Системы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование правовых систем современности, расширение знаний в данной сфере и выявление идеальной системы права, которая бы подходила для всех стран.
Для достижения указанной цели установим следующие задачи:
Рассмотреть понятие и классификацию правовой системы;
Рассмотреть особенности романо-германской правовой системы;
Рассмотреть особенности англо-американской правовой системы;
Рассмотреть особенности системы социалистического права;
Рассмотреть особенности мусульманской правовой системы.

Содержание работы

Введение…………..……………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и критерии классификации правовой системы…......5
Понятие правовой системы………...…………………………….5
Критерии классификации правовой системы………………......9
Глава 2 Классификация правовых систем…………………...…………..12
Романо – германская правовая система………………………..12
Англо – американская правовая система………………………17
Мусульманская и социалистическая системы права………….22
Заключение…………………………………………………………………...27
Библиографический список……………………………………………..…29

Файлы: 1 файл

Курсовая ПО ТГП системы права.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)

В «общем праве» судьи не делают ориентации на будущее, как это  делает законодатель, они решают конкретный случай. Такой подход делает нормы  права более гибкими и менее  абстрактными, чем  нормы романо-германской системы, но в то же время более  казуистичным и менее определенным. «Общее право» и «право прецедента» делают различие права и закона более ярко выраженным, чем различие права и закона на континенте.

В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система  источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой системы. Здесь отсутствует деление  права на частное и публичное. Его заменяет деление права на «общее право» и «право справедливости». Ярко выраженного деления права на отрасли здесь нет, поскольку суды могут разбирать разные категории дел. Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она предпочитает результат теоретическому обоснованию, т.е. носит прагматический характер. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. При существующей организации судебной системы это значит:

  1. решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов;
  2. апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
  3. Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
  4. окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. 

Прецедентное право требует  от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение  той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет.22

В Англии весьма специфична проблема соотношения закона и судебной практики. Так, закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако действительность значительно сложнее принципа: правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем его толкованием, которое дано ему в судебных решениях, именуемых «прецедентом толкования». Поэтому столь однозначно нельзя утверждать, что парламентское законодательство как источник права стоит выше прецедента.

Значительны различия между  правовыми системами разных стран  как внутри романо-германской системы, так и «общего права». Сказанное  можно легко подтвердить при  изучении права США.

Английские поселенцы  на территории США принесли с собой и английское право, но оно применялось с оговоркой « в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии» (принцип дела Кальвина 1608 г.). Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего с «английским прошлым». Первым шагом на этом пути было принятие письменной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США.23 В ряде штатов были приняты кодексы и запрещены ссылки на английские судебные прецеденты. Однако перехода американского права в романо-германскую семью не произошло.

Право США в целом имеет  структуру, аналогичную структуре  «общего права», но только в целом. Одно из весьма существенных различий связано с федеральной структурой США. На уровне штата создается свое законодательство и своя система прецедентного права, отсюда значительный массив статутного права на уровне штатов. Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, поиск прецедентов является нелегким делом. Законодательство штатов, в виду с расхождениями с правом страны, делает правовую систему США сложной и запутанной.

Судебные инстанции не связаны прецедентами. Отсюда их большая  свобода и маневренность в  процессе приспособления права к  изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль над конституционностью законов. Особенно широко указанным правом пользуется Верховный суд США, подчеркивая роль судебной власти в американской системе правления. Нормы права в США устанавливаются судами, а принципы складываются на основе этих норм. Именно в этом суть права, по мнению юристов.24

Кроме того, в статутном  праве США множество кодексов, которых не знает английское право, например Единообразный торговый кодекс 1962 г.

Как и в Англии, в США  велико значение «обычного права» в  функционировании механизма государственной власти. В сфере частного права распространены обычаи. Итак, ориентация на гибкое правотворчество, наличие права судебной практики, наделение судов неограниченными полномочиями по созданию и пересмотру правовых норм, правовой дуализм в силу федерального устройства США – все это создает специфику американского права.

В ХХ в. в США, как и в  Англии, появились новые тенденции. Право перестало рассматриваться  только как средство разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан орудие, способствующее созданию нового типа и именно для этого предназначенное.

Рассмотрев англо-американскую (англосаксонскую) правовую систему можно сделать выводы о том, что  англосаксонскую правовую систему очень часто называют системой «общего права», она возникла в средневековой Англии, от других правовых систем она отличается, прежде всего, тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент.

    1. Мусульманская и социалистическая системы права.

 

Социалистическая правовая система составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом правовую систему, выделенную в основном по идеологическому признаку. Социалистическая правовая система была создана первоначально в России в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалистического права.

Советское право должно рассматриваться как оригинальная система в сравнении с романо-германской правовой семьей. Очевидно, что будущее коммунистическое общество, когда оно будет создано, представит новый тип общества, принципиально отличный от существующих ныне обществ.

Но впредь до того, как  оно сформируется, действующее советское  право, несомненно, обнаруживает известное  сходство с романо - германской системой права. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также — хотя бы по внешнему виду — ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из сказанного, многие западные авторы, особенно английские и американские, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему и помещают его в романские правовые системы25.

Наряду со сходствами данной правовой системы с континентальным правом, она имеет ряд особенностей, обусловленных выраженным классовым характером. Вначале революционное творчество являлось единственным и основным источником социалистического права, а позже – нормативно-правовые акты, декларирующие выражение воли трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем – всего народа, руководимого коммунистической партией.

Господствовало узко  - нормативное понимание права. Господствующее место занимало публичное право. Для советской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных органов.

Возвращаясь к сравнению  данного права с романо - германским, следует отметить, что для юристов социалистических стран право — это надстройка, отражение определенной экономической структуры. Было бы неправильно и ненаучно отрицать значимость связи между правом и экономикой и, в конечном счете, одновременно подчеркивать сходство и различия, которые не выходят за рамки чисто правовой формы.

Право социалистических стран  и право стран несоциалистических принадлежат, таким образом, к двум различным семьям права, одна из которых связана со свободной игрой экономических сил и частных интересов, а при другой средства производства используются в соответствии с планом, устанавливаемым в интересах всего общества.26

 Можно более подробно описывать особенности социалистической системы права, приводить множество цитат из работ великих людей, однако будет разумнее подвести итог рассматриваемого вопроса, в том числе, используя, изученные и ранее не упомянутые факты:

  1. Во всех социалистических странах огромную роль играл принцип социалистической законности. « В Советском Союзе и других социалистических странах принцип социалистической законности подчеркнут со всей силой и одновременно имеются все гарантии для того, чтобы сделать этот принцип действительным».
  2. Принцип социалистической законности должен был иметь свои гарантии. Ими являлись:
      1. Прокуратура;
      1. Комитеты народного контроля;
      2. Адвокатура.
  1. «Социалистическая» законность означает, что советские граждане, государство должны были соблюдать законы потому, что «…эти законы справедливы, а справедливы они потому, что их создает социалистическое государство, которое выражает интересы всех, а не какого-либо привилегированного класса».

«Экономический строй общества, материальные условия господствующего класса определяют его общественное сознание, его волю и интересы, которые находят свое выражение в праве… Отрыв права и законности от экономики, рассмотрение правовой системы независимо от существующих экономических отношений несовместимы с коренными положениями советской юридической науки».

Далее рассмотрим мусульманскую  систему права.

Под мусульманским правом вообще понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые духом, нравственные и юридические нормы.

Правовые системы мусульманских  стран, хотя они и имеют определенные различия, сформировались и функционируют на религиозно основе ислама.

Правовые системы 45 афро-азиатских  государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими читаются 33 страны, среди них Иран, Афганистан, Турция, Арабский восток и т.д. Здесь более 80% населения являются мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией. Главным источником права и по сей день здесь являются религиозные писания: Коран, Сунна и т.д.

Мусульманское право как  система образовалось еще в VII-X вв. в Арабском Халифате. Основное содержание мусульманского права – вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане являются основной частью населения, оно дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств27.

Во второй половине XIX века в мусульманских странах применялись  уголовные, торговые, процессуальные и  другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений.

В странах с мусульманским  правом конституция не считается  основным законом, эту роль играет Коран(священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету), Сунна (сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников), Иджма (принцип консенсуса – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов) и Кияс (рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права).28 Религиозные предписания являются столь сильным, главным и непоколебимым инструментом регулирования отношений, что в некоторых мусульманских странах даже нет писаной конституции (Саудовская Аравия), ее место занимает Коран.

Соблюдения шариатских норм или «божественного» законодательства, всегда являлось непременным условием легитимизма любой государственной власти.

Выборы в мусульманских  странах – это идеал «особенно  одаренных». Основным принципом выборов является принцип «достойных представителей». Только особая категория знатных вправе советовать правителям, принимать решения в отношении законности политики правителя к нормам шариата.

Информация о работе Системы права