Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
Изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
Сравнить две системы: правовую систему и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.
Рассмотреть особенности развития двух систем на современном этапе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
I Система права. Юридическая природа, сущность системы права.………4
1.1 Понятие системы права………………………………………………...4
1.2 Отрасли права, как основные элементы структуры
правовой системы……………………………………………………………..7
II Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства…………………………………………………….…………..…16
2.1 Система законодательства…………………………………………....16
2.2Тенденция развития системы права и системы
законодательства ………………………………………………………..………...21
2.3 Соотношение системы права и системы законодательства………..22
2.4 Построение системы права и системы законодательства
в Казахстане………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………….……..28

Файлы: 1 файл

Система права и система законодательства .doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Одним из приоритетных направлений  развития гражданского права должно стать дальнейшее совершенствование  законодательства, регулирующего право на объекты интеллектуальной собственности. Оно должно основываться на соблюдении интересов авторов, а также интересов экономической, технологической и информационной безопасности Казахстана. Необходимо принять ряд законодательных и подзаконных актов, касающихся создания и использования научно-технических достижений, которые, в свою очередь, позволят реализовать на практике комплекс мероприятий, направленных на защиту прав, свобод и интересов граждан - обладателей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и владельцев указанных объектов.

Законодательство в  сфере государственного регулирования  экономики призвано упорядочивать  отношения в области выработки  оптимального механизма государственного регулирования экономики и создания благоприятных условий для ее функционирования, регламентировать порядок взаимодействия участников рыночных отношений в процессе социально-экономического развития. Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена, в частности, не заинтересованностью частного собственника решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, установления оптимальных тарифов на услуги естественных монополий, финансирования и организации в общегосударственных масштабах фундаментальных научных исследований целого ряда экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Решение этих задач вынуждено взять на себя государство посредством проведения инвестиционной, тарифной, налоговой и торговой политики.  
Изучение мирового опыта показывает, что многие развитые страны пришли к стадии устойчивого развития благодаря активной роли государства в определенных сферах экономики, которая реализовывалась через систему экономического государственного регулирования. Поэтому дальнейшее развитие экономики должно осуществляться при адекватном государственном регулировании деятельности участников рынка, но при соблюдении их конституционного права на свободу предпринимательской. Развитие правовой базы банковской деятельности является важной задачей законодательного процесса. Необходимо такое законодательное регулирование банковской деятельности, которое бы в полной мере соответствовало рыночным принципам, способствовало бы установлению равноправных отношений между клиентом и банком, развитию новых видов банковских услуг, общепринятых в мировой банковской практике. Необходимо дальнейшее развитие законодательства, регулирующего фондовые рынки. [13]

 

 

 

 

 

          2.2 Тенденции развития системы права и системы законодательства

 

Развитие двух диалектически связанных систем – это процесс сложный и во многом неоднозначный, поскольку наряду с общими изменениями в системах могут происходить и такие изменения, которые затрагиваю в основном одну.

Формирование новых  отраслей и комплексов законодательства, соответствующих задачам стоящим перед Казахстаном. Этот процесс носит постоянный характер.

Наполнение новым содержанием  действующего законодательства РК.

Основные направления  развития и совершенствования права  связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления; тенденции развития структуры (системы) права; тенденции совершенствования законодательства. К общим тенденциям относятся следующие.

 Постепенное изменение  соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РК, Гражданском кодексе РК, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание обще дозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права.

С другой стороны, наблюдается  определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком.

В числе тенденций  развития структуры (системы) права  можно назвать такие.

1. Процесс постепенного  накопления нормативного материала  и распределение его по структурным  блокам — институтам, отраслям. Все  более заметна тенденция к  определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим Характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

2. Рост значения правового  регулирования, что влечет за  собой образование комплексных  структурных объединений юридических  норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

3. Возможное развитие  системы права в направлении  от современной структуры с  ее довольно прочными связями  между институтами и отраслями  к «плазменному» строению, где  первичные структурные элементы  будут находиться в состоянии  относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения. [14]

 

 

          2.3 Соотношение системы права и системы законодательства

 

Исходя из определения  права, и надо определять соотношение  права и законодательства. Эта  проблема может быть решена через  понятие формы в праве.

Исходя из философских  категорий содержания и формы, юристы выявляют внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой в философии понимают способ связи элементов, составляющих содержание; внешняя форма выражает связь данного объекта с другими.

В соответствии с этим под внутренней формой права понимают структуру права, а под внешней  – систему законодательства и иные источники права.

Говоря об отличиях между  системой права и системой законодательства, С.С. Алексеев /Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд. НОРМА, 2001. С. 69/ пишет, что если первое – это  объективно существующее деление внутри самого права, в рамках его юридического содержания (внутренней формы), то второе представляет собой состав, соотношение, построение источников, внешней формы права, в том числе нормативных актов, наличие в них подразделений, обособляемых главным образом по предметному и целевому критерию.

Внутренняя форма права, или структура права, принадлежит  к содержанию явлений, при таком  понимании обеспечивается устойчивая связь формы и содержания, это  не различные явления, форма органически  связана с содержанием. Для права как совокупности норм внутренней формой является устойчивая взаимосвязь между отдельными отраслями права, образующими в своем единстве, в своей целостности систему права в данном обществе.

В то же время законодательство (как и иные источники права) как внешняя форма права неразрывно связано с правом, это – форма самого существования правовых норм. «Право не существует вне законодательства, и с этой точки зрения законодательство и есть право».

Исследуя вопрос о  соотношении права и законодательства, нельзя не забывать того, что, во-первых, понятия «форма права» и «источник права» можно использовать как синонимы, если исходить из узкого понятия права (из позитивного права). При широком понимании права понятия «форма права» и «источник права» не совпадают. Поскольку я не разделяю этой концепции, рассуждения об этом несовпадении для меня представляются безразличными.

Во-вторых, формами (источниками) права выступает не только законодательство (нормативные правовые акты), но и  иные источники. Основными из них являются правовой обычай и судебный прецедент. Однако судебный прецедент в Казахстане, как и в иных странах континентального права, не признается в качестве источника права.

Что касается обычаев, то он применяется крайне редко, и только в случаях, если они не противоречат гражданскому законодательству, действующему на территории Казахстана (п. 4 ст. 3 ГК РК).

В литературе называют еще  другие источники права: нормативный  договор, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Возможно, в мировом масштабе все перечисленные формы являются источниками, например: доктрины – в римском и мусульманском праве, религиозные тексты – в католических и мусульманских странах, принципы права – в странах, где они признаются источниками права.

Для Казахстана, можно признать с большими оговорками нормативный договор (соглашения между областями, коллективный трудовой договор и т.п.), хотя, даже если и признать его источником права, он все равно будет иметь минимальное значение, в отличие от, например, России как федеративного государства, где соглашения между субъектами федерации действительно могут иметь важное значение в качестве источника права.

Поэтому, говоря о соотношении  права и формы права, не будет  большой ошибкой говорить о праве  и законодательстве и о том, что право является содержанием законодательства, а законодательство является формой (источником) права.

Признавая объективность  системы права и субъективность системы законодательства, нельзя забывать того имеющего первоочередное значение факта, что и система права, и система законодательства относятся к сфере субъективного, к сфере надстройки, отражающей объективные требования базиса, что обе эти системы создаются людьми, законодателями.

Признавая самостоятельность  двух этих систем, нельзя их сильно отрывать друг от друга, нельзя забывать того, что система законодательства является формой права, и не может так разительно не соответствовать праву.

Система права складывается (конечно, не единым актом, а исторически, постепенно) все же только в результате законодательной деятельности государства и существует в рамках определенной системы законодательства (или иных источников права – обычаев, судебных прецедентов), а не вне и независимо от нее. Эти две «системы» не совпадают целиком. Но отсюда вовсе не следует, что система права складывается «сама собой». Законодатель вкладывает в издаваемые им юридические нормы определенное содержание, и это само собой ведет к распределению юридических норм на известные группы (отрасли).

Объективность системы  права есть не что иное, как объективно правильное (более или менее точное) отражение законодателем существующих в обществе независимо от его воли закономерностей разграничения общественных отношений, которые законодатель призван познать и наиболее правильно отразить в развитии правовых норм.

Конечно, право также  существует как сложившаяся в  данных исторических условиях часть  надстройки, реальная для всех, кто  его исполняет, и для самого законодателя. Именно в этом смысле, в смысле сложившегося на данном этапе расчленения норм права на различные взаимообусловленные группы (отрасли, институты), можно говорить об объективной дифференциации права, о его сложившейся системе.

А.Б. Венгеров следующим образом определяет соотношение системы права и системы законодательства с позиций системного подхода.

Система общественных отношений  – это надсистема для системы  права, которая призвана регулировать эти общественные отношения. Эта  надсистема определяет объективно предмет  и метод правового регулирования, структуру права, ее характеристики.

Система права является надсистемой по отношению к системе  законодательства, определяя критерии, признаки, по которым происходят отбор  и строение элементов в системе  законодательства, происходит процесс  упорядочения, систематизации законодательства. Основные юридические способы систематизации законодательства – кодификация, консолидация, инкорпорация. [16]

Из неразрывной связи  права и законодательства вытекает ответ на вопрос, можно ли построить  систему права, или она существует объективно, и законодательство должно соответствовать этой системе.

Субъективный характер системы права и зависимость  ее от воли законодателя позволяют  нам утверждать, что, принимая нормативные  акты, мы не познаем систему права  как нечто объективное, а строим систему права. Поэтому отрасли права, сложившиеся в системе права, – это не познание объективной системы права, а построение системы данных отраслей в соответствии, разумеется, с объективно существующими общественными отношениями. Но все равно это лишь отражение этих объективных закономерностей в системе права. И построены эти отрасли могут быть по-разному.

Информация о работе Система права и система законодательства