Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа
Цель работы:
- изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
Изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
Сравнить две системы: правовую систему и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.
Рассмотреть особенности развития двух систем на современном этапе.
Введение ……………………………………………………………………………..3
I Система права. Юридическая природа, сущность системы права.………4
1.1 Понятие системы права………………………………………………...4
1.2 Отрасли права, как основные элементы структуры
правовой системы……………………………………………………………..7
II Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства…………………………………………………….…………..…16
2.1 Система законодательства…………………………………………....16
2.2Тенденция развития системы права и системы
законодательства ………………………………………………………..………...21
2.3 Соотношение системы права и системы законодательства………..22
2.4 Построение системы права и системы законодательства
в Казахстане………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………….……..28
Поэтому, видимо, какое-то рациональное зерно есть в утверждениях тех ученых, которые вообще отрицают деление права на отрасли (во всяком случае, на существующие в настоящее время отрасли), утверждая, что построить эти отрасли можно было бы и по другому.
А.Д. Перевалов считает, что «структурные образования в системе права отличаются по сложности строения (горизонтальные, вертикальные, линейные, матричные и др.). В те или иные периоды развития общества и права на передний край выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время: нормы – институты – отрасли. Но может быть и иная структура. Может быть целый ряд структур, не исключающих друг друга, а построенных и выявленных по иным принципам и основаниям.
Рациональное зерно заключается в идее рассмотрения системы права в виде единого, не разделенного на части массива правовых норм – живых клеточек правовой материи. Это позволит увидеть, что на каждом очередном этапе развития общества массив правовых норм «кристаллизуется» вокруг нескольких крупных системообразующих факторов. К ним можно отнести систему нормотворческих органов, систему субъектов права, основные социально-экономические задачи этапа, пути и средства их решения и др. И застывают в виде кодифицированных и не кодифицированных актов. Общественная жизнь и законодательство не стоят на месте. Наступает новый этап общественного развития, и процесс кристаллизации законодательства начинается снова, но уже по-другому. Изменились задачи, появились новые пути и средства их решения, одни системообразующие факторы утрачивают значение, другие выдвигаются на первый план. Старые акты не соответствуют новым требованиям, новые с трудом вписываются. [17]
В то же время применительно к развитой правовой системе идея об отказе от отраслей права все же насквозь утопична: отрасли-то уже сложились, существуют, действуют, объективировались, и считать, что их нет, значит, просто закрывать глаза на реальные факты.
2.4 Построение системы права и системы законодательства в Казахстане
Из всего сказанного можно сделать вывод, что при сложившейся и развитой системе права и законодательства законодатель, разрабатывая новые законы, вынужден учитывать сложившуюся систему, и не может принимать законы, не вписывающиеся в эту систему.
Иное дело, когда правовая система еще не сформировалась или требует коренных изменений. Такая ситуация сложилась, в частности, в странах бывшего Советского Союза после распада. Дело было не просто в распаде великой империи и образовании новых независимых государств. Дело еще в переходе от централизованной к рыночной экономике.
Поэтому все старые законы уже не могут регулировать новые отношения. В Казахстане, так же как и в других странах СНГ, создан практически новый правовой массив, построена новая система права.
При этом надо учитывать следующие обстоятельства.
1. При самой резкой
смене социально-экономической
2. Широкое распространение
получило модельное
3. Поскольку Казахстан
остался в правовой семье
В момент возникновения
государства и права
В разных странах правовые системы складывались по-разному. Но везде закреплены такие правовые институты, как право собственности, юридическое лицо, договор, с одной стороны, и органы управления, юстиция, суд, армия и т.п. – с другой. Сложившаяся в каждой стране правовая система выступает как единое целое, системно организованное образование, и в этом смысле она может рассматриваться как объективное явление.
Это обстоятельство, тем не менее, не опровергает утверждения, что система права не познается законодателем, и именно строится им. Поскольку законодательство является внешней формой права и ни в чем ином (я отбрасываю пока иные источники права, такие как обычай, прецедент), кроме как в законодательстве, выражаться не может. Поэтому неверны утверждения, что система права объективна, а система законодательства субъективна. Объективны и та и другая. Нельзя систему права оторвать от системы законодательства.
Разумеется, при принятии новых законов законодатель связан существующей системой права и законодательства. Новый закон должен быть встроен в существующую систему права, иначе он принесет больше вреда, чем пользы, или вообще не будет работать.
Например, в 1998 г. по инициативе Национальной комиссии по ценным бумагам РК был принят разработанный американскими юристами Закон об акционерных обществах. Закон был нашпигован американскими понятиями и инструментами, направленными на построение акционерного общества не как производственного предприятия, а как спекулятивного образования, участника рынка ценных бумаг. Этот закон сразу забуксовал, практически не работал, и те же люди, теперь уже в Национальном банке, инициировали разработку нового закона, соответствующего принципам континентальной системы права, который и был принят в 2003 г. и действует до сих пор.
Возможности законодателя в построении системы права значительно усиливаются после революций и иных социальных потрясений, к которым, безусловно, относится развал Советского Союза.
После обретения независимости в Республике Казахстан еще какое-то время применялись законы Союза ССР и Казахской ССР.
Однако в настоящее время законодательство Союза ССР уже давно в прошлом. Законодателю Казахстана пришлось создавать законодательную систему РК практически с нуля. За время независимости было принято 250 законов, в которые постоянно вносятся изменения.
Только рабочей группой цивилистов под руководством М. Сулейменов, директора НИИ частного права, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктора юридических наук, профессора. Было подготовлено свыше 70 проектов принятых Парламентом РК законов, в том числе Гражданский кодекс, законы о земле, о недрах и недропользовании, о нефти, о хозяйственных товариществах, о товариществах с ограниченной ответственностью, о государственном предприятии, о страховании, о жилищных отношениях и много других основополагающих законов рыночной экономики. Казахстан, как и другие страны социалистического лагеря, совершил переход из планово-распределительной к рыночной экономике.
Заключение.
Выбранная тема исследования звучит как «Система права и система законодательства». Подводя итог исследования, можно сделать следующие краткие выводы:
Под системой права в теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером реализуемых общественных отношений. Таким образом, главными характеристиками данной системы являются ее объективность, зависимость от общественных отношений и то, что система права представляет собой сущность права.
Система права складывается в результате законодательной деятельности государства и существует в рамках определенной системы законодательства, а не вне и независимо от нее.
Системы функционируют в непрерывной взаимосвязи. Они соотносятся между собой как две стороны одного явления. Система права - это внутреннее содержание права, а система законодательства – это внешняя форма его выражения. Поэтому эти две системы нужно рассматривать не по отдельности, а вместе, чтобы лучше понять систему права и систему законодательства государства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что при сложившейся и развитой системе права и законодательства законодатель, разрабатывая новые законы, вынужден учитывать сложившуюся систему и не может принимать законы, не вписывающиеся в эту систему.
Список использованных источников
1. Общая теория государства и права / Под. ред. В. В. Лазарева
2. Теория государства и права. Учебное пособие. Булгакова Д.А. Алматы: Издательство «NURPRESS», 2011г.-114с.
3. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие для студентов. Доржиев Ж.Б. Издательство ВСГТУ,2005 Улан-Удэ.
4. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 46.
5.Теория государства и права./ Под ред. Стрекозова В.Г. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1997. С. 291.
6. Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 1996. С.198.
7. http://journal.zakon.kz/ Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ» Январь, № 1, 2005 г. О системе источников конституционного права Республики Казахстан. Декан университета им. Д.А. Кунаева доцент А. ТУСУПОВА
8. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
9. Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 328.
10. Юридический энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я.Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 103.
11. Поленина СВ. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1973. С. 36-85
12. Системность законодательства как фактор повышения его качества.// Государство и право. 2002’8. C. 14
13. http://medialaw.asia/document/
14. http://student.rostov.ru
15. С.С. Алексеев /Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд. НОРМА, 2001. С. 69
16. А.Б. Венгеров /Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 1999. С. 386
17. Советское государство и право. 1982. № 6. С. 100.
18.http://www.zakon.kz Система права и система законодательства Казахстана: выбор пути /М. Сулейменов, директор НИИ частного права, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор/ Дата: 09.01.2012
19. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г.
20. Теория государства и права./под. Ред. Проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
21. Теория государства и права./ Под ред. Стрекозова В.Г. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1997. С. 291.
22. Основы банковского права. / Под ред. О.М. Олейник. М., 1997.
23. Банковское право. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М., 1999.
24.Банковское дело. / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 1992.
25. Указ Президента Республики Казахстан от 30.03.95 «О национальном банке Республики Казахстан».
26. Закон Республики
Казахстан «О банках и
27. http://journal.zakon.kz Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ»Январь, № 1, 2012 г. КАК СОЗДАВАЛСЯ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС Республики Казахстан М. Сулейменов, директор НИИ частного права, председатель Казахстанского международного арбитража, академик Национальной академии наук, доктор юридических наук, профессор
Информация о работе Система права и система законодательства