединений и частей ядерного оружия). Из территориальной расположенности прокуратур Ракетных армии  и Следственных отделов при прокуратурах армий (далее СО) вытекают основные и самые существенные недостатки, выражающиеся в значительном удалении участков прокуратур и СО от руководства и судебных органов, рассматривающих по существу уголовные дела идр.

Такие ограничения создают существенные препятствия для соблюдения норм УПК и требований других нормативно – правовых актов. Препятствия выражаются в трудности соблюдения процессуальных сроков и сроков реагирования, если речь идет о прокурорском надзоре.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, Прокуратура  Российской Федерации – единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Положение о прокуратуре  базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992 г. Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно – правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Одновременно прокуратура  способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.

Место прокуратуры в  системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

Она устанавливает и  принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  1. надзор за исполнением законов;  
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;
  5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  6. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  7. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации участвуют  в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Кроме того, Прокуратура  Российской Федерации принимает  участие в правотворческой деятельности.

 

 

Список использованной литературы.

Ι Нормативный материал.

 

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // "Российская газета",  25 дек.1993 N 237.

2. Уголовно – процессуальный кодекс Российской федерации от 18 дек. 2001 г. N 174-ФЗ //  "Российская газета" от 22 декабря 2001 N 249.

3. Федеральный закон О прокуратуре российской федерации: ФЗ N 2202-1 от 17 января 1992 года // СЗРФ, 20 ноября 1995, N 47, Ст. 4472.

4. Федеральный закон  "О государственной тайне" N 5485-I от 21 июля 1993 // "Российская газета", N 182, 21  сен 1993.

5. Федеральный закон  "О федеральной службе безопасности" N 40-ФЗ от 3 апреля 1995 // СЗРФ, 10 апр.1995, N 15, Ст. 1269.

6. Федеральный закон "О государственной охране" N 57-ФЗ от 27 мая 1996 // СЗРФ, 27 мая 1996, N 22, Ст. 2594.

7. Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" N 27-ФЗ от 6 февраля 1997  // СЗРФ, 10 февр. 1997, N 6, Ст. 711.

8. Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" N 114-ФЗ от 21 июля 1997 // "Российская газета", N 146, 31 июля 1997.

9. Федеральный закон О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" N 128-ФЗ от 25 июля 1998 // "Российская газета", N 145, 01 авг. 1998.

10. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" N 144-ФЗ от 12 августа 1995  // СЗРФ, 14 авг.1995, N 33, Ст. 3349.

11. Федеральный закон "О внешней разведке" N 5-ФЗ от 10 января 1996 // "Собрание законодательства РФ", 15 янв.1996, N 3, Ст. 143.

12. Федеральный закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" N 5473-I от 21 июля 1993 // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19 авг. 1993, N 33, Ст. 1316.

13. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15 июля 1995 // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19 авг. 1993, N 33, Ст. 1316.

 14. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" N 3-ФЗ от 8 января 1998 // СЗРФ, 12 янв. 1998, N 2, Ст. 219.

15. Федеральный закон "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ 
19 мая 1995 года // "Российская газета", N 100, 25 мая. 1995.

Информация о работе Система органов прокуратуры РФ, проблемы ее оптимизации