Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
Изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
Сравнить две системы: правовую систему и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.
Рассмотреть особенности развития двух систем на современном этапе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
I Система права. Юридическая природа, сущность системы права.………4
1.1 Понятие системы права………………………………………………...4
1.2 Отрасли права, как основные элементы структуры
правовой системы……………………………………………………………..7
II Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства…………………………………………………….…………..…16
2.1 Система законодательства…………………………………………....16
2.2Тенденция развития системы права и системы
законодательства ………………………………………………………..………...21
2.3 Соотношение системы права и системы законодательства………..22
2.4 Построение системы права и системы законодательства
в Казахстане………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………….……..28

Файлы: 1 файл

Система права и система законодательства .doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

     М. Сулейменов, директор НИИ частного права, председатель Казахстанского международного арбитража, академик Национальной академии наук, доктор юридических наук, профессор утверждает, что много сил было затрачено цивилистами, чтобы справиться с этой заразной болезнью, которая именуется Хозяйственным правом (Предпринимательское право). И которая имела обоснование в планово- распределительной системе, но которая противоречит принципам рыночной экономики, создаваемой в Казахстане.

В Казахстане первая концепция - (хозяйственного права) никогда успехом не пользовалась. Казахстанские цивилисты (особенно проф. Ю.Г. Басин) вели бескомпромиссную борьбу со сторонниками концепции хозяйственного права. [27]

     Гражданское право - это наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т.д. гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

Гражданско-процессуальное право  регулирует отношения, возникающие  в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Эти нормы определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

Административное право - это система  норм, регулирующих общественные отношения  в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни  общества.

Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

Трудовое право –  это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

Жилищное право – система  правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с пользованием жилыми помещениями в домах муниципальной собственности и т.д.

Уголовное право является комплексом норм, которые устанавливают, какое  общественно опасное поведение  является неправомерным и преступным, какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятия преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и др.

Уголовно-исполнительное право регламентирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденным назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным  делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения  с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Отдельно нужно сказать международное  право (система норм, регулирующих отношения  между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества в различных  сферах деятельности), которое занимает особое место в системе права. Конституция РК, которая затрагивает международное право, является п.3 ст. 4, в соответствии с которой, международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед законами и принимаются непосредственной, кроем случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Данные акты служат источниками конституционного права в случаях, когда они регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

Международные договоры могут являться источниками конституционного права  только при соблюдении трех условий. Во-первых, если предмет договоров  составляют вопросы конституционного права; во-вторых, указанные акты должны быть признаны в Республике Казахстан обязательными; в-третьих, необходимо вступление данных актов в юридическую силу.

Важные вопросы договорного  процесса регулируются нормами конституционного права: круг органов и должностных  лиц, уполномоченных заключать международные  договоры Республики Казахстан, порядок и условия их применения, процедура ратификации и денонсации. Причины взаимовлияния международного и национального права касаются экономической, внешнеэкономической, социально-культурной, информационной и коммуникационной сфер. Международные договоры различной формы (соглашения, пакты, конвенции) регулируют политически значимые отношения, связанные с суверенитетом, взаимопомощью, сотрудничеством, дружбой и согласием между государствами, а также военные, торговые, торгово-экономические, научно-технические связи и контакты на межгосударственном уровне. Вместе с тем, говоря о международном договоре как источнике конституционного права, нельзя не отметить, что за последнее десятилетие появилась целая серия международно-правовых актов, которые непосредственно трактуют и регулируют осуществление тех или иных прав и свобод, закрепляемых на конституционно-правовом уровне в системе национального права. В первую очередь это относится к Пактам о правах человека 1966 года, принятых Генеральной ассамблеей ООН, и ко многим международным актам гуманитарного характера. Формально закрепленные в этих актах положения обязательны для государств, должным образом их подписавших и ратифицировавших. Как известно, в 2003 году Президент издал Указ «О подписании РК Международного Пакта о гражданских и политических правах и Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах». Окончательное присоединение к указанным пактам состоится после их ратификации, но с оговорками, учитывающими особенности национального законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. После ратификации в Парламенте РК будет принят соответствующий закон. [7]

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. Следствием этого является систематическое образование на стыке однородных смежных отраслей «пограничных» отношений, которые, сохраняя черты одной отрасли, приобретают и свойство смежной [6,стр 195]. Пример: «пограничными» будут являться отношения личной собственности граждан (гражданское право) и института собственности супругов (семейное право).

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения, всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования.

Чем согласованнее между собой  элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права  сигнализирует законодателю о тех  актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях, для создания эффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно, значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава II Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

 

          2.1 Система законодательства

           В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя, из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством. [9]

Данная система является внешним выражением системы права, и свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах.

Таким образом, система  законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов, т.е. до законов. [10]

Широкое понимание термина  «законодательство» - это то, что  более жизненно и реально применяется  на практике.

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Республики Казахстан стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. [4] Наличие вертикальной структуры в литературе признается только применительно к системе законодательства. [11]

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства.

Комплексные образования  в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового  регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).[4]

Система законодательства, как и система права, носит  объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости  отражают разные уровни внутрисистемных  связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен – закона или какого-либо подзаконного акта.

Система актов - это система  иерархическая, в основе этой системы лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. [12]

Систематизация –  это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им. [2,стр 79]

 Существует три  основные формы систематизации  законодательства:

Кодификация – это  подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

Инкорпорация – объединение  нормативных актов определенного  уровня без внесения изменений в  их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)

Консолидация – объединение  в единый документ блока законодательных  актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений  в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.[2,стр 79]

Система законодательства Республики Казахстан на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость.

Требуется совершенствования законодательство о Правительстве с целью повышения эффективности его деятельности и ответственности за принимаемые решения. Например, необходимы дальнейшее совершенствование избирательного законодательства, организации выборного процесса, укрепление роли и повышение ответственности средств массовой информации за объективное и полное освещение избирательных мероприятий.  
В целях построения эффективной системы государственного управления целесообразно, при безусловном соблюдении требований унитарности и управляемости, дальнейшее совершенствование законодательства, обеспечивающего четкое разграничение сферы деятельности, функций и ответственности между различными уровнями государственной власти, в том числе создание условий для эффективного функционирования местного государственного управления. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в области развития рынка средств массовой информации, обеспечения его экономической самостоятельности, а также механизма их общественного и государственного контроля. Требует своего совершенствования законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения.

Особую актуальность приобретают принципы гражданского законодательства, с неукоснительным  соблюдением которых и должно происходить дальнейшее развитие гражданского законодательства, в число основных принципов которого можно отнести такие, как:  
равенство субъектов гражданско-правовых отношений, которое означает, что государство или его административно-территориальные единицы, вступая в гражданские правоотношения, не имеют каких-либо преимуществ либо привилегий перед своими гражданско-правовыми партнерами и что юридические лица в любой их организационной форме приравниваются в качестве субъектов гражданских правоотношений к физическим лицам, а также и то, что иностранные граждане и иностранные юридические лица приобретают такие же права и обязанности и в таком же порядке, что и казахстанские граждане и юридические лица, за исключением изъятий, установленных законами республики; неприкосновенность собственности, которая означает прежде всего признание за собственником возможности использовать свое имущество по свободному личному усмотрению при этом, осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства; свобода гражданско-правового договора, которая заключается в том, что любое лицо по своему усмотрению и без принуждения в праве решать вступать или не вступать ему в тот или иной договор, избирать партнера, с которым оно желает заключить договор, и определять условия договора; невмешательство государства и третьих лиц в частные дела и личную жизнь, которое означает недопустимость для государственных органов и других лиц влиять на то, как дееспособные граждане или юридические лица распоряжаются своим имуществом, делят свою прибыль, используют доходы; защита предпринимателей и потребителей как основных субъектов гражданско-правовых отношений.

Информация о работе Система права и система законодательства